г. Санкт-Петербург |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А56-34447/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22146/2019) ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2019 по делу N А56-34447/2019(судья Сундеева М.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области"
к ООО "ДЛ-Экспедирование"
о взыскании
установил:
Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (адрес: 460000, г Оренбург, Оренбургская обл, ул Пролетарская 58, ОГРН: 1025601034370) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ДЛ-Экспедирование" (адрес: 196210, г Санкт-Петербург, ул Внуковская 2/литер А, ОГРН: 1057813031979) о взыскании 50 273 руб. 94 коп. ущерба, причиненного в результате превышения транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузки на оси.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 24.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Истец ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Автомобиль Мерседес Бенс г.р.н. В 017 МК 178, принадлежащий ответчику, 17.04.2016 осуществлял перевозку тяжеловесного груза по маршруту Москва - Новотроицк без специального разрешения. При взвешивании данного автомобиля было установлено превышение значений предельно допустимых нагрузок на 1, 2, 3, 4, 5 оси транспортного средства. По результатам взвешивания был составлен акт N 1 от 17.04.2016. Сумма ущерба составила 33.325 руб. 84 коп.
Автомобиль Мерседес Бенс г.р.н. В 085 ММ 178, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по маршруту г. Богданович - г. Бузулук без специального разрешения. При взвешивании данного автомобиля было установлено превышение значений предельно допустимых нагрузок 1, 2, 3, 4, 5 оси транспортного средства. По результатам взвешивания был составлен акт N 2 от 11.01.2017. Сумма ущерба составила 12.798 руб. 41 коп.
Автомобиль Мерседес Бенс г.р.н. В 446 НН 178, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по маршруту г. Орск - г. Оренбург без специального разрешения. При взвешивании данного автомобиля было установлено превышение значений предельно допустимых нагрузок 2 ось транспортного средства. По результатам взвешивания был составлен акт N 1 от 28.02.2018. Сумма ущерба составила 4.149 руб. 69 коп.
Таким образом, истец понес убытки в связи с действиями ответчика в общей сумме 50 273 руб. 94 коп.
Истец направлял в рамках досудебного урегулирования спора в адрес ответчика претензии, требования которых оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Истцом требований указал на не доказанность совокупности элементов для возложения на Ответчика деликтной ответственности, поскольку материалы дела не содержат сведений о свидетельствах, о проверке и паспортах измерительных приборов, что лишает суда возможности установить достоверность информации, содержащейся в актах.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1). Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) порядок возмещения вреда, причиняемого ТС, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда в случае движения таких ТС по автомобильным дорогам федерального значения определяет Правительство Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам ТС, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 утверждены Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее - Правила перевозок), которыми установлены, в том числе, предельно допустимые осевые нагрузки ТС.
В целях установления порядка возмещения владельцами ТС, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого ТС автомобильным дорогам, а также порядка определения размера такого вреда, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда).
Законом N 257-ФЗ на владельцев транспортных средств возложена обязанность по возмещению вреда, причиняемого данными ТС при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Правил о возмещении вреда вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами этих ТС. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: предельно допустимой массы ТС; предельно допустимых осевых нагрузок ТС; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут ТС; базового компенсационного индекса текущего года.
Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут ТС, по формуле, указанной в пункте 6 Правил о возмещении вреда.
В таблице 2 приложения к названным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось ТС.
Исходя из приведенных правовых положений превышение предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось ТС наряду с превышением значения предельно допустимой массы ТС является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 21.06.2010 N 445-п "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и международного значения Оренбургской области" установлен размер вреда в отношении автомобильных дорог регионального и муниципального значения Оренбургской области.
Факты превышения допустимых нагрузок на оси принадлежащих ответчику ТС подтверждаются N 1 от 17.04.2016, N 2 от 11.01.2017, N 1 от 28.02.2018.
Пунктом 2.2.1. Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011, N 125 утверждена форма акта, который составляется при осуществлении весового контроля на федеральных автомобильных дорогах. Указанным приказом в пункте 2.2.2. не установлена форма акта, который оформляет владелец автомобильной дороги при обеспечении взвешивания транспортного средства на дороге регионального или межмуниципального значения.
В целях фиксации итогов взвешивания транспортного средства сотрудником учреждения составляются акты о превышении транспортным средством установленных ограничений но общей массе и (или) нагрузки на ось, что не противоречит нормам действующего законодательства.
Указанная форма акта утверждена распоряжением министерства строительства. жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от 17.01.2012 N 1.
Представленные Истцом в материалы дела акты подписаны водителями без замечаний, акты соответствуют утвержденной форме.
В соответствии со статьей 9 Федерального Закона Российской Федерации N 102-ФЗ от 26 июня 2008 года "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденною типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Взвешивание транспортных средств по актам N 1 от 17.04. 2016, N 1 от 28.02.2018 осуществлялось с применением весов типа ВА-20П, о чем указано в самих актах.
Весы указанные в акте N 1 от 17.04.2016, прошли поверку в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о поверке, действующем до 31.12.2016.
Весы указанные в акте N 1 от 28.02,2018, прошли поверку в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о поверке N 12/4006-2017 от 05.12.2018, действующем до 05.12.2018.
Указанное средство измерения включено в реестр средств измерений, что подтверждается сертификатом об утверждении типа средств измерений RU.C.28.004.AN 42110.
Согласно статье 13 Федерального Закона Российской Федерации N 102-ФЗ от 26 июня 2008 года средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
В соответствии с паспортом на весы автомобильные электронные портативные ВА-ГТ номер 39453 раздел 10 "Поверка" дата поверки 31.12.2015 года. Межповерочный интервал - не более 1 года.
Взвешивание транспортного средства по акту N 2 от 11.01.2017 г. осуществлялось с применением весов автомобильных весов ВА-15С с двумя платформами N 1346, 1349, прошедших поверку и установленном порядке, что подтверждается свидетельством о поверке N 393282, N 393281 от 10.08.2016 года, действующим до 10.08.2017 года.
В соответствии с руководством по эксплуатации весы автомобильные переносные ВА-15С-2 предназначены для статистического измерения осевых и поколесных нагрузок автотранспортного средства.
Тип весов автомобильных переносных ВА-15С, производства ЗАО НПФ "МЕТА" г. Жигулевск, зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под N 19504-00. Сертификат об утверждении типа средств измерений RU.C.28.000.A N 7713, весы N 1349 и 1346, согласно инвентарной карточки основных средств N 19, приняты к учету 30.08.2010.
Довод ответчика о взвешивании автомобиля на не ровной поверхности и с нарушением требований по эксплуатации весов подлежит отклонению по следующим основаниям.
Площадка, расположенная на 11 км автомобильной дороги Оренбург - Орск -Шильда - гр. Челябинской области и на 102 км автомобильной дороги Бугульма-Бугуруслаи-Бузулу к-Уральск отвечают требованиям, изложенным в руководстве по эксплуатации весов, что подтверждается актом измерений уклонов и ровности на площадках для весового контроля.
Доказательств того, что взвешивание осуществлялось не в статистическом режиме, а в движении, ответчиком не представлено.
Ссылка ответчика на то, что весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, должен производиться только на стационарных пунктах несостоятельна поскольку, Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач.
Указанная выше правовая позиция нашла свое отражение в судебной практике, в частности в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2012 N ВАС-15252/11.
Поскольку свидетельства, о проверке и паспортах измерительных приборов, были представлены истцом одновременно с подачей иска (л.д.22-25) вывод суда первой инстанции о не предоставлении указанных документов противоречит материалам дела.
Принимая во внимание доказанность факта причинения ущерба Ответчиком, размер ущерба определен Истцом в соответствии с действующим законодательством, при этом Ответчик в нарушение положений статьи 65 АПК Российской Федерации не представил доказательств отсутствия своей вины в причинении ущерба, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2019 по делу N А56-34447/2019 отменить.
Взыскать с ООО "ДЛ-Экспедирование" (адрес: 196210, г Санкт-Петербург, ул Внуковская 2/литер А, ОГРН: 1057813031979) в пользу государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (адрес: 460000, г Оренбург, Оренбургская обл, ул Пролетарская 58, ОГРН: 1025601034370) ущерб в сумме 50 273,93 рубля.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34447/2019
Истец: ГУ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "ДЛ-Экспедирование"