г. Москва |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А40-46703/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 июля 2019 года, принятое судьей Жбанковой Ю.В., в порядке упрощенного производства по делу N А40-46703/19, по исковому заявлению ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" к АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" о взыскании задолженности по договору N ТОР-ЦВ-00-30/ДД/В-223/13 от 01 апреля 2013 г. в размере 267 177 руб. 37 коп., суммы пени за неисполнение договорных обязательств в размере 73 668 74 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12 июля 2019 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции незаконно, вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) был заключен договор N ТОР-ЦВ-00-ЗО/ДД/В-223/13 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 01.04.2013 г., в соответствии с которым Заказчик поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны).
Текущий отцепочный ремонт вагона (TP) выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности грузового вагона с заменой или восстановлением отдельных частей с подачей на специализированные пути. В зависимости от состояния грузового вагона, места обнаружения его отказа и отцепки, текущий отцепочный ремонт подразделяется на текущий ремонт ТР-1 и текущий ремонт ТР-2. Текущий ремонт вагона ТР-2 - это ремонт груженого или порожнего грузового вагона, с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
Согласно п. 1.4 Договора основанием для отцепки грузового вагона в ТР-2 являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденные на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 21-22 мая 2009 г. (Инструкция).
На основании п. 2.1.1 Инструкции, осмотрщики вагонов по внешним признакам выявляют возможные неисправности боковых рам, неисправности на поверхности катания колесных пар, в буксовых узлах, тележках, определяет не отпустившие тормоза отдельных вагонов, работу привода генератора. При обнаружении неисправности или их иных признаков осмотрщик фиксирует данные вагоны, выписывает уведомление формы ВУ-23 М (ВУ-23) на ремонт грузового вагона (п. 2.1.5 Инструкции).
Согласно п. 4.1.1 Договора, ТР-2 проводится в соответствии с Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N РД 32 ЦВ-056-97, утвержденного МПС России 02.09.1997 г. (далее - Руководство NРД 32 ЦВ-056-97), других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов, в частности, в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N 717-ЦВ-2009, утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 26.11.2010 г. N2425р (Руководство N717-ЦВ-2009).
В соответствии с п. 2.4. Руководства N NРД 32 ЦВ-056-97 и Руководства N N717- ЦВ-2009, при текущем отцепочном ремонте грузовых вагонов должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт.
В силу положений п. 2.6 Руководства N NРД 32 ЦВ-056-97 и Руководства N N717- ЦВ-2009, в объем ТР-2 входят замена детали, по неисправности которой был отцеплен вагон, на аналогичную исправную деталь (в частности, колесная пара, боковая рама), направление детали на обследование, а также выполнение регламентных и контрольных работ в отношении всех узлов и деталей отцепленного вагона, в том числе и связанных с заменой деталей.
В соответствии с п. 3.13.3 Договора, подрядчик при исследовании причин возникновения неисправности, неисправную запасную часть направляет в ближайшее вагонное ремонтное предприятие, по итогам расследования в ремонтном предприятии расходы, связанные с транспортировкой в вагонное предприятие и погрузкой-выгрузкой деталей, возмещается Заказчиком по калькуляциям ВЧДЭ.
Согласно п. абзаца 2 п. 3.13.4. Договора в случае, если неисправности, по которым вагон был отцеплен в ТР-2, не нашли своего подтверждения при проверке средствами неразрушающего контроля в вагонном ремонтном предприятии, вместо акта рекламации ВУ-41-М составляется уведомление об отмене рекламационного случая.
На основании заключенного Договора за период с марта по май 2017 г. эксплуатационными вагонными депо Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" были отцеплены в ремонт грузовые вагоны N N 50135888, 52082732, 52061009, 50683101, 52042058, 54557822, 56184625, 54547286, 52040672, 57468597, 54451042, 53711990, 50117472, 52057031, 55274054, 52445129, 52041647, 52083813, 58984279, 52144342, 55943740, 52078581, 58968520, 52110657 собственности АО "Первая Грузовая Компания", указанных в расчете исковых требований.
Отцепка в ремонт была произведена в соответствии с условиями Договора и требованиями Инструкции осмотрщику вагонов по причине технологических неисправностей деталей вагонов.
Отцепка вагонов производилась по внешним признакам возможной неисправности деталей, В соответствии с порядком и на основании, установленными пунктами 2.1.1. И З.2.1., 3.4.1., 3.6.1, 3.8.1. Инструкции осмотрщику вагонов, запрещающих эксплуатацию вагонов с указанными неисправностями и обязывающими ОАО "РЖД" произвести отцепку вагона при подозрении на их наличие.
По факту отцепки вагонов ОАО "РЖД" по спорным вагонам был выполнен ряд работ: дефектоскопия, контрольные и регламентные операции, отцепка вагона, а также работы, которые входят в объем ТР-2. Стоимость выполненных ОАО "РЖД" работ составила 267 177 руб. 37 коп.
Цена выполненных работ согласована сторонами в Договоре и приложениях к нему. Проведение таких работ при наличии признаков неисправности вагонов -законодательно установленная обязанность ОАО "РЖД", входящая в объем ТР-2, является предметом Договора.
Согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог, утвержденными Постановлением Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286, железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
Пунктом 4.3.1 Договора предусмотрено, что Заказчик осуществляет оплату проведенного ремонта грузовых вагонов и связанных с ним работ (услуг) в соответствии со сроками и условиями, установленными разделом 2 Договора.
Однако АО "Первая Грузовая Компания" до настоящего времени оплата произведенных работ не произведена.
Размер задолженности АО "Первая Грузовая Компания" перед ОАО "РЖД" по Договору составляет 267 177 руб. 37 коп.
ОАО "РЖД" обратилось в адрес АО "Первая Грузовая Компания" с претензией от 24.09.2018 г. N 10161/СКДИ о добровольной оплате суммы задолженности и пени, однако данная претензия была оставлена без удовлетворения.
В нарушение требований ст. 65 АПК РФ доказательств перечисления суммы задолженности ответчик полностью суду не представил.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с п. 5.1 Договора в случае нарушения сроков оплаты ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ним услуг, предусмотренных п. 2.3 и п. 2.5 Договора, Заказчик уплачивает пеню в размере 0, 07 % от цены выполненных, но не оплаченных в срок работ (услуг), за каждый день просрочки в течение 10 календарных дней с даты предъявления Подрядчиком соответствующего требования.
Пунктом 2.3.1. Договора предусмотрено, что Заказчик ежемесячно производит перечисление авансовых платежей на расчетные счета СП ЦДИ в размере 100% (сто процентов) расчетной стоимости работ по проведению ТР-2 грузовых вагонов на основании выставленного Подрядчиком счета в течение 5 банковских дней с даты его получения Заказчиком, но не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу проведения ТР-2 грузовых вагонов, при этом, счет на оплату должен быть предоставлен подрядчиком не позднее 20 числа месяца, предшествующего месяцу проведения ТР-2 грузовых вагонов.
В соответствии с представленным расчетом, сумма пени за неисполнение договорных обязательств по Договору составляет 73 668 руб. 74 коп.
Согласно ч. 1 ст. 702 Гражданского Кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 1.1 Договора, Заказчик поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны).
Текущий отцепочный ремонт вагона (TP) выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности, грузового вагона с заменой или восстановлением отдельных частей с подачей на специализированные пути. В зависимости от состояния грузового вагона, места обнаружения его отказа и отцепки, текущий отцепочный ремонт подразделяется на текущий ремонт ТР-1 и текущий ремонт ТР-2. Текущий ремонт вагона ТР-2 - это ремонт груженого или порожнего грузового вагона, с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути
Согласно п. 1.4 Договора основанием для отцепки грузового вагона в ТР-2 являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденные на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 21-22 мая 2009 г. (далее - Инструкция).
Материалами дела подтверждается наличие оснований для отцепки спорных вагонов в ТР-2, т.к. указанные в уведомлении ВУ-23 неисправности предусмотрены инструкцией осмотрщику вагонов как неисправности, не допускающие следование вагона в составе поезда. Таким образом, ОАО "РЖД" обоснованно отцепило вагоны в ТР-2 исходя из нормативно установленной обязанности для определения наличия возможной неисправности грузового вагона.
Железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающим безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (п. 1 приложения.N 5 "Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава" к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утв. приказом Минтранса России от 31.12.2010 г. N 286).
Именно законодательно возложенной на ОАО "РЖД" обязанностью по содержания подвижного состава в технически исправном состоянии непрерывно и постоянно в процессе его эксплуатации, обусловлены порядок проведения технического обслуживания и текущего ремонта вагонов, а именно их предупредительный характер в законодательно установленных случаях (например, наличие внешних признаков возможных неисправностей деталей и узлов, указанных в Инструкции осмотрщику вагонов, повреждение которых влечет непосредственную угрозу безопасности). ОАО "РЖД" обоснованно отцепило вагоны в ТР-2 исходя из нормативно установленной обязанности для определения наличия возможной неисправности вагона.
Указанная правовая позиция изложена и в Определениях Верховного суда Российской Федерации.N 307-ЭС15-12736 от 26.10.2015 г., N 307ЭС15-13393 от 26.10.2015 г., N 307-ЭС15-14773 от 10.11.2015 г, N 307-ЭС15-1397 от 16.11.2015 г., N 307-ЭС15-15560 от 08.12.2015 г., N 307-ЭС15-15558 от 08.12.2015 г., N 307-ЭС15-17915 от 22.12.2015 г., N 307-ЭС15-18601 от 24 12.2015 г.: действия железной дороги по отцепке вагонов в ремонт при наличии при визуальном осмотре подозрения на неисправность, которая бесспорно может быть обнаружена только при дефектоскопировании, являются обоснованными ввиду того, что железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности. Учитывая вышеизложенное, на стороне железной дороги отсутствует неосновательное обогащение, поскольку выполненные железной дорогой работы по установлению неисправностей, связанные с отцепкой вагонов, проведены в рамках заключенного сторонами договора на ремонт вагонов.
ОАО "РЖД", по результатам проверки вагонов, составило уведомления об отмене рекламационного случая по факту проведенного обследования наличия возможных неисправностей на вагоне, в соответствии с абз. 2 п. 3. 13.4. договора, таким образом, ОАО "РЖД" условия договора не нарушены, доказательства того, что при проведении спорных работ ОАО "РЖД" действовало в нарушении каких-либо инструкций, регламентов, технических правил, отсутствуют.
Договором не предусмотрено, что при составлении акта об отмене рекламационного случая подрядчик несет бремя расходов за произведенные операции на вагоне. При подписании договора на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, ответчик согласился с условиями, порядком и объемом проведения работ по текущему отцепочному ремонту. Необходимость проверки наличия/отсутствия неисправностей на вагоне является обязанностью ОАО "РЖД", поскольку в противном случае не соблюдение требований закона может фактически повлиять на безопасность движения.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Исходя из выше изложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2019 года по делу N А40-46703/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46703/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"