г. Киров |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А31-2583/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца - Захаровой О.П., по доверенности от 15.01.2019,
от ответчика - Ломакина А.С., по доверенности от 25.06.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромской противотуберкулезный диспансер"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.07.2019 по делу N А31-2583/2019,
по иску муниципального унитарного предприятия города Костромы "Костромагорводоканал" (ИНН 4401000622, ОГРН 1024400535356)
к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Костромской противотуберкулезный диспансер" (ИНН 4444004558, ОГРН 1024400530758)
о взыскании долга,
установил:
муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Костромагорводоканал" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Костромской противотуберкулезный диспансер" (далее - ответчик, заявитель, Учреждение) о взыскании 258 721 рубля 87 копеек в качестве платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период октябрь-ноябрь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 16.07.2019 исковые требования удовлетворены.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 16.07.2019 по делу N А31-2583/2019 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, решение суда является незаконным и необоснованным. Ответчик указывает, что в приложении N 5 к контракту место отбора проб сторонами не было определено; программа контроля состава и свойства сточных вод, в которой должны быть отражены места отбора сточных вод, в материалы дела представлена не была. Такого способа как составление акта об определении контрольного канализационного колодца действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем, по мнению ответчика, процедура по отбору проб сточных вод на территории Учреждения была незаконна. Также заявитель считает, что отбор проб должен производиться в нескольких канализационных колодцах, а не в одном.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание апелляционной инстанции проводилось с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
Стороны поддержали свои доводы и возражения.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.12.2018 Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства, организация ВКХ) и Учреждение (абонент) заключили контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 835 (далее - Контракт), согласно пункту 1 которого организация водопроводно- канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется: подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом; осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систем\ водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по состав} сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды. а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно пункту Контракта граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения организации ВКХ и абонента определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению N 1.
В соответствии с пунктом 11 Контракта расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, счетов-фактур и актов выполненных работ, выставляемых к оплате организацией водопроводно- канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 14 Контракта).
Согласно подпунктам "в", "с" пункта 15 Контракта организация ВКХ обязана осуществлять производственный контроль качества питьевой веды и контроль состава и свойств сточных вод; осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения
В соответствии с подпунктом "т" пункта 17 Контракта на ответчика, как на абонента, возложена обязанность по соблюдению установленных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы сточных вод, а также обязанность принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Согласно подпунктам "а", "д" пункта 18 Контракта абонент имеет право получать от организации ВКХ информацию о результатах производственного контроля качества состава и свойств сточных вод, осуществляемого организацией ВКХ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и производственного контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого организацией ВКХ в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525); осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод, в том числе параллельных проб, а также принимать участие в отборе проб сточных вод, осуществляемых организацией ВКХ.
Сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению N 8 (пункт 34 Контракта).
Контракт вступает в силу с 01.01.2019, заключен на срок по 31.12.2019 (пункты 74-75 Контракта).
18.09.2018 представителем Предприятия в присутствии представителя ответчика (инженер-электрик Балдин А.М.) составлен акт о том, что в результате обследования объекта Учреждения по адресу г. Кострома ул. Центральная, д. 46, был определен контрольный колодец для отбора проб сточных вод с целью производственного контроля их состава и свойств (л.д. 104).
20.08.2018 истец уведомил ответчика о предстоящем отборе проб в 10 час. 10 мин. (л.д. 103, 105).
20.08.2018 в 10 час. 10 мин. представитель Предприятия в присутствии представителя абонента (инженер-электрик Балдин А.М.) произвел отбор проб сточных вод, о чем составлен акт отбора проб сточных вод N 246 (л.д. 26-28).
Акт подписан представителем абонента без возражений.
По результатам исследования пробы сточных вод оформлен протокол результатов анализов (л.д. 28). По результатам анализов проб выявлено превышение Учреждением допустимых концентрация загрязняющих веществ.
На основании полученных протоколов результата анализа была проведена проверка состава и свойств сточных вод на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ по Приложению N 1 "Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации города Костромы", утвержденных Постановлением Администрации города Костромы от 20.02.2008 (ред.от 03.06.2015) N 256 (далее - Постановление N256) и Приложением N5 Правил N644.
Истец, посчитав, что Учреждение при осуществлении своей деятельности превысило допустимую концентрацию загрязняющих веществ, произвел расчет платы ответчика за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с октября по ноябрь 2018 года в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644, и выставил для оплаты счета-фактуры N 2967 от 31.10.2018, N 2861 от 30.11.2018, и сброс загрязняющих веществ в системы канализации N 2963 от 31.10.2018, N 2846 от 30.11.2018.
Согласно расчету истца сумма задолженности составила 258 721 рублей 87 копеек.
Претензией от 01.02.2019 истец направил в адрес ответчика требование об оплате образовавшейся задолженности (л.д. 45-46).
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно статье 14 Закона N 416-ФЗ, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 раздел VII Правил N 644 вступил в силу с 01.01.2014. Названный раздел устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 111 указанных Правил абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 названных Правил абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Подпунктами "в", "г" пункта 36 Правил N 644 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120 123 (1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункты 118 и 119 Правил N 644).
Факт наличия в сточных водах, получаемых от ответчика, загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов подтвержден протоколом результата анализа N 400 от 27.09.2018
По протоколу результата анализа N 400 от 27.09.2018 и на основании Приложения N 1 Постановления 256 было выявлено превышение концентрации рН, ХПК, СПАВ, железа и цинка. Концентрация СПАВ в пробе в 46 раз превышает предельно допустимую, что квалифицируется как залповый сброс.
При этом, действующим законодательством предусмотрена процедура оспаривания абонентом результатов анализов: подписание актов отбора проб с возражениями (пункт 28 Правил N 525), отбор параллельной пробы (пункт 29 Правил N 525), отбор резервной пробы (пункт 30 Правил N 525), соблюдение правил маркировки (пункт 32 Правила N 525), заявка на производство анализов резервной пробы (пункт 37 Правил N 525), которой ответчик не воспользовался.
Ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств иного состава сточных вод не представил.
Выполненный расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения соответствует требованиям Правил N 644 и заявителем не оспорен.
По мнению ответчика, процедура по отбору проб сточных вод на территории Учреждения была незаконна, поскольку что в приложении N 5 к контракту место отбора проб сторонами не было определено; программа контроля состава и свойства сточных вод, в которой должны быть отражены места отбора сточных вод, в материалы дела представлена не была.
Согласно пункту 3 Правил N 525, контроль состава и свойств сточных вод включает в себя отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод.
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 Правил N 644 контрольная проба - проба сточных вод, принимаемых от абонентов (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава и свойств таких сточных вод.
Контрольный канализационный колодец - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения (абзац 7 пункта 2 Правил N 644).
Согласно пункту 22 Правил N 525 отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
В связи с тем, что в условиях Контракта, заключенного сторонами контрольный канализационный колодец не согласован, Предприятием в рассматриваемом случае таким колодцем обоснованно определен последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Кроме того, 18.09.2018 представителем Предприятия в присутствии представителя ответчика (инженер-электрик Балдин А.М.) составлен акт о том, что в результате обследования объекта Учреждения по адресу г. Кострома ул. Центральная, д. 46, был определен контрольный колодец для отбора проб сточных вод с целью производственного контроля их состава и свойств (л.д. 104).
Иных сведений или документов, подтверждающих наличие других канализационных колодцев, в которые сливаются стоки ответчика, и которые могут быть использованы в качестве контрольных, Учреждением в материалы дела не представлено.
Относительно довода о том, что программа контроля состава и свойства сточных вод, в которой должны быть отражены места отбора сточных вод, в материалы дела представлена не была истцом, Предприятием в отзыве на апелляционную жалобу указано, что ответчик не является субъектом, в отношении которого устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, то есть Учреждение не подпадает под категорию нормируемых абонентов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что факт оказания услуг подтвержден материалами дела, расчет платы соответствует действующему законодательству, доказательств погашения ответчиком задолженности не представлено, суд первой инстанции, вопреки доводам ответчика, правомерно удовлетворил требование о взыскании задолженности в сумме 258 721 рубля 87 копеек.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
В связи с тем, что при принятии судом апелляционной жалобы Учреждению была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, государственная пошлина в размере 3 000 рублей подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 16.07.2019 по делу N А31-2583/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромской противотуберкулезный диспансер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-2583/2019
Истец: МУП ГОРОДА КОСТРОМЫ "КОСТРОМАГОРВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ОГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КОСТРОМСКОЙ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ ДИСПАНСЕР"