г. Пермь |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А60-31823/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е.О.,
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багаевой Л.О.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Доброгост" Исакидис Р.Н. (доверенность от 18.07.2019, диплом N 1-1141 от 30.06.2013),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью "Доброгост",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 июля 2019 года по делу N А60-31823/2019,
принятое судьей Высоцкой Е.В.,
по заявлению Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (ИНН 6659117971, ОГРН 1056603149789) к обществу с ограниченной ответственностью "Доброгост" (ИНН 6674368458, ОГРН 1106674021805) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (далее - заявитель, административный орган, Управление Россельхознадзора по Свердловской области) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Доброгост" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Доброгост", общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью "Доброгост" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы об отсутствии вины общества во вменяемом правонарушении, незаконном привлечении общества к административной ответственности (пункты 1,2 ст. 2.1 КоАП РФ). Общество также считает, что правонарушение необоснованно не признано малозначительным, в связи с чем обществу назначено несправедливое, несоразмерное, чрезмерно суровое наказание.
Административный орган с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержала. Управление Россельхознадзора по Свердловской области своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Управлением Россельхознадзора по Свердловской области во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Гордеева А.В. от 17.12.2018 N АГ-П11-8987 на производственных предприятиях и объектах торговли в установленном порядке организован отбор проб продукции и сырья в отношении мяса птицы, вареных колбасных изделий, сыров и сырных продуктов на их соответствие показателям соответствующих технических регламентов.
22.01.2019 государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Свердловской области были отобраны пробы мясной продукции - колбасы "Докторская" в ООО "Доброгост".
Согласно протоколу испытаний от 06.02.2019 N 096-В-19-0171-Г в колбасе "Докторская", мясной продукт категории А, производства ООО "Доброгост", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Эскадронная, 45, дата изготовления - 21.01.2019, обнаружены показатели антибиотика - Энфлоксацин в количестве 2,9 мкг/кг, по нормативу: не допускается.
По результатам проверки административным органом составлен протокол от 18.04.2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В связи с тем, что рассмотрение дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ отнесено к подведомственности арбитражных судов, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, об отсутствии процессуальных нарушений со стороны административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении, отсутствии оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным, при этом учитывая, что сумма назначенного штрафа в минимальном размере 100000 рублей в данном случае несоразмерна обстоятельствам совершенного нарушения, суд посчитал возможным снизить подлежащий назначению административный штраф ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, до 50000 рублей.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее доводы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд усматривает основания для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Состав правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ является формальным, не связан с наступлением каких-либо последствий для жизни и здоровья граждан.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья и благополучия населения, а также на защиту прав потребителей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец (пункт 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017).
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции и связанным с требованиями к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарноэпидемиологические требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points).
Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться соответствующие процедуры.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля.
Согласно п. 13 решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (вместе с "ТР ТС 034/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мяса и мясной продукции") (далее - ТР ТС 034/2013) продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны.
Согласно п. 15 ТР ТС 034/2013 микробиологические и гигиенические нормативы безопасности продуктов убоя и мясной продукции (в том числе продуктов убоя и мясной продукции для детского питания) должны соответствовать требованиям согласно приложениям N 1-3.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, посчитал, что осуществление деятельности по производству колбасных изделий и мясных деликатесов в соответствии с принципами ХАССП подразумевает под собой, в том числе, и контроль за продовольственным (пищевым) сырьем, а заинтересованным лицом данные требования закона не выполняются, в связи с чем сделал вывод о доказанности состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Данные выводы апелляционная коллегия считает ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
По смыслу части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности. Из материалов дела не следует, что несоответствие реализуемой продукции требованиям технических регламентов является следствием деяний самого общества (ненадлежащего хранения, реализации за пределами сроков годности и т.п.), кроме того, из материалов дела не следует, что из сопроводительной документации к продукции общество могло сделать вывод о ее несоответствии техническим регламентам.
Данная правовая позиция ранее была выражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 N 304-АД17-7163, от 13.11.2017 N 308-АД17-8224.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
В п. 1 ст. 5 ТР ТС 021/2011 указано, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему Техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В силу части 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней данным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пунктом 4 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 определено, что для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должна разрабатываться, внедряться и поддерживаться процедура проведения контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля.
Как следует из раздела V ТР решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (вместе с "ТР ТС 034/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мяса и мясной продукции"), пункты 13 и 15, которые применены судом первой инстанции, являются требованиями безопасности к продуктам убоя и мясной продукции.
Продукты убоя и мясная продукция должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется (пункт 14 ТР ТС 034/2013).
В соответствии с пунктом 18 ТР ТС 034/2013 максимальные допустимые уровни остатков ветеринарных (зоотехнических) препаратов, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств (в том числе антибиотиков), содержание которых в продуктах убоя и мясной продукции контролируется в соответствии с информацией об их использовании, предоставляемой изготовителем (поставщиком) при ввозе их на таможенную территорию Таможенного союза или при поставке продуктов убоя на переработку в установленном законодательством государства-члена порядке, должны соответствовать требованиям согласно приложению N 5.
В соответствии с пунктом 21 указанного приложения N 5 максимально допустимый уровень остатков антимикробного средства энрофлоксацин в мясе составляет 0,1 мг/кг.
Коллегией Евразийской экономической комиссии 13.02.2018 также утверждено решение N 28 "О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения", в соответствии с которым максимально допустимый уровень остатков антимикробного средства энрофлоксацин в мясе также составляет 0,1 мг/кг (пункт 71 Перечня ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), максимально допустимые уровни остатков которых могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методик их определения).
Пунктом 2 решения Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 28 установлено, что максимально допустимые уровни остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ) в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, указанные в перечне, контролируются:
изготовителем (поставщиком) непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе сырья, в случае применения ветеринарных лекарственных средств для продуктивных животных;
при проведении производственного контроля на перерабатывающих пищевых предприятиях в соответствии с представляемой изготовителем (поставщиком) информацией о применении ветеринарных лекарственных средств;
при осуществлении государственного контроля (надзора).
В сопроводительном документе на непереработанную пищевую продукцию животного происхождения, в том числе на сырье, выданном в соответствии с законодательством государства - члена Союза, указывается наименование ветеринарного лекарственного средства, дата его последнего применения для продуктивного животного и подтверждение сроков его выведения из организма животного.
Между тем, в материалах дела отсутствуют и при проведении административной проверки административным органом не добыты какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что общество было осведомлено изготовителем (поставщиком) об используемом им при изготовлении мясного сырья препарате энрофлоксацин. Представленные изготовителем (поставщиком) обществу документы информацию о применении этого ветеринарного лекарственного средства, дате его последнего применения для продуктивного животного и подтверждение сроков его выведения из организма животного не содержат.
В связи с этим арбитражный суд не может сделать вывод, что общество, как перерабатывающее пищевое предприятие, обязано при проведении производственного контроля проконтролировать максимально допустимый уровень остатков ветеринарного лекарственного средства энрофлоксацин, имело возможность выявить его превышение и не допустить попадания в готовую продукцию.
При этом, по мнению апелляционной коллегии, не имеет правового значения то обстоятельство, что запросы о предоставлении перечня ветеринарных (зоотехнических) препаратов, стимуляторов роста животных и лекарственных препаратов, применяемых ими при выращивании животных и птиц общество направило в адрес контрагентов - поставщиков мясного сырья после обнаружения энрофлоксацина в изготовленной продукции - 18.02.2019.
Как следует из приведенных выше нормативно-правовых актов, правовое значение для оценки обстоятельств надлежащего контроля со стороны перерабатывающего предприятия за максимально допустимым уровнем остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ) в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, имеет наличие или отсутствие информации об этом препарате в сопроводительном документе на непереработанную пищевую продукцию животного происхождения, предоставленном поставщиком (изготовителем) этой продукции.
В противном случае происходит перекладывание возложенной ответственности за соблюдением соответствующими техническими регламентами обязательных требований с одного лица на другое (в данном случае с поставщика (изготовителя) на перерабатывающее пищевое предприятие), что недопустимо.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Соответственно, общество необоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 июля 2019 года по делу N А60-31823/2019 отменить. В удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Доброгост" к административной ответственности отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31823/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ДОБРОГОСТ"
Третье лицо: Исакидис Радмила Николаевна