г. Красноярск |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А74-1178/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" октября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сабуровой С.О.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Межрегионпродукт"): Никитиной С.К., директора,
от ответчика (государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия): Мальцевой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "30" июля 2019 года по делу N А74-1178/2019, принятое судьёй Коршуновой Т.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Межрегионпродукт" (ИНН 1901052052, ОГРН 1021900535360, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016287, ОГРН 1021900528100, далее - ответчик, фонд) от 30.01.2019 N 1903001105 о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 300 270 рублей 84 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "30" июля 2019 года заявленное требование удовлетворено, решение фонда от 30.01.2019 N 1903001105 признано незаконным.
Не согласившись с данным судебным актом, фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что на момент принятия решения фонд не располагал достаточными сведениями и не имел возможности идентифицировать застрахованных лиц, которым были выданы больничные листы.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель ответчика изложил доводы апелляционной жалобы. Просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебном заседании изложил возражения на апелляционную жалобу. Просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Межрегионпродукт" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.08.2001 Регистрационной палатой администрации города Абакана.
29.10.2018 общество обратилось в фонд с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
По результатам проверки указанного заявления фондом составлен акт от 21.12.2018 N 1903001105, в котором отражено о непредставлении листков нетрудоспособности, подтверждающих обоснованность понесенных расходов, и, как следствии, об отказе в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 300 270,84 руб. Акт получен представителем общества по доверенности 25.12.2018.
Уведомлением от 21.12.2018 общество извещено о дате, времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки. Уведомление получено представителем общества по доверенности 25.12.2018.
30.01.2019 фондом принято решение N 1903001105 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 300 270 рублей 84 копеек, в том числе март-декабрь 2017 года - 295 229 рублей 07 копеек, январь-май 2018 года - 5041 рубля 77 копеек.
Не согласившись с решением фонда от 30.01.2019 N 1903001105, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта, принимая во внимание следующее.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом установлено, что проверка проведена и оспариваемое решение принято фондом в пределах предоставленных полномочий.
Процедура проведения проверки и вынесения оспариваемого решения заявителем не оспаривается.
Судом апелляционной инстанции данная процедура признана соблюдённой.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что необеспечение страхователем сохранности оригиналов листков временной нетрудоспособности, само по себе, не может являться основанием для непринятия к зачету расходов страхователя.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции верным на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165 страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"). При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона N 165).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ (далее - Федеральный закон N 81) выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно статье 13 Федерального закона N 81 право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
В силу абзаца 1 статьи 14 Федерального закона N 81 ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - закон N 255-ФЗ), который определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 255 назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165 и пункту 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, для получения страхового возмещения работодатель обязан документально подтвердить следующие обстоятельства:
* наличие трудовых отношений с работником (застрахованным лицом);
* наступление страхового случая;
* факт выплаты и размер соответствующего пособия.
Из оспариваемого решения фонда видно, что основанием непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 300 270 рублей 84 копейки послужило непредставление обществом больничных листов от 04.04.2017 N 246518694661 и от 15.09.2017 N 271746205116.
Вместе с тем, обществом были представлены фонду документы в подтверждение невозможности представления копий названных больничных листов по причине их утраты бывшим главным бухгалтером ООО "Межрегионпродукт": заключение о результатах проведенного служебного расследования от 27.08.2018, приказ о проведении служебного расследования от 24.08.2018 N 2, письмо министру здравоохранения Республики Хакасия о выдаче дубликатов спорных больничных листов, письмо Министерства здравоохранения от 17.10.2018 N 9412-04.
Факт наступления страховых случаев, а также фактическая выдача лечебным учреждением работникам ООО "Межрегионпродукт" спорных листков нетрудоспособности, их утрата по независящим от общества причинам, осуществление выплаты пособия сотрудникам в полном объеме, фондом при проведении проверки и при принятии оспариваемого решения, а также в ходе судебного разбирательства, не опровергнуты.
Каких-либо нарушений при выдаче листков нетрудоспособности и необоснованной их выдачи лечебным учреждением фондом также не выявлено.
Согласно определения от 13.05.2019 и 30.05.2019 арбитражный суд республики Хакасия истребовал у государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорский межрайонный родильный дом" информацию о выданных листках нетрудоспособности от 04.04.2017 N 246518694661; от 15.09.2017 N 271746205116: фамилии, имени, отчества и даты рождения работников, которым выданы указанные листки нетрудоспособности, периоды нетрудоспособности, причины нетрудоспособности с указанием кода, наличия либо отсутствия нарушений, а также копии корешков листков нетрудоспособности.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Черногорский межрайонный родильный дом" письмами от 22.05.2019 N 242 от 11.06.2019 N 275 представило истребованную информацию.
С учетом информации, указанной в письмах от 22.05.2019 N 242 от 11.06.2019 N 275, полученной от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорский межрайонный родильный дом" информацию, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что наступление страховых случаев, периоды нетрудоспособности застрахованных лиц, несение страхователем соответствующих расходов являются подтвержденными.
Таким образом, необеспечение страхователем сохранности оригиналов листков временной нетрудоспособности, само по себе, не может являться основанием для непринятия к зачету расходов страхователя.
Расчет оспариваемой суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством фондом не оспорен, апелляционным судом проверен и признан верным.
Учитывая обстоятельства дела, а также представленные доказательства суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции и приходит к выводу о соблюдении обществом условий для выплаты пособия по временной нетрудоспособности за счет средств фонда и о наличии оснований для принятия к зачету расходов на выплату пособия.
Более того довод апелляционной жалобы о том, что на момент принятия решения фонд не располагал достаточными сведениями и не имел возможности идентифицировать застрахованных лиц, которым были выданы больничные листы не может свидетельствовать об обоснованности для непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Таким образом, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы. В силу статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "30" июля 2019 года по делу N А74-1178/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1178/2019
Истец: ООО "Межрегионпродукт"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ, Хоменко Анастасия Валериевна