24 января 2024 г. |
дело N А83-12130/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.01.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Рыбиной С.А., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишкой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымская железная дорога" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.09.2023,
принятое по иску федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" (ОГРН 1159102022738, ИНН 9102157783,295051, Республика Крым, Симферополь город, Павленко улица, дом 34)
к муниципальному казенному учреждению "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым" (ОГРН 1149102118362, ИНН 9102056305,295034, Республика Крым, Симферополь город, И.Франко Бульвар, дом 25),
о взыскании задолженности,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Администрации города Симферополя Республики Крым,
- Министерства труда и социальной защиты Республики Крым,
- Министерства финансов Республики Крым,
- Совета министров Республики Крым,
- Федерального агентства железнодорожного транспорта,
- Управления Федерального казначейства Республики Крым,
в присутствии:
от федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" - представителя Кедис Анастасии Владимировны по доверенности от 09.02.2023 N 223;
от муниципального казенного учреждения "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым" - представителя Низкого Дмитрия Геннадьевича по доверенности от 09.01.2024 N 05/01-15/14,
в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (далее - ФГУП "КЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к муниципальному казенному учреждению "Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя Республики Крым" (далее - Департамент) с иском о взыскании потерь, возникших вследствие оказания услуг по перевозке граждан-получателей социальной услуги железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Крым в размере 1615385,72 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.07.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.07.2021 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23.03.2022 решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.07.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А83-12130/2020 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.09.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с решением от 26.09.2023, ФГУП РК "КЖД" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апелляционная жалоба мотивирована ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по возмещению расходов за оказанные услуги по перевозке льготных категорий граждан. В 2019 году ФГУП "КЖД" предоставлены Департаменту необходимые документы, в соответствии с Соглашением, для оплаты на сумму в размере 30377160,7 рублей. Оплачено за 2019 год - 29590744,99 рублей. Сумма задолженности Департамента перед ФГУП "КЖД" составила 1615358,72 рублей. Указанная выше сумма задолженности Департамента по выполнению норм Соглашения образовалась в связи с неоплатой убытков ФГУП "КЖД" по перевозке пассажиров льготной категории за декабрь 2019 года. Фактически предоставление услуг по перевозке пассажиров, в том числе льготных категорий, в декабре 2019 года осуществлялось ФГУП "КЖД" начиная с 00:00 01.12.2019 до 23:59 31.12.2019 в соответствии с расписанием движения транспортных средств. Сумма фактически предоставленных мер социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан за декабрь 2019 года стала известна лишь в январе 2020 года. В 2020 году истцом ответчику направлены все необходимые документы для оплаты за декабрь 2019 года на сумму 1615358,72 рублей, но указанная сумма оплачена не была.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу указал, что в соответствии с пунктом 2.10 Постановления N 1878 соглашение о предоставлении субсидии заключается на один финансовый год и действительно до 31 декабря текущего финансового года. Срок действия Соглашения от 25.01.2019 N 3 истек 31.12.2019, а по расчетам - 25.12.2019, на дату, которой исполнены финансовые обязательства по Соглашению и произведен полный расчет по нему, так как иных изменений и дополнений к Соглашению в письменной форме Сторонами не вносились. В соответствии со сроками предоставления документов, установленным Постановлением N 575, перевозчики для получения возмещения в январе 2020 года должны были обратиться в Департамент с заявлением и комплектом документов для заключения Соглашения на 2020 бюджетный год, а также с документами, подтверждающими объем средств, подлежащих компенсации за декабрь 2019 года, 9, 10 и 13 января 2020 года, соответственно. В установленные сроки ФГУП "КЖД" в Департамент не обратилось для заключения Соглашения в 2020 году. Требование ФГУП "КЖД" от 11.03.2020 о заключении в 2020 году дополнительного соглашения N 8 к Соглашению от 25.01.2019 N 3 являются незаконным и противоречащим Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Министерство труда и социальной защиты в отзыве на апелляционную жалобу согласилось с доводами Департамента; считает, что требования ФГУП РК "КЖД" не подлежат удовлетворению.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 18.01.2024 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие вышеуказанных лиц.
В судебном заседании представитель истца просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ФГУП "КЖД" и Департаментом заключено Соглашение (Договор) о предоставлении из бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан от 25.01.2019 N 3 (далее - Соглашение).
Согласно п. 1.1 Соглашения, Главный распорядитель предоставляет Получателю субсидии из средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан (далее - Субсидия).
Преамбулой Соглашения определено, что субсидия предоставляется в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядке возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду" (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1.9 Соглашения, Получатель субсидии обязуется ежемесячно в течение 3 (трех) рабочих дней месяца, следующего за отчетным предоставлять Главному распорядителю расчет стоимости услуг, подлежащих компенсации за предоставленные меры социальной поддержки по льготному проезду отдельных категорий граждан за предыдущий месяц, по форме согласно Приложению 2.3 и (или) 4 к настоящему Соглашению (Договору), в соответствии с видом осуществления перевозок, счет или счет-фактуру, акт сверки.
В 2019 году ФГУП "КЖД" предоставлены Департаменту необходимые для оплаты ответчиком документы на сумму в размере 30377160,71 руб.
Департаментом представлены в материалы дела доказательства выплаты истцу субсидии на сумму 30377160,71 руб. платежными поручениями (том 1, л.д. 113-144): от 31.01.2019 N 878620 на сумму 2401774,44 руб. (счет N 41/01 от 09.01.2019); от 18.02.2019 N 90574 на сумму 2151100, 96 руб. (счет N 41/02 от 04.02.2019); от 19.03.2019 N 299700 на сумму 1342406,55 руб. (счет N 41/03 от 04.03.2019); от 25.04.2019 N 617248 на сумму 943121,69 руб. (счет N 41/04 от 04.04.2019); от 22.05.2019 N 799935 на сумму 5029328,88 руб. (счет N 41/05 от 06.05.2019); от 24.06.2019 N 149294 на сумму 2835649,68 руб. (счет N 41/05 от 04.06.2019); от 21.08.2019 N 623212 на сумму 8191088,48 руб. (счет N 41/08 от 02.08.2019); от 29.11.2019 N 599982 на сумму 3480334,32 руб. (счет N 41/11 от 27.11.2019); от 25.12.2019 N 5258 на сумму 4002355,71 руб. (счет N 41/12 от 23.12.2019 на сумму 1004934,02 руб., счет N 41/12 от 23.12.2019 на сумму 1498525,74 руб., счет N 41/12 от 16.12.2019 на сумму 1498895,95 руб.).
В 2020 году ФГУП "КЖД" Департаменту были направлены документы за декабрь 2019 года на сумму 1615358,72 руб.
Поскольку указанная сумма Департаментом не оплачена ФГУП "КЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Субсидии юридическим лицам предоставляются в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Преамбулой Соглашения о предоставлении из бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов в
связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан от 25.01.2019 N 3, заключенного между ФГУП "КЖД" и Департаментом определено, что субсидия предоставляется в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядке возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду" (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.1 Соглашения главный распорядитель предоставляет Получателю субсидии из средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан (далее - Субсидия).
В 2019 году ФГУП "КЖД" предоставлены Департаменту необходимые для оплаты ответчиком документы на сумму в размере 30377160,71 руб.
Из материалов дела следует, что на основании выставленных ФГУП "КЖД" счетов за период с 09.01.2019 по 23.12.2019 Департамент платежными поручениями (том 1, л.д. 113-144) оплатил истцу сумму 30377160,71 руб., установленную сторонами в Соглашении (в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2019 N 7).
За возмещением спорной суммы 1615358,72 руб. со ссылкой на Соглашение N 3 истец обратился в Департамент 15.01.2020 (т. 1 л.д. 41-42 - письмо ФГУП "КЖД" от 15.01.2020 N 55/ДОП).
В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения от 25.01.2019 N 3 определено, что оно вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до окончания срока действия договоров об осуществлении пассажирских перевозок по соответствующим маршрутам, но не позднее 31.12.2019, а по расчетам - до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
Срок действия Соглашения истек 31.12.2019, а по расчетам - 25.12.2019, на дату, которой исполнены финансовые обязательства по Соглашению и произведен полный расчет по нему, так как иных изменений и дополнений к Соглашению в письменной форме Сторонами не вносилось.
Согласно пункту 11 Постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядке возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду" (далее - Постановление N 575) отчетным периодом определен календарный месяц, расчетным периодом - следующий календарный месяц, периодом, в котором у получателя субсидии появляется право реализовать возможность получения недополученных доходов, первые 3 рабочих дня месяца, следующих за отчетным.
При таких условиях, сумма недополученных доходов становится известной не ранее 1 числа месяца, следующего за отчетным, в случае отсутствия необходимости проведения дополнительных операций и расчетов.
Претендовать на возмещение недополученных доходов от перевозки льготных категорий граждан организация-перевозчик соответственно может не ранее месяца, следующего за тем, в котором фактически меры социальной поддержки были предоставлены льготным категориям граждан.
Как указывает истец, сумма фактически предоставленных мер социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан за декабрь 2019 года стала известна лишь в январе 2020 года, соответственно, у истца в январе 2020 года появилось право претендовать на возмещение недополученных доходов от перевозки льготных категорий граждан железнодорожным транспортом за декабрь 2019 года. Доводов, о том, что между сторонами на предыдущий финансовый год было заключено Соглашение об осуществлении расходов по реализации мер социальной поддержки по обеспечению перевозок на 2018 год, и оно не было исполнено ответчиком, ФГУП "КЖД" в исковых требованиях не приводит.
В январе 2020 года, то есть в новом финансовом году, для получения возмещения истцом должны были быть соблюдены условия получения субсидии: заключение Соглашения и предоставление комплекта документов в соответствии с Постановлением N 1878 и Постановлением N 575.
Субсидии предоставляются и расходуются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Департаментом и получателем субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом департамента финансов Администрации города Симферополя Республики Крым.
В соответствии с пунктом 2.10 Постановления N 1878 соглашение о предоставлении субсидии заключается на один финансовый год и действительно до 31 декабря текущего финансового года.
Согласно пункту 2.11 Постановления N 1878 субсидия предоставляется в пределах средств, предусмотренных решением Симферопольского городского совета о бюджете муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на соответствующий финансовый год и расходуется на возмещение недополученных доходов по льготному проезду отдельных категорий граждан на авто-, электро- и железнодорожном транспорте.
Перевозчик согласно Постановлению N 575 в течение 3 рабочих дней месяца, следующего за расчетным, должен был обратиться в Департамент с заявлением и комплектом документов для заключения Соглашения на 2020 бюджетный год, а также с документами, подтверждающими объем средств, подлежащих компенсации за декабрь 2019 года (9, 10 и 13 января 2020 года).
Однако ФГУП "КЖД" не представило доказательства обращения в Департамент в установленные сроки с документами для заключения в 2020 году Соглашения об осуществлении расходов по реализации мер социальной поддержки по обеспечению перевозок на 2020 год.
За возмещением спорной суммы 1615358,72 руб. со ссылкой на Соглашение 2019 года ФГУП "КЖД" обратилось в Департамент только 15.01.2020 (за пределами срока, установленного Постановлением N 575).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требование истца о взыскании с ответчика убытков в размере 1615385,72 руб. не подлежит удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 22.03.2023 по делу N А83-10586/2020.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.09.2023 по делу N А83-12130/2020 оставить без изменения; апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
С.А. Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12130/2020
Истец: ФГУП "КРЫМСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Администрация г. Симферополя Республики Крым, МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство финансов Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Управление федерального казначейства по Республике Крым, Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-520/2022
24.01.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3077/2021
26.09.2023 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-12130/20
23.03.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-520/2022
02.12.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3077/2021
12.07.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-12130/20