г. Красноярск |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А33-35944/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" октября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Шелега Д.И., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кашитского Руслана Ивановича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" июля 2019 года по делу N А33-35944/2018, принятое судьёй Куликовой Д.С.
установил:
индивидуальный предприниматель Кашитский Руслан Иванович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска (далее - ответчик) о признании распоряжения от 12.09.2018 N 4193-недв. о предоставлении МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка недействительным.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что поскольку между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, ранее был заключен договор аренды земельного участка N 88 от 19.01.2015 года, то в отношении земельного участка, который распоряжением администрации города Красноярска от 12.09.2018 N 4193-недв. "О предоставлении МКУ "УДИБ" земельного участка" был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, должна была быть проведена процедура торгов, что ответчиком сделано не было. Распоряжение от 12.09.2018 N 4193-недв. было принято в отношении, в том числе, части объекта, который на момент издания распоряжения администрацией города Красноярска уже был арендован Заявителем. Указанное обстоятельство свидетельствует о недобросовестном поведении со стороны администрации города Красноярска.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.09.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 16.10.2019.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 18.09.2019, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 19.09.2019.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Между индивидуальным предпринимателем Кашитским Русланом Ивановичем (владелец) и департаментом градостроительства администрации города Красноярска подписан договор на размещение временного сооружения от 01.07.2014 N Т/7055, в редакции дополнительного соглашения от 27.11.2014 N К/13260/с (далее - договор на размещение), в соответствии с пунктом 1.1 которого, администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: павильон, в соответствии с номером 998 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595 (далее - схема), по адресу: г. Красноярск, ул. 78-й Добровольческой бригады, 5г и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору (Приложение N 2) и являющимся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 1.2. договора, срок действия договора устанавливается с 02.07.2014 до 01.07.2015.
Дополнительным соглашением от 10.08.2016 N К/4155/с срок действия договора аренды продлен по 05.08.2017.
Дополнительным соглашением от 10.08.2016 N К/4155/с к договору на размещение стороны изложили пункт 6.4. договора в новой редакции, в том числе пункт 6.4.1, согласно которому основанием для досрочного расторжения договор является наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством. Администрация уведомляет владельца в письменной форме о досрочном расторжении договора не менее чем за 90 календарных дней до даты расторжения договора.
Между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска подписан договор аренды земельного участка от 19.01.2015 N 88 (далее - договор аренды), в соответствии с пунктом 1.1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 04 00 125:0459, находящийся по адресу: г.Красноярск, Советский район, ул. 78 Добровольческой бригады, 5 "г", для использования в целях размещения временного сооружения: павильона в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 115,43 кв.м. (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи.
Согласно пункту 2.1 договора аренды срок аренды участка устанавливается с 27.11.2014 по 30.06.2015. Дополнением от 16.04.2015 N 1574 к договору аренды земельного участка от 19.01.2015 N 88 срок действия договора аренды продлен по 30.05.2016. Дополнением от 15.03.2016 N 945 к договору аренды земельного участка от 19.01.2015 N 88 срок действия договора аренды продлен по 30.12.2016. Дополнением N4637 к договору аренды земельного участка от 19.01.2015 N 88 срок действия договора аренды продлен по 30.11.2017. Дополнением от 08.12.2017 N 5788-вс к договору аренды земельного участка от 19.01.2015 N 88 срок действия договора аренды продлен по 30.10.2018.
Распоряжением администрации города Красноярска от 12.09.2018 N 4193-недв муниципальному казенному учреждению "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0000000:341572, площадью 65 932,0 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. 78 Добровольческой Бригады.
Уведомлением от 13.09.2018 N 891-ек департамент градостроительства администрации города Красноярска сообщил заявителю, что земельный участок по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 78 Добровольческой бригады, 5 на котором расположено временное сооружение (павильон), распоряжением администрации города Красноярска от 12.09.2018 N 4193-недв в предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства". Ссылаясь на пункт 6.4.1. договора на размещение временного сооружения, департамент отказался от исполнения договора на размещение временного сооружения в одностороннем порядке с 15.12.2018, предложил обратиться с заявлением о предоставлении компенсационного места.
Письмом от 02.11.2018 N 29635-ги департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказано в продлении договора аренды от 19.01.2015 N 88.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.05.2019 N КУВИ-001/2019-11689371 земельный участок, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0000000:341572, площадью 65 932,0 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. 78 Добровольческой Бригады зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием город Красноярск и на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства".
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.06.2019 N КУВИ-001/2019-14752922, на нежилой объект - сооружение дорожного хозяйства, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. 78 Добровольческой бригады, площадь застройки 45428 кв. метров, кадастровый номер 24:50:0000000:195160, зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием город Красноярск и за муниципальным казенным учреждением "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" зарегистрировано право оперативного управления.
Ссылаясь на статьи 39.1, 39.9, 39.14 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Исходя из рассматриваемого заявления, заявитель связывает нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности с тем, что распоряжение о передаче земельного участка, которое в последующем послужило основанием для одностороннего расторжения договора на размещение временного сооружения заявителя, было принято в отношении, в том числе, части земельного участка, который на момент издания распоряжения администрацией города Красноярска уже был арендован Кашитским Р.И.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик доказал законность и обоснованность вынесенного им распоряжения, в свою очередь заявителем не доказано, что оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
По подпункту 2 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
По подпункту 1 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, на срок до одного года.
Согласно пункту 3 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Таким образом, не допускается предоставление муниципальным учреждениям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на других правах, кроме как на праве постоянного (бессрочного) пользования, с обозначением двух исключений из этого правила:
1) в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование на срок до одного года (статья 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации);
2) в случае заключения в отношении неделимого земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, часть которых или помещения в которых принадлежат указанным лицам на праве оперативного управления, договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, предпринимателем размещено на спорном земельном участке временное сооружение на основании договора от 01.07.2014 N Т/7055. Дополнительным соглашением от 10.08.2016 N К/4155/с срок действия договора аренды продлен по 05.08.2019.
Между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска подписан договор аренды земельного участка от 19.01.2015 N 88 (далее - договор аренды), в соответствии с пунктом 1.1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 04 00 125:0459, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 78 Добровольческой бригады, 5 "г", для использования в целях размещения временного сооружения: павильона в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 115,43 кв.м. (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи. Дополнением от 08.12.2017 N 5788-вс к договору аренды земельного участка от 19.01.2015 N 88 срок действия договора аренды продлен по 30.10.2018.
Согласно оспариваемому распоряжению МКУ "УДИБ" в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:341572, площадью 65 932,0 кв. м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. 78 Добровольческой Бригады.
Доказательств, подтверждающих, что заявитель имеет какие-либо вещные права или материально-правовые притязания в отношении части и полностью земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:341572 по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 78 Добровольческой Бригады, площадью 65 932,0 кв. м, в материалы дела не представлено.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 указанного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, указанные выше нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" связывают наличие возможности использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом Министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95 (далее - Порядок N 05-95).
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95). Постановлением администрации города Красноярска от 27.03.2019 N 172 "О внесении изменения в Постановление администрации города от 27.11.2012 N 595", павильон заявителя под номером 998 исключен из схемы с 03.04.2019.
Постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 809), которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 809 размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.
К временным сооружениям относится киоск - временное сооружение закрытого типа без зала обслуживания и подсобного помещения; павильон - временное сооружение закрытого типа с залом для обслуживания и подсобным помещением (подпункты 10 и 16 пункта 4 Положения N 809).
Статьей 10 Положения N 809 предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет. При размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве в случае, если срок действия устанавливающего данное право документа меньше срока размещения временного сооружения, определенного схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска либо схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, договор на размещение временного сооружения заключается на срок действия документа, устанавливающего право заявителя на земельный участок.
В силу пункта 16 Положения N 809 продление срока размещения временного сооружения, установленного правовым актом администрации города либо договором на размещение временного сооружения, осуществляется на основании обращения заявителя в Уполномоченный орган. В случае продления срока размещения временного сооружения, расположенного на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, к заявлению прикладываются документы, подтверждающие права на земельный участок.
Продление срока размещения временного сооружения осуществляется путем заключения договора на размещение временного сооружения (пункт 17 Положения N809).
Согласно пункту 19 Положения N 809 основаниями для отказа в продлении срока размещения временного сооружения являются, в том числе истечение срока (периода) размещения временного сооружения, установленного в схеме размещения временных сооружений на территории города Красноярска либо исключение временного сооружения, (нестационарного торгового объекта) из соответствующей схемы.
Таким образом, в силу изложенных норм права, основанием для размещения нестационарных торговых объектов является наличие такого объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования и договор на размещение временного сооружения.
Поскольку на спорном земельном участке находится павильон предпринимателя (нестационарный торговый объект), в силу изложенных норм Земельного кодекса Российской Федерации использование земельного участка возможно без его предоставления, то есть без заключения договора аренды земельного участка; размещение спорного нестационарного торгового объекта осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска и договора на размещение временного сооружения.
При таких обстоятельствах обоснован вывод суда первой инстанции о том, что обязательственные права заявителя на размещение временного сооружения распоряжением администрации города Красноярска от 12.09.2018 N 4193-недв МКУ "УДИБ" о передаче в постоянное бессрочное пользование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:341572 по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. 78 Добровольческой Бригады, площадью 65 932,0 кв. м, не нарушались на момент вынесения оспариваемого распоряжения.
При этом, согласно Постановлению администрации г. Красноярска от 27.03.2019 N172 "О внесении изменения в Постановление администрации города от 27.11.2012 N 595" (опубликовано в "Городские новости", N 40, 03.04.2019) павильон заявителя (N 998) в Схеме отсутствует.
В силу пункта 20 Положения N 809 предоставление заявителю земельного участка носило временный характер, для размещения временного объекта, предполагающее возможность досрочного расторжения договора в порядке и по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами и договором.
Правоотношения, возникшие между МКУ "УДИБ" и администрацией г. Красноярска являются вещно-правовыми, а правоотношения заявителя и администрации являются обязательственными.
Как следует из содержания статьи 398 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии нескольких претендующих на имущество лиц приоритет всегда имеет обладатель вещно-правовых правомочий, а при отсутствии такового (то есть, когда все требования основаны исключительно на обязательственных правоотношениях), преимущество отдается тому лицу, чье обязательство возникло раньше.
Следовательно, в рассматриваемом споре имеют приоритет вещные правоотношения, связанные с предоставлением спорного участка в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "УДИБ".
Таким образом, администрация действовала в пределах своей компетенции, при наличии правовых оснований для принятия оспариваемого распоряжения. Доказательств, подтверждающих предоставление спорного земельного участка иному лицу, в том числе заявителю, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к тому, что в отношении земельного участка, который распоряжением администрации города Красноярска от 12.09.2018 N 4193-недв. "О предоставлении МКУ "УДИБ" земельного участка" был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, должна была быть проведена процедура торгов, изданием распоряжения от 12.09.2018 N 4193-недв. О предоставлении МКУ "УДИБ" земельного участка", Кашитский Р.И., был лишен права аренды земельного участка, поскольку договор аренды с ним был расторгнут.
Указанные доводы рассмотрены и отклонены по следующим основаниям.
Порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска определен Положением о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденным постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 N 809.
Согласно пункту 20 Положения основаниями для досрочного расторжения договора на размещение временного сооружения являются, в том числе наличие у иного лица в отношении земельного участка, на котором размещается временное сооружение, заключенного договора аренды, договора безвозмездного пользования земельным участком, либо иных прав на земельный участок, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
С учетом изложенного, предоставление заявителю земельного участка носило временный характер, для размещения временных объектов, предполагающее возможность досрочного расторжения договора в порядке и по основаниям, предусмотренном нормативными правовыми актами.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении процедуры предоставления земельного участка МКУ города Красноярска "УДИБ" являются несостоятельными, поскольку вопросы законности предоставления спорного земельного участка МКУ "УДИБ" не входят в предмет доказывания по настоящему делу.
Право постоянного бессрочного пользования является в соответствии с главой 17 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из видов прав собственности и других вещных прав на землю.
Пунктом 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
При предоставлении земельного участка МКУ города Красноярска "УДИБ" на праве постоянного бессрочного пользования публично-правовые отношения прекратились и между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию земельным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.
Следовательно, законность заключенной сделки по предоставлению земельного участка МКУ города Красноярска "УДИБ" не должна и не может оцениваться судом в рамках данного процесса, поскольку наличие гражданско-правового спора в отношении спорного земельного участка не может являться основанием для признания незаконными решений, действий администрации в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции также обосновано не имелось.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" июля 2019 года по делу N А33-35944/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-35944/2018
Истец: Кашитский Руслан Иванович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Третье лицо: МКУ г. Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства", Кратько А.В., ФГБУ "ФКП Росреестра"