г. Москва |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А41-48936/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Игнахиной М.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания:
от истца - Бычкова Е.А. представитель по доверенности от 15.08.2017,
от ответчика - Груздева М.Н. представитель по доверенности от 01.08.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Новое Ольгино" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.07.2019 года по делу N А41-48936/19 по иску закрытого акционерного общества "Балашихинская электросеть" (ИНН 5001003540, ОГРН 1025000513603) к Товариществу собственников жилья "Новое Ольгино" (ИНН 5012033828, ОГРН 1065012012042) при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Московская областная энергосетевая компания", публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Балашихинская электросеть" (далее - истец, ЗАО "Балашихинская электросеть") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) к Товариществу собственников жилья "Новое Ольгино" (далее - ответчик, ТСЖ "Новое Ольгино") о взыскании задолженности в размере 2.199.200 руб. 89 коп., неустойки в размере 163.292 руб. 71 коп., а также неустойки, начиная с 22.06.2019 по дату фактического исполнения обязательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Московская областная энергосетевая компания", публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания".
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.07.2018 по делу N А41-48936/19 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСЖ "Новое Ольгино" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 10.04.2013 стороны заключили договор энергоснабжения N 0631 (для исполнителей коммунальных услуг), согласно условиям которого истец принял на себя обязательства по поставке электрической энергии (мощности) и иных услуг, а ответчик обязательство по оплате поставленной электрической энергии и оказанных услуг по договору.
Разделом N 4 договора определены расчеты оплаты за потребленную электрическую энергию и мощность.
Во исполнение условий договора истец надлежащим образом за период с июля 2018 по в март 2019 осуществил поставку электроэнергии ответчику.
Однако ответчик оплату потребленной электроэнергии надлежащим образом не произвел, задолженность составила 2.199.200 руб. 89 коп.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности заявленных требований в полном объеме.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Спорные правоотношения регулируются общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах (ст.ст.309-328 ГК РФ), а также специальными нормами материального права, предусмотренными статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Данные положения установлены пунктом 1 статьи 541 ГК РФ.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1);
Согласно пункту 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 314 ГК РФ установлено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Задолженность ответчика в размере 2.199.200 руб. 89 коп. подтверждена актами приема-передачи электрической энергии (мощности), счетами на оплату, а также счетами-фактурами, содержащими данные о количестве потребленной электрической энергии и ее стоимости.
Доказательств погашения задолженности в полном объеме, равно как и мотивированного отказа от оплаты, ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, требования истца в части взыскания задолженности являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
За просрочку исполнения обязательства истцом в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" начислена неустойка в размере 163.292 руб. 71 коп. за период с 16.08.2018 по 21.06.2019 (л.д. 167-169, т. 1).
В соответствии с п. 77 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Представленный истцом расчет неустойки судом проверен и признан обоснованным и математически верным. Контррасчет ответчиком в суд первой инстанции не представлен.
Истцом заявлено требование о взыскании законной неустойки, начиная с 22.06.2019 по дату фактического исполнения обязательства.
Согласно п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ). При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Поскольку материалами дела подтвержден факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате электрической энергии, требование истца о взыскании неустойки является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном размере. Оснований для применения ст. 333 ГК РФ не имеется.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.08.2019 по делу N А41-68722/18 по спору между теми же сторонами по тому же договору, но за предыдущий период - январь -март 2018.
Довод ответчика о том, что находящиеся в его управлении жилые многоквартирные дома оборудованы приборами учета электрической энергии для мест общего пользования, в связи с чем, при определении количества потребленной в спорный период электроэнергии истцом необоснованно применен расчетный метод и повышающий коэффициент, несостоятелен в силу следующего.
27.11.2009 вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 13 данного Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 данной статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 данного Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжающие организации в срок до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок собственниками объектов (в данном случае собственниками помещений в многоквартирных домах).
Аналогичные положения содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в силу которых в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе, собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 указанного Федерального закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с подпунктами "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Соответственно, законодателем мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Принимая во внимание, что учетный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, безусловно, является приоритетным, расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний, обязанность ресурсоснабжающей организации по установке ОДПУ с последующим возмещением своих расходов за счет потребителей, установленная в пункте 10 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, не освобождает исполнителей коммунальных услуг, в частности, от обязанности по установке приборов учета.
Обеспечение состояния внутридомовых инженерных сетей отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, также является обязанностью исполнителей коммунальных услуг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Пунктом 81 Основных положений предусмотрено, что исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Согласно пункту 68 Основных положений исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Таким образом, в силу своего статуса ответчик обязан приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на общедомовые нужды (ОДН), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Поскольку именно на ответчика в силу вышеизложенных норм возложена обязанность по оснащению спорных МКД приборами учета электрической энергии, он несет бремя доказывания отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета электрической энергии.
Приложением N 3 к договору стороны согласовали реестр средств измерения, установленных у абонента.
Вместе с тем, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 627) в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 утверждены:
критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
Согласно пункту 6 Приказа N 627 результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" Правила N 124 были дополнены пунктом 21(1), согласно подпункту "в" которого объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета при наличии технической возможности его установки, определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 01.01.2017 - 1,5.
Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 пункт 22 Правил N 124 дополнен подпунктом "е", согласно которому при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленную в многоквартирный дом по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), размер платы за поставленную тепловую энергию при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году устанавливается в размере, равном 1,4, а с 1 января 2017 - 1,5.
Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Таким образом, применение с 30.06.2016 повышающих коэффициентов предусмотрено по всем видам ресурсов только начиная с расчетного периода, в котором составлен акт.
Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" была изменена редакция подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124, из которого исключено упоминание о повышающем коэффициенте, а пункт 22 был дополнен подпунктами "ж" и "е", касающимися применения повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии.
Кроме того, в отношении индивидуальных приборов учета формула, предусмотренная подпунктом а(1)) пункта 4 приложения N 2 к Правилам N 354 также указывает на неприменение повышающего коэффициента, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Подлежащий применению в отношении коллективных приборов учета электрической энергии подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124 не содержит указания на возможность неприменения повышающего коэффициента при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, что при буквальном толковании данного положения вступает в прямое противоречие с положениями Приказа N 627, устанавливающего критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (пункт 1 Приказа N 627).
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.24, осуществляется посредством двух кабельных линий, подключенных к РТП-5020. Одна кабельная линия снабжает секцию 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия снабжает секцию 2 жилого дома "квартирные стояки", "внутренне распределяющее устройство", "автоматический выключатель резерва", к которой в свою очередь подключены 2 ввода-"места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.24, установлено 2 прибора учета: прибор учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 05058693, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и прибор учета тип NP542.27T-4P5RLnl N 01078578, учитывающий потребление ввода "лифты".
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 16, осуществляется посредством двух кабельных линий, подключенных к РТП-5022. Одна кабельная линия снабжает секцию 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия снабжает секцию 2 жилого дома "внутренне распределяющее устройство", к которой в свою очередь подключены 2 ввода- "места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 16, установлено 2 прибора учета: прибор учета тип NP545.23T-4E1RLUI N 06310006, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310005, учитывающий потребление ввода "лифты".
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о.Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 10, осуществляется посредством кабельных линий, подключенных к РТП-5021. Кабельная линия снабжает секцию жилого дома "квартирные стояки", другие кабельные линии снабжает секцию жилого дома "внутренне распределяющее устройство", расходящуюся на несколько вводов -"места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 10, установлено 8 приборов учета: приборы учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 06310008, N 06310010, N 06310012, N 06310008, N 06310014, учитывающие потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и приборы учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310007, N 06310009, N 06310011, N 06310013, учитывающий потребление ввода "лифт".
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.20, осуществляется посредством кабельных линий, подключенных к РТП-5022. Одна кабельная линия снабжает секцию 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия снабжает секцию 2 жилого дома "внутренне распределяющее устройство", к которой в свою очередь подключены 2 ввода- "места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.20, установлено 6 приборов учета: прибор учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 06310016, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) /щитовая-1/, прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310017, учитывающий потребление ввода "лифт" /щитовая-1/, прибор учета тип NP545.23T4E1RLUI N 06310018, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) /щитовая-2/, прибор учета тип NP542.23T-4P5RLnl N 06310019, учитывающий потребление ввода "лифт" /щитовая-2/, прибор учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 06310020, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) /щитовая-3/, прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310020, учитывающий потребление ввода "лифт" /щитовая-3/, прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnl N06310021, учитывающий потребление ввода "лифт" /щитовая-3/.
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.12, осуществляется посредством двух кабельных линий, подключенных к РТП-5021. Одна кабельная линия снабжает секцию 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия снабжает секцию 2 жилого дома "внутренне распределяющее устройство", к которой в свою очередь подключены 2 ввода- "места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.12, установлено 2 прибора учета: прибор учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 06310024, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и прибор учета тип NP542.24T-4P5R.Lnl N 06310023, учитывающий потребление ввода "лифт".
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 14, осуществляется посредством двух кабельных линий, подключенных к РТП-5022. Одна кабельная линия снабжает секцию 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия снабжает секцию 2 жилого дома "внутренне распределяющее устройство", к которой в свою очередь подключены 2 ввода- "места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. 14, установлено 2 прибора учета: прибор учета тип NP545.23T-4E1RLUI N 06310027, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310026, учитывающий потребление ввода "лифты".
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.22, осуществляется посредством двух кабельных линий, подключенных к РТП-5023. Одна кабельная линия снабжает секцию 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия снабжает секцию 2 жилого дома "внутренне распределяющее устройство", к которой в свою очередь подключены 2 ввода- "места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г.о. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.22, установлено 2 прибора учета: прибор учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 06310030, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnl N 06310029, учитывающий потребление ввода "лифт".
По показаниям данных приборов учета произведен расчет стоимости потребленной электрической энергии в период до января 2018, что подтверждается актом приема-передачи электрической энергии N 38696 от 31.12.2017.
Таким образом, в спорный период начисления за потребленную электрическую энергию по указанным объектам энергоснабжения правомерно производились в соответствии с пп.в) п.21(1), пп.ж п.22 Правил N 124 от 14.02.2012, в связи с отсутствием коллективных (общедомовых) приборов учета, допущенных в эксплуатацию в установленном порядке.
Кроме того, акты об отсутствии технической возможности установки приборов учета ОДПУ ответчик на рассмотрение не представил.
19.10.2018 комиссией в составе представителей АО "Мособлэнерго", Администрации г.о. Балашиха, ЗАО "БЭЛС", ТСЖ "Новое Ольгино", а также с участием незаинтересованных лиц - Становенко М.А. и Федосова В.К. проведено обследование МКД по адресам: Московская обл., г. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д. N N 24,16,10,20,12,14,22, по результатам которого установлено наличие технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета, что подтверждается п. п. 4,5,6,7 акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета от 19.10.2018.
Пунктом 9 акта зафиксирован факт установки приборов учета электрической энергии (мощности) на "Квартирных стояках", но не введенных в эксплуатацию и не участвующих в расчетах за поставляемую электрическую энергию (мощность), то есть не входящие в комплекс коллективного (общедомового) прибора учета.
Таким образом, учитывая отсутствие доказательств необоснованности применения расчетного метода и повышающих коэффициентов при определении количества потребленной в спорный период электроэнергии, а согласованные в приложении N 3 спорного договора приборы не отвечают выше установленным требованиям, суд первой инстанции правомерно взыскал задолженность с ответчика в заявленном размере.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно признанных необоснованными арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.07.2019 года по делу N А41-48936/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-48936/2019
Истец: ЗАО "БАЛАШИХИНСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЬ"
Ответчик: ТСЖ "НОВОЕ ОЛЬГИНО"
Третье лицо: АО "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", ПАО "МОЭСК"