г. Санкт-Петербург |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А42-2266/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Загараевой Л.П., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27959/2019) ООО "Лица" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.07.2019 по делу N А42-2266/2019, принятое
по заявлению ООО "Лица"
к ГЖИ Мурманской области
3-е лицо: Управление МИ И ЖКХоб оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лица" (ОГРН: 1165190064049,, адрес: 184670, Мурманская обл., г. Гаджиево, ул. Ленина, д. 58; далее - ООО "Лица", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ОГРН: 1025100849850, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18; далее - ГЖИ, Инспекция, ответчик) о признании недействительным предписания от 04.02.2019 N 75/37, которым Общество обязано установить ранее утверждённый конкурсной документацией размер платы за содержание и ремонт двадцати трёх многоквартирных домов города Заозёрска ЗАТО Александровск Мурманской области и выполнить перерасчёт коммунальных ресурсов, потреблённых на общедомовые нужды, за период с ноября 2017 года по настоящее время.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление экономического развития, жилищно-коммунального хозяйства и муниципального имущества Администрации ЗАТО город Заозёрск (ОГРН: 1025100805542, адрес: 184310, Мурманская обл., г. Заозерск, пер. Школьный, д. 1; далее - Управление МИ И ЖКХ, третье лицо).
Решением от 17.07.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Лица" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что согласно Правилам порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75), под размером платы за содержание жилого помещения понимается плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества в МКД, вместе с тем расходы на оплату коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества, в состав такой платы не включены.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Общество на основании лицензии от 28.03.2017 N 000225 и договоров управления многоквартирными домами, заключённых по результатам открытого конкурса, проведённого Администрацией ЗАТО город Заозёрск, осуществляет управление многоквартирными домами NN 5, 8, 12, 14 и 20 по ул. Строительной, NN 1, 3, 12 и 13 по ул. Колышкина, NN 1, 4, 9, 11 и 12 по ул. Флотской, NN 3, 11, 15 и 19 по ул. Мира, N 7 по ул. Рябинина, N 4 по пер. Молодежному, N 3 по пер. Гранитному, N 7 и N 30 по ул. Ленинского Комсомола в городе Заозерске Мурманской области (далее - МКД).
На основании распоряжения от 15.01.2019 N 61 Инспекцией в период с 30.01.2019 по 31.01.2019 проведена внеплановая документарная проверка на предмет исполнения Обществом ранее выданного предписания N 327/37 от 28.04.2018 (в редакции решения б/н от 22.06.2018) по результатам проверки коллективного обращения граждан по вопросу соблюдения Обществом требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Инспекцией в ходе проведения проверки выявлено, что Общество начисляло потребителям плату за содержание жилого помещения в МКД в соответствии с заключенными по итогам конкурса договорами по цене, установленной конкурсной документацией. Кроме того, Общество выставляло дополнительно плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД.
Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также пунктов 55 и 71 Правил N 75.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 31.01.2019 N 135, где зафиксировано неисполнение Обществом ранее выданного предписания от 28.04.2018 N 327/37, Обществу вновь выдано предписание от 04.02.2019 N 75/37, обязывающее Общество устранить нарушения в части предъявления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания МКД, с ноября 2017 года по настоящее время; производить начисление платы за содержание жилого помещения согласно конкурсной документации; выполнить перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания МКД, в пользу собственников МКД с ноября 2017 года.
Не согласившись с предписанием от 04.02.2019 N 75/37, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В пункте 17 Правил N 491 также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 55 Правил N 75 представление заявки на участие в конкурсе является согласием претендента выполнять обязательные работы и услуги за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса, а также предоставлять коммунальные услуги.
В случае если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления МКД, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления МКД (пункт 71 Правил N 75).
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
В данном случае ООО "Лица" осуществляет управление спорными МКД на основании договоров управления МКД от 21.09.2017, заключенных по результатам открытого конкурса, проведенного Администрацией ЗАТО г. Заозерска. Конкурсной документацией установлена цена договора для вышеперечисленных МКД. Аналогичные размеры платы установлены в отношении каждого из домов договорами управления от 21.09.2017 N 1, 2, 3 согласно приложениям к договорам N 3 и 4.
Согласно пункту 3.1 договоров управления цена договора определяется как сумма стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту МКД, рассчитанная исходя из стоимости обязательных работ и услуг с 1 кв. м., умноженную на общую площадь жилых и нежилых помещений и стоимости коммунальных услуг, рассчитанной исходя из нормативов потребления данных услуг и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифов.
Пунктом 3.2 договоров управления установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для пользователей помещений включает в себя, в том числе плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, перечисленные в Приложении N 2 к настоящему договору.
Судом первой инстанции установлено, что Общество в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в МКД самостоятельно начисляло потребителям не только плату за содержание жилого помещения в соответствии с заключенными договорами на условиях конкурсной документации, но и дополнительно начисляло плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД. Превышение установленного размера привело к увеличению платы за содержание жилого помещения в зависимости от дома в среднем от 40 до 98 рублей ежемесячно. Сумма доначислений за период с 01.12.2017 по 01.02.2019 составила 3722765 руб. 05 коп. согласно данных бухгалтерии заявителя (т.2 л.д.51).
Между тем приобретение ресурсов для осуществления работ по содержанию общего имущества МКД является неотъемлемой частью деятельности по содержанию общего имущества МКД; а управляющая организация, участвуя в конкурсе в качестве профессиональной организации в данной сфере деятельности, не могла не осознавать весь перечень работ и услуг, который она должна будет исполнять за плату, установленную по результатам конкурса. Приобретение ресурсов для осуществления работ по содержанию общего имущества является неотъемлемой частью деятельности по содержанию общего имущества МКД.
Поскольку ни договором управления, ни конкурсной документацией, ни законом возможности одностороннего изменения размера платы за содержание жилого помещения не предусмотрено, суд первой инстанции признал оспариваемое предписание соответствующим действующему законодательству.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, предшествующее настоящему спору предписание Инспекции от 28.04.2018 N 327/37 также являлось предметом судебной проверки и было признано арбитражными судами законным и обоснованным судебными актами по делу N А42-4590/2018.
Апелляционный суд отмечает также, что Определением Верховного Суда РФ от 26.08.2019 N 307-ЭС19-10621 по делу N А42-4590/2018 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды правомерно признали оспариваемое предписание соответствующим действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы ответчика отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17 июля 2019 года по делу N А42-2266/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лица" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Лица" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2266/2019
Истец: ООО "Лица""
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ЗАТО ГОРОД ЗАОЗЕРСК