г. Киров |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А29-5288/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
при участии в судебном заседании представителей истца - Пономарева С.А., Гросса О.М., по доверенности от 26.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - акционерного общества "Коми энергосбытовая компания", ИНН 1101301856, ОГРН 1061101039779
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.05.2019 по делу N А29-5288/2018, принятое судом в составе судьи Бебякиной Е.А.,
по иску акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" (ИНН 1101301856, ОГРН 1061101039779)
к обществу с ограниченной ответственностью "Парус" (ИНН 1105024603, ОГРН 1181101001949),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Импульс",
о взыскании задолженности,
установил:
акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - Компания, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Парус" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 636 636 руб. 99 коп. задолженности по договору энергоснабжения от 01.06.2015 N 1409 (далее - Договор) за июнь, июль, август, октябрь, декабрь 2017 года, январь, февраль 2018 года (далее - спорный период).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Импульс" (далее - ООО "Импульс", третье лицо).
Определением суда от 18.01.2019 удовлетворено заявление о процессуальном правопреемстве, произведена замена ответчика с ООО "Сантехмонтаж Плюс" на ООО "Парус".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.05.2019 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 604 066 руб. 99 коп. задолженности, 14 928 руб. 11 коп. расходов по госпошлине, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель указал, что в отношении МКД по адресам: Республика Коми, г. Печора, ул. Гагарина, д. 39 (490,94 кв.м), ул. Социалистическая, д. 56 (1 492,2 кв.м), Печорский проспект, д. 74 (2 161,2 кв.м) истец применял площади мест общего пользования на основании данных, предоставленных администрацией МО МР "Печора". Судом приняты во внимание сведения о площадях мест общего пользования, представленные АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ". Действующим законодательством не определено, какой источник сведений о площади МКД должен использоваться при расчете размера платы за электричество на общедомовые нужды. Норматив электропотребления коммунальных услуг на ОДН в МКД г. Печора в период июнь-август 2017 года, согласно сведениям, представленным Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, учитывал общую площадь помещений, указанных в пунктах 1, 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, что подтверждает довод истца о необходимости использования в расчетах, в том числе, площадь чердаков и подвалов. При проведении обследования в МКД совместно с управляющей компанией, установлено наличие инженерных систем в чердачных и подвальных помещениях МКД. Сведения о площадях мест общего пользования, подтверждающие площади мест общего пользования, применяемые истцом в отношении спорных домов, имеются на официальном сайте Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов и соответствуют информации, полученной от администрации.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.06.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.06.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
01.06.2015 Компания (гарантирующий поставщик) и правопредшественник ответчика ООО "СМП" (исполнитель коммунальных услуг) заключили Договор, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а исполнитель коммунальных услуг обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных Договором.
Во исполнение условий Договора истец в спорный период поставлял на объекты ответчика электрическую энергию и выставил для оплаты счета-фактуры на общую сумму 597 473 руб. 79 коп. (от 31.10.2017 на сумму 156 240 руб. 71 коп., от 31.12.2017 на сумму 131 644 руб. 85 коп., от 31.01.2018 на сумму 172 096 руб. 67 коп., от 28.02.2018 на сумму 137 491 руб. 56 коп.
Кроме того, Общество произвело корректировку стоимости электрической энергии за нюнь, июль, август 2017 года в отношении домов, расположенных по адресам: г. Печора, ул. Гагарина, д. 39А, Печорский проспект, д. 74, ул. Социалистическая, д. 56, в связи с получением от Администрации МР "Печора" письма от 30.08.2017 N 01-27-6988/1, содержащего сведения о площадях помещений, входящих в состав общего имущества (т. 3 л.д. 149-150, т. 4 л.д. 1).
На оплату откорректированного количества электроэнергии истец выставил ответчику счета-фактуры на общую сумму 39 163 руб. 20 коп. (от 30.11.2017 N К008347/0219 на сумму 12 716 руб. 10 коп. (июнь 2017 года); от 30.11.2017 N К008348/0219 на сумму 13 223 руб. 55 коп. (июль 2018 года), от 30.11.2017 N К008349/0219 на сумму 13 223 руб. 55 коп. (август 2018 года)).
Претензиями от 20.11.2017, от 21.12.2017, от 23.01.2018, от 26.02.2018, от 19.03.2018 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки ресурса в спорный период подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Истец не согласен с решением в части отказа во взыскании 39 163 руб. 20 коп. по корректировочным счетам-фактурам от 30.11.2017 за июнь-август 2017 года.
Разногласия возникли по площадям мест общего пользования МКД, расположенных по адресам: г. Печора, ул. Гагарина, д. 39А, Печорский проспект, д. 74, ул. Социалистическая, д. 56.
По сведениям истца, представленным Администрацией МР "Печора", площадь мест общего пользования по ул. Гагарина, д. 39а - 490,94 кв.м., Печорский проспект, д. 74 - 1 492,2 кв.м., по ул. Социалистическая, д. 56 - 2 161,2 кв.м.
По сведениям, представленным АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" и принятым судом при вынесении решения, площадь мест общего пользования по ул. Гагарина, д. 39а - 48,4 кв.м., Печорский проспект, д. 74 - 645,5 кв.м., по ул. Социалистическая, д. 56 - 1003,28 кв.м.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по формуле, которая содержит такие показатели, как норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно абзацу 2 пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац 3 пункта 44 Правил N 354).
При таких обстоятельствах ресурсоснабжающая организация имеет право требования с исполнителя коммунальной услуги разницы между объемом коммунальной услуги, израсходованной на общедомовые нужды, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Сведения о составе и состоянии общего имущества в соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение N 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37).
Информация о составе общего имущества МКД и мест общего пользования содержится и на сайте ГИС ЖКХ.
При этом действующее законодательство не ограничивает стороны в представлении иных доказательств, подтверждающих достоверность используемых ими сведений о размере площадей мест общего пользования МКД и составе его общего имущества.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичная норма содержится в пункте 2 Правил содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 34 приложения 1 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 даны разъяснения, что в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом МКД, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Ссылаясь на вышеназванное письмо от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов республики Коми в письме от 27.04.2017 N 24/1-Т сообщило, что в расчете норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Коми использована общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, по данным, представленным администрациями муниципальных образований, муниципальных районов и городских округов Республики Коми.
Истец произвел корректировку оплаты в связи с получением от Администрации МР "Печора" письма от 30.08.2017 N 01-27-6988/1, содержащего актуализированные сведения о площадях помещений, входящих в состав общего имущества (т. 3 л.д. 149-150, т. 4 л.д. 1).
Из приложения N 2 к данному письму следует, что площади мест общего пользования в спорных МКД с учетом чердаков следующие:
- ул. Социалистическая, 56 - 2 161,2 кв.м.;
- Печорский проспект, 74 - 1492,2 кв.м.;
- ул. Гагарина, 39а - 490,94 кв.м.
По запросу суда апелляционной инстанции Администрация МР "Печора" представила сведения по площадям мест общего пользования (МОП) в спорных МКД с учетом чердаков следующие:
- ул. Социалистическая, 56 - 3411,45 кв.м.;
- Печорский проспект, 74 - 1265,4 кв.м.;
- ул. Гагарина, 39а - 613,1 кв.м.
Из системного толкования подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, и пунктов 24 и 27 Правил N 491 следует, что Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его состава по видам помещений. Невыполнение Обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием освобождения его от оплаты поставленного ресурса.
Таким образом, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площадей чердаков для целей определения объема ресурса на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, не имеется.
Принимая во внимание, что площади чердаков и подвалов учтены при формировании норматива и должны учитываться при расчете, отсутствие иных сведений о площадях чердаков, а также то, что площади, используемые истцом при расчете, не превышают площадей, сведения о которых представлены Администрацией МР "Печора" в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований следует отменить.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, возлагаются на стороны соответственно результатам судебного рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.05.2019 по делу N А29-5288/2018 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Парус" в пользу акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" 636 636 руб. 99 коп. задолженности по договору энергоснабжения от 01.06.2015 N 1409 за июнь, июль, август, октябрь, декабрь 2017 года, январь, февраль 2018 года, а также 15 733 руб. расходов по уплате госпошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Парус" в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительные листы.
Возвратить акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" из федерального бюджета 2 489 руб. госпошлины по иску, уплаченной платежным поручением от 10.04.2018 N 12215.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5288/2018
Истец: АО "Коми энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "Парус", ООО Сантехмонтаж Плюс
Третье лицо: ООО "Импульс", ООО "Парус", администрация муниципального района "Печора", АО Северный филиал "Ростехинвентиразиция - Федеральное БТИ"