город Ростов-на-Дону |
|
17 октября 2019 г. |
дело N А32-16274/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от истца: Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" - Помогайбо Л.Т. и Муравьева Е.И.по доверенности от 08.11.2016, паспорта
от ответчика: Министерства обороны Российской Федерации - представитель Григорян Г.А. по доверенности от 06.12.2018 от ответчика: Федеральному Государственному казенному учреждению "Северо-кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" - представитель Мещерякова О.В по доверенности от 09.01.2019 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы:
Федерального Государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2019 по делу N А32-16274/2018 по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" к Федеральному Государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации", Министерству обороны Российской Федерации, при участии третьих лиц:
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Южного межрегионального территориального управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками,
принятое судьёй Данько М.М.
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Юга" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края и просило:
признать отсутствующим право постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на застроенный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:172 площадью 10151 кв. м, зарегистрированное в ГКН N 23:37:0710001:172-23/026/2017-2 от 07.02.2017;
признать отсутствующим право постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на застроенный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:173 площадью 15090 кв. м, зарегистрированное в ГКН 23:37:0710001:173-23/026/2017-2 от 07.02.2017;
признать отсутствующим право постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на застроенный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:174 площадью 3914 кв. м, зарегистрированное в ГКНN 23:37:0710001:174-23/026/2017-2 от 30.08.2017;
признать отсутствующим право постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на застроенный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:175 площадью 8400 кв. м, зарегистрированное в ГКН N 23:37:0710001:175-237026/2017-2 от 30.08.2017;
признать отсутствующим право постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на застроенный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:176 площадью 265 кв. м, зарегистрированное в ГКН N 23:37:0710001:176-23/026/2017-2 от 14.03.2017;
признать отсутствующим право постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на застроенный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:177 площадью 12800 кв. м, зарегистрированное в ГКН N 23:37:0710001:177 -237026/2017-2 от 17.032017;
признать отсутствующим право постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на застроенный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:179 площадью 327 кв. м, зарегистрированное в ГКН N 23:37:0710001:179-23/026/2017-2 от 07.02.2017;
признать отсутствующим право постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на незастроенный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:178 площадью 400 кв. м, зарегистрированное в ГКН N 23:37:0710001:178-23/026/2017-2 от 30.08.2017.
Требования мотивированы тем, что за учреждением в отсутствие правовых и фактических оснований зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, находящиеся в фактическим владении истца, на которых расположено имущество последнего, обеспечивающее безопасность полетов авиации. Наличие в реестре прав и обременений записи об этих правах за лицом, фактически не владеющим спорными участками, является препятствием для истца в проведении ремонта участвующего в полетах авиационной техники имущества, что, в свою очередь, создает угрозу жизни неограниченного круга лиц.
Решением суда от 26.04.2019 иск удовлетворен частично. Отказано в удовлетворении иска в части признания отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на незастроенный земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:178.
Ответчики обжаловали решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просили решение отменить, в иске отказать полностью.
Жалоба МО РФ мотивирована следующим.
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 об утверждении Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)" признано утратившим силу постановлением Правительства России от 3 апреля 2019 г. N 393 с 18 апреля 2019 г. На момент принятия судом резолютивной части решения (22.03.2019) данный документ имел юридическую силу, вместе с тем он не содержал никаких требований и положений относительно спорных земельных участков. Все вышеуказанные земельные участки расположены на территории аэропорта Анапа (Витязево). Согласно распоряжению Правительства РФ от 10 августа 2007 г. N 1034-р, Аэропорт Анапа (Витязево) является государственным аэропортом совместного базирования и находится в ведении Минобороны России. ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" не обосновало легитимность использования территории Аэропорта Анапа (Витязево) в той части, в которой объекты недвижимости отсутствуют. Все участки разделены по решению собственника с видом разрешенного использования - для объектов войсковой части 10628. Истец не обосновал необходимость предоставления всего земельного участка под объекты меньшей площади. Право собственности ответчика на спорные участки возникло ранее, чем право хозяйственного ведения истца на находящиеся на нем строения. Основания для признания отсутствующим права постоянного бессрочного пользования учреждения на спорные земельные участки по основанию порока их возникновения отсутствуют. Возникновение у истца права хозяйственного ведения на объекты недвижимости привело к возникновению у истца основанного на действовавшей до 01.03.2015 статье 36, а в настоящее время - статье 39.20 ЗК РФ исключительного права на приобретение в аренду земельного участка, занятого этими объектами и необходимого для их использования. Данное право не является самостоятельным правовым титулом владения земельным участком (ни вещным, ни обязательственным), выступая необходимой правовой предпосылкой его возникновения в результате нормативно определенной процедуры. Принадлежащее истцу исключительное право на приобретение в аренду земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости не является самостоятельными правовым титулом владения земельным участком (ни вещным, ни обязательственным), а потому истец не является титульным владельцем спорного земельного участка. законодательством на уполномоченный орган возложена обязанность по принятию решения о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка. Непринятие уполномоченным органом, какого либо решения будет свидетельствовать о нарушении положений закона, которое подлежит обжалованию в установленном порядке. Между тем, обязанность собственника по принятию решения о прекращении права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, предоставленного подведомственному ему учреждению действующим законодательством не установлена. действующим законодательством предусмотрен порядок предоставления земельных участков в аренду. Предъявление истцом требования о признании права постоянного бессрочного пользования учреждения отсутствующим не приведёт к возникновению у истца права аренды на спорные участки. Истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Наличие права постоянного (бессрочного) пользования учреждения не препятствует истцу требовать предоставления ему в порядке реализации исключительного права в аренду земельного участка, занятого объектом недвижимости общества, с соблюдением публичной процедуры, регулирующей предоставление земельного участка в собственность, то есть в порядке обращения с соответствующим заявлением в уполномоченный орган. Спорные участки находятся в федеральной собственности, что свидетельствует о том, что у истца нет никаких препятствий для их получения в аренду. Истец процедуру получения участка в аренду не реализовал. Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно-значимых нужд, другим публичным собственником повлекло бы прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством.
Жалоба ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ мотивирована следующим.
Поводом для обращения истца в суд с настоящим иском послужило то обстоятельство, что Департамент имущественных отношений Минобороны РФ своевременно не направил в адрес истца договор аренды на спорные земельные участки. Об этом же истец неоднократно заявлял в ходе судебного разбирательства. Таким образом, можно сделать вывод, что целью истца является получение спорных земельных участков на договорной основе. При этом постановленное по настоящему делу решение никак не влияет на права истца. Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:15 является ранее возникшим на основании Постановления Правительства N 3020-1. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 10.08.2007 N 1034-р "Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования" (ранее действовало другое Распоряжение с таким же положением), аэродром Анапа (Витязево) является государственным, находящимся в ведении Минобороны России, разрешено совместное использование ФГУП "Государственная транспортная компания "Россия". На земельном участке расположено 42 объекта недвижимого имущества, в том числе: 11 объектов недвижимого имущества (здания и сооружения), используемые войсковой частью 49311 (авиационная комендатура), 5 объектов незавершенного строительства, 20 объектов недвижимого имущества, используемые ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", 6 объектов, используемых ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". 28.10.2016 на совещании Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации по обращению ФГУСП "Госкорпорация по ОрВД" было принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15, предоставлении земельных участков для размещения объектов ФГУСП "Госкорпорация по ОрВД" без прекращения права пользования Министерства обороны Российской Федерации на данные земельные участки. В противном случае, Минобороны РФ утратит возможность размещать на предоставленном земельном участке оборудование и системы военного назначения, что приведет к нарушению системы безопасности государства. Таким образом, на основании статьи 209 Гражданского кодекса РФ, собственник спорных земельных участков - Правительство РФ Распоряжением от 10.08.2007 N 1034-р и Минобороны РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 распорядились своим имуществом, закрепив его на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны РФ. Так как ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны РФ, как и ФГУСП "Госкорпорация по ОрВД", являются государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией, имущество которых является Федеральной собственностью, истец в данном случае избрал ненадлежащий способ защиты. Более правильным для истца было бы обжалование действия (бездействия) Департамента имущественных отношений Минобороны РФ и обязании заключить желаемый договор аренды на спорные участки. Более того, со стороны ответчиков по настоящему делу, проведена большая предварительная работа по подготовке необходимых документов и формированию участков для последующего заключения соответствующих договоров.
Определением председателя судебного состава от 10.10.2019, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нахождением судьи Мисника Н.Н. в отпуске, произведена замена на судью Глазунову И.Н., в связи с чем, рассмотрение дела производится с самого начала.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, на доводы апелляционной жалобы ответчика возражал.
Представитель Федерального Государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, на доводы апелляционной жалобы истца возражал.
Представители истца просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, дали пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)", которой предусмотрена реконструкция 5 существующих и установка 3 новых объектов единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВ Д) в аэропорту Анапа.
Указанный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 03.04.2019 N 393, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 10.04.2019).
Правообладателем земельных участков, необходимых для проведения работ в отношении указанных 8 объектов, является войсковая часть 10628 Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Постановлением главы города-курорта Анапа Краснодарского края - N 1207 от 02.12.1997 "О выдаче государственного акта на право пользования землей в/ч 10628" и на основании ходатайства начальника 1221 отделения морской инженерной службы Новороссийского военно-морского района от 05.05.1997 N 16 о переоформлении государственного акта на право пользования землей А-1 N 179407, право пользования земельным участком, после проведенного уточнения границ и утверждения плана земельного участка площадью 241,05 га, занимаемого войсковой частью 10628, было переоформлено с войсковой части 20345 на войсковую часть 10628. В связи с этим ранее выданный войсковой части 26345 государственный акт А-1 N 179407, утратил силу. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству были внесены изменения в земельно-кадастровую документацию и войсковой частью 10628 был получен акт на право постоянного пользования землей.
Постановлением главы муниципального образования город-курорт Анапа N 1526 от 17.07.2006 на основании постановления главы города - курорта Анапа от 02.12.1997 N 01207 "О выдаче государственного акта на право пользования землей в/ч 10628", государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей серия КК-2 N 403000000633, приказа комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города-курорта Анапа от 30.12.2005 N 2475 "Об утверждении размеров и границ земельного участка в г. Анапа, Аэродромно-техническая зона" и ходатайства ГУ "1221 отделение Морской Инженерной службы", государственному учреждению предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью 124 541 кв. м, который был присоединен к земельному участку площадью 2 415 000 кв. м, ранее предоставленному в бессрочное (постоянное) пользование. Общая площадь участка составила 2 535 041 кв. м, ему присвоен кадастровый номер 23:37:0710001:0015.
В 2015 году из площади этого земельного участка были сформированы и поставлены на кадастровый учет восемь земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0710001:172, 23:37:0710001:173, 23:37:0710001:174, 23:37:0710001:175, 23:37:0710001:176, 15:37:0710001:177, 23:37:0710001:178, 23:37:0710001:179.
Указанные земельные участки. образованные в результате раздела земельного участка с к.н. 23:37:0710001:15, являются самостоятельными объектами прав с момента регистрации прав на них на основании приказа Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент) N 2926 от 13.12.16 и в порядке п.2 ст. 11.8 ЗК РФ.
На пяти из восьми участков расположено недвижимое имущество, и на двух из восьми размещены движимые объекты, находящиеся на праве хозяйственного ведения ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
На основании постановления Администрации муниципального образования города-курорта Анапа от 25.08.2017 N 3150 вид разрешенного использования спорных участков изменен с "для размещения объектов в/ч 10628" на "воздушный транспорт" (том 1, л.д. 20-21).
Имущество участвует в управлении воздушным движением, радионавигации и посадки ВСН 7-86 МГА.
Согласно статье 42 Воздушного кодекса РФ объектами единой системы организации воздушного движения являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения определяется федеральными авиационными правилами.
На основании пунктов 2 и 3 Федеральных авиационных правил "Объекты единой системы организации воздушного движения" (далее ФАП -31), утвержденных приказом Минтранса России от 18.04.2005 N 31 (зарегистрирован в Минюсте России 6 мая 2005 г. N 6585), ФАП-31 устанавливают перечень объектов единой системы организации воздушного движения. ФАП-31 применяются в отношении объектов, находящихся в федеральной собственности и переданных в хозяйственное ведение организациям гражданской авиации, обеспечивающим деятельность оперативных органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД).
Согласно пункту 7 ФАП-31 к объектам единой системы организации воздушного движения относятся, в том числе, комплексы зданий, сооружений с расположенными в них коммуникациями, системами и средствами организации воздушного движения, предназначенными для функционирования оперативных о рганов ЕС ОрВД, а также наземные объекты средств и систем наблюдения, радионавигации, посадки и авиационной электросвязи.
Спорные восемь земельных участков были сформированы на основании актов выбора земельных участков для строительства, градостроительных заключений по согласованию места размещения объектов истца.
Размеры земельных участков были определены с учетом норм проектирования объектов управления воздушным движением, радионавигации и посадки ВСН 7-86 МГА, согласованными с Госстроем СССР N А4-11сп-8 от 03.12.1986 г, по приложению N 4 (размеры участков УВД, радионавигации и посадки).
Земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:0015 (исходный земельный участок) поставлен на кадастровый учет 13.06.2006.
Право постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок зарегистрировано за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" 22.11.2012.
Право хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества зарегистрированы за истцом по делу:
на участке 23:37:0710001:172 на объект РСБН - 04.04.2002;
на участке 23:37:0710001:173 на объект ТП-8 - 04.04.2002;
на участке 23:37:0710001:174 на объект здание СДП-38 - 15.12.2006, ТП-14 -04.04.2002;
на участке 23:37:0710001:176 на объект СДП-218 -15.12.2006;
на участке 23:37:0710001:179 на объект ТП-13 - 04.04.2002.
Статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 -ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ранее действовавшей статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившей в действие с 01.03.2015) исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Эти положения закона применимы и для иных прав на земельные участки, в том числе и ограниченных вещных прав.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ указано, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Указанное касается и правовой судьбы строений и земельного участка.
Критерии разграничения публичной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности, определены в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 -ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности, в частности, относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (пункт 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Истец по делу является юридическим лицом, не имеющим отношения к Министерству обороны РФ.
Принадлежность находящихся на исходном земельном участке с кадастровым номером 23:37:0710001:0015 объектов недвижимого имущества государственному предприятию, не относящемуся к Министерству обороны, являлось препятствием для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на всю его площадь со стороны ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков конфигурациями и площадями, необходимыми для использования объектов истца, сделало возможным восстановление прав последнего с учетом интересов Министерства обороны в части исходного участка в измененных границах.
Земельные участки были сформированы в границах и площадью, необходимой для размещения и обслуживания существующих объектов Единой системы организации воздушного движения РФ (далее по тексту - объекты ЕС ОрВД) и объектов, подлежащих размещению в рамках ФЦП.
Иного ответчиками не доказано.
В абзаце четвертом пункта 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено следующее. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе в случае, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Предъявление иска о признании права или обременения отсутствующими является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения). Соответствующая правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11.
На земельных участках с к.н. 23:37:0710001:175 и 23:37:0710001:177 построены объекты капитального строительства, которые входят в состав объектов ЕС ОрВД системы посадки 1LS 2700. Схема размещения ILS 2700 на аэродроме свидетельствует о наличии сложнейшего аэродромного объекта - системы посадки ILS 2700, состоящего из отдельных сооружений, созданных в процессе капитального строительства, укомплектованных оборудованием, позволяющим обеспечивать безопасность полетов в процессе посадки воздушного судна.
Радиомаяки КРМ и ГРМ работают совместно как радиомаячная система посадки с курса МКп-217 градусов, которые в совокупности со всем работающим радиотехническим оборудованием на аэродроме Анапа (Витязево) позволяют осуществлять управление воздушным движением.
Объекты ответчиков на спорных ЗУ отсутствуют.
Истец земельными участками с кадастровыми номерами 23:37:0710001:172, 23:37:0710001:173, 23:37:0710001:174, 23:37:0710001:176, 23:37:0710001:179 владеет, поскольку использует в своей деятельности расположенные в их границах объекты для осуществления безопасности полетов.
На земельных участках с кадастровыми номерами 23:37:0710001:175 и 23:37:0710001:177 объекты недвижимого имущества истца отсутствуют.
В то же время в их границах расположены движимые объекты, участвующие в осуществлении им уставной деятельности.
Формирование для этого имущества отдельных, самостоятельных участков, свидетельствует о том, что находящееся на них оборудование является обязательной частью имущества, обеспечивающего безопасность полетов, требует для себя поверхности земли значительной площади, а также специальных, отдельных от другого имущества, земельных участков.
Представители предприятия сообщили суду, что места размещения этих, последних объектов согласовывались с компетентным, дающим разрешение на их установку и эксплуатацию органом.
Доказательств иного ответчики не представили.
Совместное базирование осуществляется на основе договоров с оператором аэропорта (п. 3 ст. 44 Воздушного кодекса РФ).
Из указанного следует, что термин "базирование" имеет значение только для авиакомпаний, владеющих на том или ином праве воздушными судами.
В соответствии с п.2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу ст.45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок либо принудительно.
Оснований для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на спорные земельные участки не имеется, добровольный отказ ответчика от прав также отсутствует, вследствие чего, единственно возможным и надлежащим способом защиты права истца является признание зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования ответчика на земельные участки отсутствующим.
Ответчики в апелляционных жалобах ссылаются на постановление Правительства РФ N 393 от 03.04.19. которое признало утратившим силу постановление правительства РФ N848 от 05.12.2001 г. "Об утверждении Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы". Данный факт подтверждает лишь, что денежные средства на модернизацию (строительство) объектов ЕС ОрВД в аэропорту Анапа (Витязево) будут использованы не из федерального бюджета, а из внебюджетных средств истца и никак не отменяет необходимость строительства объектов.
Актуальность строительства объектов ЕС ОрВД только возрастает, что подтверждается позицией Южного межтерриториалыюго управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в отзыве на исковое заявление о том, что в аэропорту Анапа (Витязево) используется оборудование аэродромного локатора ДРЛ-7 СМ с истекшим сроком службы и выработанным ресурсом, что негативно влияет на безопасность обслуживания воздушного движения, в том числе и воздушных судов государственной авиации. Производство ДРЛ-7 СМ и поставка ЗИП к нему прекращена. С выводом из эксплуатации ДРЛ-7 СМ отсутствие современной системы наблюдения на основе АРЛК "Лира-А10" существенно повышает риски столкновения воздушных судов в районе аэропорта "Витязево".
Отсутствие современной системы наблюдения создает существенную опасность для воздушного движения, жизни и здоровья граждан, а также негативно сказывается на рекреационных функциях города - курорта Анапа.
Признание права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на земельные участки с кн. 23:37:0710001:172- 23:37:0710001:177, 23:37:0710001:179 отсутствующими позволит истцу обратиться в Росавиацию за оформлением договоров аренды указанных земельных участков в порядке правомочий, определенных Постановлением Правительства N 1131 от 30.12.2009 г. "О полномочиях Федерального агентства воздушного транспорта по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель".
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание пояснения представителей истца, данные в судебном заседании 11.10.2019, о нижеследующем.
Все объекты Единой системы организации воздушного движения, фактически расположенные и планируемые для размещения на земельных участках с к.н. 23:37:0710001:172-23:37:0710001:177 и 23:37:0710001:179, предназначены для безопасного взлета и посадки воздушных судов в международном аэропорту Анапа (Витязево). Все оборудование имеет моральный и физический износ и используется с момента начала функционирования аэродрома Анапа с 1974-1975 годов и ни разу не модернизировалось. Однако, максимальный срок износа оборудования - 15 лет. В рамках существующего технического прогресса подобное оборудование в международных аэропортах мира модернизируется с периодичностью до 5 лет.
Необходимо учитывать позицию Южного межтерриториального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в отзыве на исковое заявление о том, что в аэропорту Анапа (Витязево) используется оборудование аэродромного обзорного локатора ДРЛ-7 СМ с истекшим сроком службы и выработанным ресурсом, что негативно влияет на безопасность обслуживания воздушного движения, в том числе и воздушных судов государственной авиации. Производство ДРЛ-7 СМ и поставка запасных частей и принадлежностей к нему прекращена. С выводом из эксплуатации ДРЛ-7 СМ отсутствие современной системы наблюдения на основе АРЛК "Лира-А10" существенно повышает риски столкновения воздушных судов в районе аэропорта "Витязево.
Отсутствие современной системы наблюдения создает существенную опасность для воздушного движения, жизни и здоровья граждан, что влечет не только отраслевые репутационные потери, но и негативно сказывается на имидже государства.
У Министерства обороны нет ни одного аналога объектов ЕС ОрВД, обеспечивающих безопасную посадку и взлет гражданского воздушного судна в аэропорту Анапа (Витязево). Специалисты Министерства обороны, исполняющие функции авиадиспетчеров, располагаются в командно-диспетчерском пункте истца и работают на оборудовании, находящемся в хозяйственном ведении Предприятия.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не усматривается.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2019 по делу N А32-16274/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16274/2018
Истец: ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в лице филиала "Аэронавигация Юга", Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала Аэронавигация Юга
Ответчик: Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Администрация МО г Анапа, Администрация муниципального образования город-курорт Анапа, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Минестерство транспорта и дорожного хозяйства КК, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра по КК, Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агенства воздушного транспорта, Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11534/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11534/19
17.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9842/19
26.04.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16274/18