город Ростов-на-Дону |
|
18 октября 2019 г. |
дело N А32-7082/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей О.А. Ереминой, М.Г.Величко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиновой Е.В.
при участии:
от истца: извещен, не явился
от ответчика: извещен, не явился
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Муниципального Образования г Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.06.2019 г. по делу N А32-7082/2018
по иску заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар"
к ответчику Администрации Муниципального Образования г Краснодар
при участии третьего лица Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Краснодарского края"
о взыскании задолженности и процентов
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Краснодар" (далее - ООО "ГУК-Краснодар") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о взыскании 8 013 руб. 12 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома, а также 1 155 руб. 81 коп. пени.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена НКО "Фонд капитального ремонта МКД".
В ходе рассмотрения дела ООО "ГУК-Краснодар" в порядке ст. 49 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об уточнении исковых требований, а именно - о взыскании 7 541 руб. 74 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома, а также 1 155 руб. 81 коп. пени. Уточнённые исковые требования приняты судом к рассмотрению
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2019 г. исковые требования удовлетворены. С муниципального образования город Краснодар за счет казны муниципального образования город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-Краснодар" (ИНН 2311104687) взыскана сумма задолженности по взносам на капитальный ремонт на специальный счет (р/с 40705810130000000294) по жилому помещению N 31, расположенному в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. им. Мачуги, д. 72, в размере 7 541 руб. 74 коп., сумма пени в размере 1 155 руб. 81 коп. (р/с 40705810130000000294) и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (р/с 40702810030000030697).
Администрация Муниципального Образования г Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила судебный акт отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы заявитель указал о частичном пропуске истцом срока исковой давности, истец только с 31.03.2017 г. в соответствии с действующим законодательством фактически приобрел право сбора отчислений на капитальный ремонт много квартирного дома. До указанного момента формирование фонда капитального ремонта происходило на счете регионального оператора, именно последний имеет права взыскания долга за предыдущий период.
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В составе суда произведена замена судьи Шапкина П.В. на судью Величко М.Г. ввиду отпуска судьи Шапкина П.В.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ГУК-Краснодар" на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом, а также заключенного договора N 4806 от 10.04.2009, является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Краснодар, ул. им. Мачуги, д.72.
Решением общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном жилом доме, оформленным протоколом от 22.11.2016 г. N 1 принято решение изменить способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, а именно, выбрать способ формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
Владельцем специального счета и лицом, уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт избрана управляющая организация - ООО "ГУК-Краснодар".
Размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт утвержден в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом Краснодарского края.
Судом установлено, что в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар находятся жилое помещение N 31, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. им. Мачуги, д. 72., что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества от 11.09.2017 г.
Истцом предъявлена ко взысканию задолженность за период с 01.01.2015 г. по 31.08.2017 г. по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 7 541 руб. 74 коп. (уточненные требования).
Претензия истца от 30.08.2017 г., направленная в адрес ответчика с требованием оплатить задолженность, была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 124, 125 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; 2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
В соответствии со ст. 42 Устава муниципального образования город Краснодар, утв. Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п. 6, к полномочиям администрации муниципального образования город Краснодар относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.
На основании изложенного, судом сделан правильный вывод, что органом местного самоуправления, который в соответствии с положениями статей 2, 16, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 125 и 215 Гражданского кодекса РФ осуществляет от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального жилищного фонда, является администрации муниципального образования город Краснодар. Исходя из изложенного и принимая во внимание, что администрация является распорядителем бюджетных средств, выделяемых на осуществление полномочий, предоставленных Уставом муниципального образования город Краснодар, требования о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт правомерно заявлены ООО "ГУК-Краснодар" к администрации муниципального образования город Краснодар.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. По смыслу статей 36, 39, 155, 158 Жилищного кодекса РФ, пунктов 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества.
Согласно статье 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарнотехническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (пункт 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила)).
В силу пункта 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
Судом установлено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 г. N 1638, опубликована на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 10.02.2014.
В соответствии с пунктом 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ установлены два способа формирования фонда капитального ремонта: - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Изначально формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Мачуги, д. 72, осуществлялось на счете регионального оператора - некоммерческой организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Решением общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном жилом доме, оформленным протоколом от 22.11.2016 г. N 1 изменен способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, а именно выбран способ формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет. Владельцем специального счета и лицом, уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт, избрана управляющая организация - ООО "ГУК-Краснодар". Размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт утвержден в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом Краснодарского края.
01.03.2017 г. между собственниками помещений в многоквартирном доме N 72 по ул. им. Мачуги в г. Краснодаре и ООО "ГУК-Краснодар" подписан договор о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете, владельцем которого выступает управляющая организация.
Согласно положениям статей 154, 158 ЖК РФ денежные средства, уплачиваемые собственниками на капитальный ремонт многоквартирного дома, являются накопительными, вносятся с целью оказания соответствующей услуги в будущем и носят целевой характер. Средства фонда капитального ремонта могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением (пункт 1 раздела "Судебная практика по гражданским делам" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года).
Порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов регламентирован статьей 173 ЖК РФ. Согласно части 5 статьи 173 ЖК РФ, решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 данной статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 данной статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
В пункте 7 указанной статьи закреплено, что при изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных ЖК РФ, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что после принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и вступления данного решения в силу региональный оператор обязан перечислить все накопленные им средства на специальный счет, а также передать все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта. При вступлении в силу указанного решения региональный оператор прекращает осуществление функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт на своем счете; выполнение соответствующих обязанностей переходит к лицу, выбранному собственниками на общем собрании.
Как указано выше, решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете было принято собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании 22.11.2016 г. Заявленная к взысканию в рамках настоящего дела сумма долга образовалась как за период, когда функцию по аккумулированию взносов на капитальный ремонт осуществлял региональный оператор, так и за период, когда контроль за поступлением соответствующих денежных средств на специальный счет осуществляла управляющая компания. Сведения о том, что в период, когда функцию по формированию фонда капитального ремонта осуществлял региональный оператор, были осуществлены работы по ремонту дома, в материалы дела не представлены.
Таким образом, доводы ответчика в апелляционной жалобе о том, что истец фактически приобрел право сбора отчислений на капитальный ремонт только с 30.03.2017, подлежат отклонению. Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что управляющая организация является надлежащим истцом по заявленному иску.
Обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома неразрывно связана с правом собственности на помещение в многоквартирном доме. В соответствии со ст. 9 Закона Краснодарского края N 2735-КЗ минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 2014-2018 годы составляет 5 руб. 32 коп. за один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме.
Первоначально, по расчету истца за период с 01.11.2014 г. по 31.08.2017 г. за ответчиком образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 8 013 руб. 12 коп. Вместе с тем, возражая против исковых требований, администрация ссылалась на то, что часть спорной задолженности взыскана решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2018 г. по делу N А32-45309/2017 в пользу НКО "Фонд капитального ремонта". Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2018 г. по делу N А32-45309/2017, с муниципального образования город Краснодар в лице администрации МО город Краснодар за счет казны муниципального образования город Краснодар в пользу НКО "Фонд капитального ремонта МКД" (ИНН: 2311981102 ОГРН: 1132300005650) взыскана задолженность в общей сумме 31 051 498 рублей 55 копеек.
Третье лицо в судебном заседании 08.10.2019 г. представило информацию в виде таблицы о распределении по спорным помещениям денежных сумм, взысканных решением суда по делу N А32-45309/2017, а также платежное поручение о списании денежных средств со счёта администрации. Из представленной третьим лицом информации в виде таблицы, следует, что решением суда по делу N А32-45309/2017 с администрации МО г. Краснодар в пользу НКО "Фонд капитального ремонта МКД" не взыскана задолженность по спорному помещению. Однако, согласно вышеуказанной таблице, от администрации МО г. Краснодар в НКО "Фонд капитального ремонта МКД" поступили добровольные оплаты в счет погашения задолженности по спорному нежилому помещению в общей сумме 471 руб. 36 коп., а также за администрацией МО г. Краснодар числится долг в размере 7 541 руб. 74 коп.
Согласно произведенному истцом расчету, задолженность по взносам на капитальный ремонт за уточненный период с 01.01.2015 г. по 31.08.2017 г. в отношении спорных помещений составляет 7 541 руб. 74 коп.
Поскольку на момент рассмотрения спора ответчик не представил доказательства исполнения обязательства по оплате образовавшейся задолженности по взносам за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 7 541 руб. 74 коп., суд удовлетворил требования в данной части.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика пени за просрочку внесения платы на капитальный ремонт за период с 11.12.2014 г. по 31.05.2019 г. в сумме 1 155 руб. 81 коп.
Поскольку судом установлено, что часть спорной задолженности была внесена администрацией МО г. Краснодар в пользу НКО "Фонд капитального ремонта МКД" в добровольном порядке, с учетом произведенных администрацией оплат, пеня подлежит начислению на взыскиваемые судом суммы задолженности. Согласно произведенному истцом расчету, пеня за спорный период (согласно первоначальному расчету) составила 1 155 руб. 81 коп.
Ответчиком в суде первой инстанции заявлено о применении судом срока исковой давности.
Отклоняя данные доводы, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43).
Суд пришел к выводу, что ООО "ГУК-Краснодар" узнало о сумме задолженности и лице, не исполнившим обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт (администрации муниципального образования город Краснодар) с момента получения информации от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Краснодарского края", то есть не ранее 31.03.2017 г. (письмо НКО "Фонд капитального ремонта МКД"). Поскольку обращение в суд с настоящим иском произошло 22.02.2018 г., установленный законом трёхлетний срок исковой давности истцом не пропущен. Исходя из этого, довод ответчика о пропуске срока исковой давности судом отклонён как необоснованный.
Данные выводы суда первой инстанции ошибочны.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, между собственником помещения в многоквартирном доме и специальной организацией, обеспечивающей принятие данных платежей, возникают обязательственные правоотношения. Замена кредитора в обязательстве, в том числе в соответствии с нормами о порядке изменения способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов регламентирован статьей 173 ЖК РФ и не прекращает обязательственных отношений сторон. Действующим законодательством не предусмотрена возможность исчисления срока исковой давности заново при замене кредитора по обязательствам должника, носящим длящийся периодический характер.
То обстоятельство, что собственниками помещений на основании протокола общего собрания собственников помещений был изменен способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, а именно: прекращен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и выбран способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете, владельцем которого является управляющая организация, правового значения не имеет.
Перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления (статья 201 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление N 43) по смыслу статьи 201 Гражданского кодекса переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Первоначальный обладатель права требования взыскания задолженности по плате за капитальный ремонт (некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов") по состоянию на 01.01.2015 (начало периода отыскиваемой задолженности) знал о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Следовательно, для ООО "ГУК-Краснодар" срок исковой давности начинает течь с 01.01.2015.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Порядок применения приведенных норм права разъяснен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
Из текста искового заявления усматривается, что истцом заявлены требования о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт МКД за период с 01.01.2015 по 31.08.2017.
Из материалов дела следует, что с настоящим исковым заявлением общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-Краснодар" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края 22.02.2018 (что подтверждается штампом, проставленным на исковом заявлении сотрудником отдела делопроизводства суда первой инстанции - т. 1, л.д. 4).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", согласно пункту 3 статьи 202 Кодекса течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соблюдение претензионного порядка в отношении рассматриваемой категории спора является обязательным.
По смыслу указанной нормы соблюдение сторонами предусмотренного законом претензионного порядка в срок исковой давности не засчитывается, фактически продлевая его на этот период времени.
В материалы дела представлена претензия N 6687-01 от 30.08.2017 (т. 1, л.д. 15-17), следовательно, на момент подачи искового заявления (22.02.2018) срок исковой давности по требованиям о взыскании долга истек за период с 01.01.2015 по 22.01.2015.
Однако, срок по оплате взносов за январь 2015 г. возникает 10.02.2015 г., следовательно, истцом заявлены требования (с учетом уточнения) в пределах срока исковой давности в полном объеме, о нарушении права о неоплате за январь 2015 г., истец узнал с 11.02.2015 г.
На основании изложенного, с учетом того, что настоящий иск заявлен истцом 22.02.2018 г., с учетом срока на претензионный порядок, требования о взыскании долга за период начиная с января 2015 года, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Между тем, с учетом заявленного ответчиком заявления о применения срока исковой давности, неустойка в размере 138 руб. 51 коп. начисленная за долг за ноябрь-декабрь 2014года (что отражено в расчете) надлежит отказать. При этом, также суд учитывает, что в данной части не подтвержден период просрочки с учетом уплаты ответчиком суммы 471 руб. 36 коп.
Согласно части 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты".
Федеральным законом от 03.07.2016 N 355-ФЗ внесены изменения в часть 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) даны разъяснения по вопросу о том, на какой момент определяется размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации для расчета подлежащей взысканию на основании судебного решения законной неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате потребления энергетических ресурсов. В частности, указано следующее, что статьей 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов. Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму. Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа. При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке. Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
На дату принятия судом решения (объявления его резолютивной части - 13.06.2019) действовала установленная Банком России ключевая ставка в размере 7,75% процента годовых.
Из расчета истца усматривается, что таковой произведен, исходя из ключевой ставки Центрального банка России 9%.
Суд апелляционной инстанции считает возможным произвести расчет неустойки с учетом срока исковой давности, применив ключевую ставку Банка России на день вынесения судом решения- 7,75% годовых.
С учетом приведенных выше редакций части 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание срок исковой давности, суд апелляционной инстанции произвел перерасчет пени за период с 11.02.2015 по 31.08.2017, размер неустойки составил 875 руб. 73 коп. Данная сумма подлежит взысканию. В остальной части иска надлежит отказать.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Расходы по госпошлине по иску возлагаются на сторон пропорционально удовлетворенным и отказанным требованиям в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если апелляционная жалоба подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной инстанции, так как истец не подавал апелляционной жалобы и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2019 г. по делу N А32-7082/2018 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального образования город Краснодар за счет казны муниципального образования город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-Краснодар" (ИНН 2311104687) сумму задолженности по взносам на капитальный ремонт на специальный счет (р/с 40705810130000000294) по жилому помещению N31, расположенному в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар, ул. им. Мачуги, д. 72, в размере 7 541 руб. 74 коп., сумму пени в размере 875 руб. 73 коп. (р/с 40705810130000000294) и расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 936 руб. (р/с 40702810030000030697).
В остальной части иска отказать."
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента его принятии.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7082/2018
Истец: ООО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ - КРАСНОДАР", ООО "ГУК-Краснодар"
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация Муниципального Образования г Краснодар
Третье лицо: Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Краснодарского края", НКО "Фонд Капитального ремонта МКД"