г. Пермь |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А60-18943/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Гладких Е.О., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии:
от заявителя Муниципального унитарного предприятия Качканарского городского округа "Городские Энергосистемы" (ИНН 6615015316, ОГРН 1116615001029): Монтиле Н.А. по доверенности от 17.07.2017;
от заинтересованных лиц Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928), Федеральной антимонопольной службы (ИНН 7703516539, ОГРН 1047796269663): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 июня 2019 года по делу N А60-18943/2019
по заявлению Муниципального унитарного предприятия Качканарского городского округа "Городские Энергосистемы"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие Качканарского городского округа "Городские Энергосистемы" (далее заявитель, МУП "Горэнерго") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (заинтересованное лицо, административный орган) от 04.07.2018 N 03-17/93-2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.15 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2016 заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным оспариваемое постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в части, превышающей 100 000 рублей, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением указанным судебным актом, Федеральная антимонопольная служба обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части снижения назначенного штрафа до 100 000 рублей, при этом приводит доводы о том, что оснований для снижения размера штрафа в порядке ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в данном случае не имеется.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в отзыве на апелляционную жалобу приводит доводы о наличии состава административного правонарушения.
МУП "Горэнерго" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2014 N 24, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области 16.03.2019 проведен осмотр интернет-сайта МУП "Горэнерго". В ходе осмотра установлено, что МУП "Горэнерго" не полностью разместило на интернет-сайте информацию, перечисленную пунктах 11 -12 Стандартов. Результаты осмотра зафиксированы в акте осмотра интернет-сайта от 16.03.2019.
В связи с чем должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в отношении МУП "Горэнерго" составлен протокол от 07.05.2018 N 03-17/93-2018 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области вынесено постановление (резолютивная часть объявлена 02.07.2018, в полном объеме изготовлено 04.07.2018) N 03-17/93-2018 о привлечении МУП "Горэнерго" к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
МУП "Горэнерго", не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, при этом установил основания для снижения размера назначенного штрафа в порядке ч.3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с данным Федеральным законом.
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со Стандартами раскрытия информации путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
В соответствии со ст. 8, ст. 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - Стандарты), которыми установлены требования к составу информации, раскрываемой субъектами розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий.
Согласно п. 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных названным документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Информация раскрывается путем: опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий (п. 3 Стандартов).
Контроль за соблюдением Стандартов субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.
Из материалов дела следует, что МУП "Горэнерго" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, и раскрывает информацию на официальном сайте www.gor-energo.ru.
Материалами дела подтверждается, что при осмотре 16.03.2018 интернет-сайта МУП "Горэнерго" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области выявлено, отсутствие сведений, подлежащих раскрытию сетевой организацией на официальном сайте в сети "Интернет" в соответствии со Стандартами, а именно:
- о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования (абз. 9 подп. "б" п. 11 Стандартов), которые раскрываются на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта (абз. 1 п. 12 Стандартов);
- о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости (абз. 10 подп. "б" п. 11 Стандартов), которые раскрываются на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта (абз. 1 п. 12 Стандартов);
- о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения (абз. 11 подп. "б" п. 11 Стандартов), которые раскрываются на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта (абз. 1 п. 12 Стандартов).
Также в ходе осмотра выявлено, что сведения, предусмотренные подп. "д" п. 11 Стандартов (раскрываются на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта (абз.1 п. 12 Стандартов)) размещены не в полном объеме, а именно отсутствуют:
- форма договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
- форма договора об осуществлении временного технологического присоединения;
- форма договора об оказании услуг по передаче электрической энергии. энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах
Ссылки МУП "Горэнерго" на то, что определенные сведения опубликованы иным общедоступным способом, судом отклоняются как не свидетельствующие об опубликовании спорной информации в соответствии с требованиями Стандартов.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения был исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, подтверждающих своевременное принятие заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения перечисленных выше требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, установлено.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении МУП "Горэнерго" извещено надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении от 07.05.2018 составлен в присутствии представителя Напольских А.А., действующего на основании доверенности от 29.08.2017; постановление по делу об административном правонарушении от 04.07.2019 вынесено в присутствии представителей Монтиле Н.А., действующего на основании доверенности от 17.07.2017, Напольских А.А,. действующего на основании доверенности от 29.08.2017.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Правовых и фактических оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ не установлено, поскольку информация о МУП "Горэнерго" в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует; доказательств, свидетельствующих о том, что МУП "Горэнерго" является субъектом малого или среднего предпринимательства, в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 3.2, ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Суд первой инстанции, рассматривая вопрос о возможности применения в настоящем случае положений ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, принял во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, в связи с чем признал возможным снизить размер назначенного административным органом штрафа с 200 000 рублей до 100 000 рублей ниже низшего предела санкции в порядке ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая данный вывод суда первой инстанции, отмечает, что МУП "Горэнерго" ранее не привлекалось к административной ответственности по ст. 9.15. КоАП РФ, доказательств того, что данное правонарушение повлекло существенные негативные последствия, административным органом не представлено, учитывая тяжелое финансовое состояние МУП "Горэнерго", которое подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе, отчетом о прибылях и убытках за 2017 год, аудиторским заключением за 2018 год по состоянию на 31.12.2018, справкой, согласно которой по состоянию на 31.03.2019 кредиторская задолженность МУП "Горэнерго" составляет 177 660 057,63 руб., дебиторская задолженность 86 571 708,25 руб. Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что МУП "Горэнерго" является предприятием, выполняющим важные социально-экономические функции, обеспечивающим электро-, тепло- и водоснабжение объектов Качканарского городского округа.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что вывод суда первой инстанции о возможности снижения размера штрафа соответствует положениям ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП и установленным судом фактическим обстоятельствам. В связи с чем приведенные в апелляционной жалобе доводы административного органа об отсутствии оснований для снижения размера штрафа, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июня 2019 года по делу N А60-18943/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18943/2019
Истец: МУП КАЧКАНАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОДСКИЕ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА