город Томск |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А03-17341/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьер" (N 07АП-9601/19), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.08.2019 по делу N А03-17341/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карьер" к Правительству Алтайского края, к Министерству природных ресурсов Алтайского края о признании недействительным решения Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20.07.2018 N 41/п/7215 об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка, о признании незаконным бездействия Правительства Алтайского края по не направлению запроса в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию по ходатайству общества от 04.06.2018, или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имуществ, об обязании Правительства Алтайского края в тридцатидневный срок после вступления в законную силу судебного акта по существу спора рассмотреть ходатайство ООО "Карьер" от 04.06.2018 об изъятии земельного участка и совершить действия, установленные в п. 10 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (656038, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Молодежная, д.3), общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (656012, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Маяковского, д.18 ), Администрацию г.Барнаула Алтайского края.
В судебном заседании приняли участие:
от общества с ограниченной ответственностью "Карьер": Сергеева М.В., представитель по доверенности от 09.01.2019, удостоверение;
от Министерства природных ресурсов Алтайского края: Бован Е.В., представитель по доверенности от 01.02.2019, удостоверение;
от общества с ограниченной ответственностью "Лидер": Шубин А.Ю., представитель по доверенности от 02.10.2019, паспорт;
от иных лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карьер" (далее - заявитель, общество, ООО "Карьер") обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) к Правительству Алтайского края (далее по тексту - Правительство), к Министерству природных ресурсов Алтайского края (далее по тексту - Министерство) о признании недействительным решения Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20.07.2018 N 41/п/7215 об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка, о признании незаконным бездействия Правительства Алтайского края по не направлению запроса в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию по ходатайству общества от 04.06.2018, или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имуществ, об обязании Правительства Алтайского края в тридцатидневный срок после вступления в законную силу судебного акта по существу спора рассмотреть ходатайство ООО "Карьер" от 04.06.2018 об изъятии земельного участка и совершить действия, установленные в п. 10 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ. В порядке статьи 51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (656038, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Молодежная, д.3), общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (656012, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Маяковского, д.18 ), Администрацию г.Барнаула Алтайского края.
Решением суда от 07.08.2019 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств. Общество указало, что оспариваемое решение Минприроды об отказе в изъятии, а также бездействие Правительства по не направлению запроса не соответствуют земельному законодательству, нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, незаконно препятствует реализации права недропользователя на предоставление ему в пользование необходимых для ведения работ земельных участков и препятствует исполнению лицензионных требований.
Правительство Алтайского края, ООО "Лидер" в отзывах представленных в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, представитель ООО "Лидер" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонили просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От иных лиц, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов Алтайского края доводы апелляционной жалобы отклонил, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, заслушав лиц участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Карьер" является владельцем лицензии на право пользования недрами БАР 09004 ТЭ с целевым назначением и видами работ: добыча суглинка на месторождении Заимка, зарегистрированной 28.02.2006.
20.06.2018 Общество как действующий недропользователь по лицензии БАР 09004ТЭ, обратилось в Правительство Алтайского края с ходатайством от 04.06.2018 об изъятии земельного участка, находящегося к северо-западу от черты города Барнаула, обозначенного на схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с условным номером земельного участка 22:61:010202:7:ЗУ1 с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Земельный участок с условным номером земельного участка 22:61:010202:73У1, площадью 107786 кв.м., входит в состав земельного участка с кадастровым номером 22:61:010202:7, площадью 2071017 кв.м, который в свою очередь входит в состав земельного участка с кадастровым номером 22:61:000000:48 являющимся единым землепользованием и является собственностью Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.02.2018.
Решением от 20.07.2018 г. N 41/п/7215 Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, изложенным в письме, отказало в удовлетворении ходатайства Общества, направленного Правительству Алтайского края.
Несогласие с решением Министерства, а также с бездействием Правительства Алтайского края, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из необоснованности заявленных требований.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
На основании статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Статьей 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен статьей 49 ЗК РФ.
Статьей 56.2 ЗК РФ определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании, в том числе решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12- ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" изъятие земельных участков для государственных нужд Алтайского края, а так же земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недр местного значения осуществляется Правительством Алтайского края.
По подпункту 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 56.3 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Согласно пункту 2 статьи 56.4 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2015 года N 442.
В данный перечень вошли организации, являющиеся недропользователями на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
ООО "Карьер" является владельцем лицензии на право пользования недрами БАР 09004 ТЭ с целевым назначением и видами работ: добыча суглинка на месторождении Заимка, зарегистрированной 28.02.2006.
Таким образом, Общество согласно пункта 3 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ имеет право обратится с ходатайством об изъятии земельных участков.
Между тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, основополагающим условием, которое допускает изъятие земельных участков в порядке, предусмотренном названными правовыми нормами, является наличие государственной или муниципальной нужды, которое подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии.
При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
При таких обстоятельствах с учетом разрешительного характера деятельности по освоению недр наличие лицензии предоставляет необходимые права соответствующему лицу, но не свидетельствует о безусловной направленности его действий на удовлетворение публичного интереса и обеспечение общественных потребностей.
Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование "для сельскохозяйственного использования".
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в числе прочих, на принципе сохранение целевого использования земельных участков.
Таким образом, учитывая значимость данного экономического ресурса, а также необходимость выполнения программы продовольственной безопасности, заключающейся, в том числе в расширении посевов сельскохозяйственных культур и повышении эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, суд апелляционной инстанции считает, что приведенные мотивы необходимости изъятия спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения не подтверждают обоснованность такого изъятия публичными интересами, общественными потребностями и приоритетом в работах, связанных с пользованием участками недр местного значения с существующим использованием (для сельскохозяйственного производства).
Добыча суглинков не имеет общественно значимого приоритета над осуществляемым на участке сельскохозяйственным производством.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемый отказ не противоречит действующему законодательству вследствие несоблюдения условий изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренных статьей 56.3 ЗК РФ.
Кроме того, согласно статье 11 закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Законодательство о недрах не регулирует вопросы предоставления и использования (целевого использования) земельных участков для целей недропользования, а отсылает в этом случае к положениям земельного законодательства, не содержит требований к включению в лицензию условий о правовом режиме использования земельных участков для целей недропользования и лицензия, предоставленная Обществу, также не содержит подобных условий.
Следовательно, как верно указал суд, правоотношения по использованию земли (земельных участков) находятся вне сферы регулировании законодательства о недрах, вне сферы действия лицензии. Также Закон о недрах не содержит положений о преимущественных правах владельца лицензии на предоставление земельных участков в целях дальнейшей разработки месторождений полезных ископаемых в границах горного отвода
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определен главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано: 1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); 2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора); 3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя); 4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Согласно части 1 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 10 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства об изъятии выполняют одно из следующих действий: 1) направляют запрос в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее также - земельные участки, подлежащие изъятию), и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества; 2) принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии при наличии оснований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, и направляют принятое решение организации, подавшей данное ходатайство, с указанием причины принятого решения.
Частью 11 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: 1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса; 2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; 3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1,3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм можно сделать вывод, что изъятие должно быть обусловлено наличием государственных или муниципальных нужд; должны быть соблюдены условия для изъятия; принятие соответствующего решения об изъятии является правом, но не обязанностью уполномоченного государственного органа.
Верховный Суд Российской Федерации в своем обзоре N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 высказал правовую позицию, в соответствии с которой под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
Применительно к определению данного термина, приведенному в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), следует вывод о том, что государственные или муниципальные нужды возникают при наличии потребности и дефицита в ее удовлетворении, при этом восполнение такого дефицит, а без изъятия земельного участка невозможно.
Как следует из материалов дела, ООО "Карьер" ведутся работы по добыче суглинков на месторождении "Заимка" в пределах земельного участка, права на который у общества оформлены в соответствии с действующим законодательством.
Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание по настоящему делу представлен протокол заседания экспертной комиссии по запасам по участкам недр местного значения N 58 ОПИ от 27.06.2016, схема горного отвода ООО "Карьер" с нанесенными границами земельного участка, находящимися в настоящий момент в пользовании ООО "Карьер", и границами запасов глины.
Согласно отчета баланса запасов Алтайского края на 01.01.2019 на 01.01.2018 на месторождении Заимка лицензия БАР 09004 ТЭ балансы суглинка в следующих объемах:
- по нижнему горизонту С1 - 4508 тыс.м3, С2 3878 тыс.м3, добыто за 2018 год - 0.
- по верхнему горизонту С1 - 1326 тыс.м3, С2 отсутствуют; добыто за 2018 год - 35 тыс.м3, остаток запасов С1 по верхнему горизонту на 2019 г. - 1291 тыс.м3.
Согласно представленной схемы горного отвода ООО "Карьер" с нанесенными границами земельного участка, находящимися в настоящий момент в пользовании ООО "Карьер", а так же имеющейся в материалах дела схемы с нанесением существующих запасов глины по категориям, запасы глины категории С 1 полностью находятся в границах земельного участка, находящегося в настоящий момент в пользовании заявителя.
Таким образом, по состоянию на 2019 год на земельном участке заявителя находятся запасы глины С 1 по нижнему горизонту - 4508 тыс.м3, по верхнему горизонту С1 - 1291 тыс.м3, при этом за 2018 год заявителем изъято всего 35 тыс.мЗ, что составляет 0,6 % от общего объема запасов категории С 1, расположенных в границах земельного участка заявителя, что свидетельствует об отсутствии дефицита.
Кроме того, судом также установлено, что Минприроды Алтайского края формируется и ведется баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2018 на территории Алтайского края в отношении: песчано-гравийной смеси, строительного камня, известняка на извести, балластного сырья, кирпичного сырья, строительных песков, торфа, тугоплавких глин, мела, глины для керамзита.
Составление такого баланса предусмотрено приказом Минприроды России от 15.05.2014 N 216 "Об утверждении Порядка составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых".
Согласно данному балансу по состоянию на 01.01.2018 на территории Алтайского края учитывается 102 месторождения кирпичного сырья с запасами 132692 тыс. м3 по категориям А+В+С1 и 93812 тыс. м3 по категории С2. В отношении кирпичного сырья указанные запасы подтверждены протоколом заседания научно-технического совета по недропользованию управления природных ресурсов и нормирования Минприроды Алтайского края от 09.04.2018 N 8.
Согласно кадастру месторождений и проявлений полезных ископаемых Алтайского края (Том I, Книга I, Паспорта ГКМ (кирпично-черепичное сырье), г. Барнаул, 2013) в границах города Барнаула имеется 12 месторождений суглинок (стр. 137-256). Указанный кадастр сформирован Минприроды Алтайского края совместно с Алтайским филиалом ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу".
Минприроды Алтайского края также были изучены государственные программы Алтайского края, утвержденные нормативными правовыми актами региона, официально опубликованные и находящиеся в свободном доступе.
В краевой программе "Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Алтайском крае до 2020 года", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 19.02.2013 N 77, указано, что Алтайский край обладает достаточным разнообразием минерально-сырьевых ресурсов.
Для определения объемов и качества запасов, области их применения необходимо проведение геологоразведочных работ, а также научных, лабораторных, технологических исследований с целью создания новых строительных материалов. Необходима доступность и открытость информации о минерально-сырьевых ресурсах. Запасы сырья для производства цемента, строительного камня, песчано-гравийной смеси, песка строительного, кирпичного сырья обеспечивают не только текущие, но и перспективные потребности Алтайского края и соседних регионов Российской Федерации, а также Республики Казахстан. Ресурсный потенциал этих полезных ископаемых на территории Алтайского края практически не ограничен. Достаточен объем и других полезных ископаемых, используемых в строительной индустрии: гипса, известняков для производства извести, сырья для производства облицовочных материалов, керамзитового сырья.
При этом перечнем мероприятий названной краевой программы либо какой-либо иной программы Алтайского края добыча суглинков не предусмотрена.
Краевая программа "Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Алтайском крае до 2020 года" утратила силу в связи с изданием постановления Правительства Алтайского края от 18.12.2018 N 455.
По данным портала государственных закупок Алтайского края (http://www.gzalt.m/Folder/Folder.aspx?FP=29) ООО "Карьер" в 2018 году не имело исполненных либо находящихся в процессе исполнения государственных контрактов на поставку кирпичного сырья. Минприроды Алтайского края государственных контрактов с ООО "Карьер" на поставку суглинок в 2018 году также не заключало.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии государственных или муниципальных нужд в добычи суглинков на территории региона.
Ссылаясь в качестве наличия таких нужд на сам факт обладания лицензией на недропользование, общество не учитывает, что из норм действующего законодательства не вытекает, что эти обстоятельства влекут безусловное принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд. Доказательств наличия потребности в глине государства или муниципального образования не представлено.
Ссылки на договоры на поставку глины с юридическим лицами и представленные письма отклоняются судом, поскольку сами по себе не свидетельствуют о наличии государственной или муниципальной нужны применительно к определению данного термина, приведенному в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), в соответствие с которым государственные или муниципальные нужд возникают при наличии потребности и дефицита в ее удовлетворении, при этом восполнение такого дефицита без изъятия земельного участка невозможно. Кроме того, представленные договоры на поставку глины не содержат первичной документации, подтверждающей такую поставку.
В оспариваемом решении Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края указано, что государственный контракт для обеспечения государственных и муниципальных нужд на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному) с ООО "Карьер" не заключался, суглинок как полезное ископаемое является общераспространенным и характеризуется частой встречаемостью на территории Алтайского края.
Доказательств наличия социальной значимости в добыче суглинков заявителем не представлено.
Ссылки заявителя на письмо Комитета по строительству г.Барнаула от 07.02.2018 о предоставлении суглинка для ликвидации последствий паводка, Письма администрации Ленинского района г.Барнаула от 15.06.2017, Администрации г.Барнаула от 14.02.2017, Администрации Октябрьского района г.Барнаула от 21.06.2016 правомерно судом первой инстанции отклонены, поскольку заявителю не адресованы.
Также обоснованно указано, что письмо Управления ГО ЧС г.Барнаула от 26.02.2015 не подтверждает наличие государственной или муниципальной нужды на дату обращения с ходатайством об изъятии земельного участка от 04.06.2018. Из представленной телефонограммы от 25.02.2015также не представляется возможным установить адресанта, кроме того такая телефонограмма не подтверждает наличие государственной или муниципальной нужды на дату обращения с ходатайством об изъятии земельного участка от 04.06.2018.
При данных обстоятельствах, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Минприроды Алтайского края, руководствуюсь частью 10 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, обоснованно принято решение об отказе ООО "Карьер" в удовлетворении ходатайства об изъятии земельного участка, поскольку не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса.
В спорной ситуации такие правовые основания заявителем документально не подтверждены и, как следствие, не доказано, что оспариваемый отказ привел к нарушению прав и законных интересов общества.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение подписано неуполномоченным лицом, ходатайство ООО "Карьер" не было рассмотрено по существу Правительством Алтайского края, также приводились в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании, в том числе, решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (пункт 2 названной статьи).
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" изъятие земельных участков для государственных нужд Алтайского края, а также земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, как по собственной инициативе, так и на основании ходатайств организаций, краевых органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствующих сферах деятельности, в порядке, определенном Земельным кодексом Российской Федерации, осуществляется Правительством Алтайского края.
Согласно статье 4 Закона Алтайского края от 02.09.2015 N 68-ЗС "О Правительстве Алтайского края" в структуру Правительства Алтайского края входят: Губернатор Алтайского края; первый заместитель (первые заместители) Председателя Правительства Алтайского края; заместители Председателя Правительства Алтайского края; министры Алтайского края; иные члены Правительства Алтайского края, введенные в его состав указом Губернатора Алтайского края.
Указом Губернатора Алтайского края от 12.12.2016 N 159 "О составе Правительства Алтайского края" в состав Правительства края входит министр природных ресурсов и экологии Алтайского края. Распоряжением Губернатора Алтайского края от 01.06.2018 N 22-ргк в связи с отставкой Правительства края с 01.06.2018 Лукьянов А.Н. назначен временно исполняющим обязанности первого заместителя председателя Правительства Алтайского края, Попрядухин В.П. назначен временно исполняющим обязанности министра природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Согласно пункту 1.2 распоряжения Губернатора Алтайского края от 26.06.2018 N 53- рг "О распределении обязанностей между временно исполняющим обязанности Губернатора Алтайского края, Председателя Правительства Алтайского края и временно исполняющим обязанности заместителей Председателя Правительства Алтайского края" временно исполняющий обязанности первого заместителя Председателя Правительства Алтайского края Лукьянов А.Н. организует в том числе деятельность органов исполнительной власти в сфере природных ресурсов, осуществляет координацию деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Ходатайство ООО "Карьер" от 04.06.2018 на основании резолюции временно исполняющего обязанности первого заместителя Председателя Правительства Лукьянова А.Н. было передано для рассмотрения и подготовки ответа Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, являющемуся органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования на основании положения о Министерстве, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 N 152.
Временно исполняющим обязанности министра природных ресурсов и экологии Алтайского края Попрядухиным В.Н. было подписано решение об отказе в удовлетворении ходатайства ООО "Карьер".
При таких обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что ходатайство ООО "Карьер" не было рассмотрено Правительством края по существу или ответ на него дан неуполномоченным органом.
Изложенные выводы суда не опровергнуты заявителем в апелляционной жалобе.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права, а сводятся лишь к несогласию заявителя с выводами суда и переоценке установленных по делу обстоятельств, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.08.2019 по делу N А03-17341/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьер" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Карьер" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению от 05.09.2019 N 329.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17341/2018
Истец: ООО "Карьер"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, Правительство Алтайского края
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, Администрация города Барнаула, ООО "Лидер"
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7545/19
18.10.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9601/19
07.08.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17341/18
29.10.2018 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17341/18