г. Санкт-Петербург |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А56-42994/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Глазков Е.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20887/2019) федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2019 по делу N А56-42994/2019(судья Дашковская С.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области"
к ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
о взыскании денежных средств
установил:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (адрес: Россия 183031, г. Мурманск, ул. Подстаницкого, д. 1; ОГРН: 1135100000606, далее - НКО "ФКР МО, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (адрес: 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 5, ОГРН: 1027810323342, далее - ФГКУ "СЗТУИО", Учреждение) о взыскании денежных средств.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением (резолютивная часть) от 10.06.2019 арбитражный суд первой инстанции взыскал с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны в пользу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" 6 510 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с марта 2016 года по январь 2019 года, 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины; отказал в остальной части иска.
Решение обжаловано ФГКУ "СЗТУИО" Министерства обороны.
Податель жалобы просит обжалуемое решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований; полагает, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт лежит на собственнике помещений - Министерстве обороны Российской Федерации, Учреждению спорные объекты недвижимости переданы в оперативное управление. Податель жалобы также ссылается на то, что в отсутствие заключенного госконтракта у Учреждения отсутствует обязанность перед истцом по перечислению денежных средств в качестве взносов на капитальный ремонт.
От Фонда поступили возражения на жалобу.
Решение проверено по доводам жалобы.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно материалам дела, в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законами Мурманской области от 09.11.2001 N 303-01-ЗМО "Об управлении государственной собственностью Мурманской области", от 24.06.2013 N 1630-01-ЗМО "О специализированной некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" и в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах региона Правительством Мурманской области принято Постановление от 30.07.2013 N 423-ПП о создании специализированной некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (сокращенное наименование НКО "ФКР МО"), осуществляющую деятельность в качестве регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости правообладателем на праве оперативного управления в отношении помещения с кадастровым номером 51:20:0001602:87 площадью 31.0 кв.м в помещении N 2 дома N 16 по улице Ю.Смирнова в городе Мурманске является Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку собственниками помещений указанного дома не было принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта, фонд капитального ремонта дома формируется на счете регионального оператора.
В силу положений статей 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
В соответствии с положениями части 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 154, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Мурманской области от 24.06.2013 N 1629-01-ЗМО "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области", взнос на капитальный ремонт вносится ежемесячно до двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 169-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" был утвержден размер минимального взноса для собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов, который составлял 1 руб. 00 коп. за 1 кв.м площади для деревянных многоквартирных домов этажностью 3 и менее этажей и 3 руб. 00 коп. для прочих многоквартирных домов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 30.11.2015 N 550-ПП утвержден размер минимального взноса для собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов, который составляет 2 руб. 00 коп. за 1 кв.м площади для деревянных многоквартирных домов этажностью 3 и менее этажей и 6 руб. 00 коп. для прочих многоквартирных домов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 12.10.2018 N 462-ПП утвержден размер минимального взноса для собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов, который составляет 2 руб. 00 коп. за I кв. м площади для деревянных многоквартирных домов этажностью 3 и менее этажей и 6 руб. 00 коп. для прочих многоквартирных домов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости собственником помещения с кадастровым номером 51:20:0001602:87 площадью 31.0 кв.м в помещении N 2 дома N 16 по улице Ю.Смирнова в городе Мурманске федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обладает правом оперативного управления на указанное имущество.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из пункта 4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Следовательно, обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны, обладающее помещениями на праве оперативного управления, обязано нести бремя его содержания, в том числе платить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ст. ст. 36, 37, 39, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ссылка ответчика на необходимость применения к правоотношения сторон условий Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170, частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества ЖК РФ устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1, 3 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016, взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не обладают признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме.
Согласно части 1 статьи 1 Закон N 44-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Формирование фонда капитального ремонта в виде денежных средств не является закупкой в понимании Закона N 44-ФЗ.
В данном случае, положения Жилищного кодекса Российской Федерации носят специальный характер по отношению к Закону о контрактной системе, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в жилищной сфере.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
Обстоятельства, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2019 по делу N А56-42994/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42994/2019
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20887/19