г. Москва |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А41-94626/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Элегант": не явились, извещены;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Тридчикова О.В., по доверенности от 25.12.2019;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Элегант" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2019 года по делу N А41-94626/18, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Элегант" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, о признании незаконными отказов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Элегант" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области со следующими требованиями:
1) Признать незаконными уведомления об отказе в государственной регистрации от 24 август 2018 г. за N 21/031/003/2018-775, 21/031/003/2018-776, 21/031/003/2018-777, 21/031/003/2018-778, 21/031/003/2018-779, 21/031/003/2018-780, 21/031/003/2018-781, 21/031/003/2018-782, 21/031/003/2018-783, 21/031/003/2018-784, принятые Управлением Росреестра по Московской области.
2) Обязать Управление Росреестра по Московской области возвратить ООО "Элегант" государственную пошлину в размере 220 000 (двести двадцать тысяч) руб., уплаченную 18 мая 2018 г. за проведение государственной регистрации.
В качестве третьего лица в деле участвует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2019 года по делу N А41-94626/18 в удовлетворении исковых требований ООО "Элегант" отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Элегант" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заинтересованное лицо направило в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
ООО "Элегант", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 18 мая 2018 года Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Росимущества в Московской области и ООО "Элегант" обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:15:0000000:130503, площадью 10 070 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения зданий и сооружений федерального компьютерного центра фондовых и товарных информационных технологий, с расположенными на указанном земельном участке объектами недвижимого имущества по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр-н Салтыковка, ул. Поповка, вл. 3:
- нежилое здание - "Навес" с кадастровым номером 50:15:0000000:9533;
- нежилое здание - "Сарай" с кадастровым номером 50:15:0000000:9534;
- нежилое здание - "Отстойник" с кадастровым номером 50:15:0000000:9541;
- нежилое здание - "Отстойник" с кадастровым номером 50:15:0000000:9542;
- нежилое здание - "Административное здание" с кадастровым номером 50;15:0000000:9543;
- нежилое здание - "Проходная" с кадастровым номером 50:15:0000000:9532 (в выписке из ЕГРН 50:15:0060113:893);
- нежилое здание - "Склад" с кадастровым номером 50:15:0000000:9537;
- нежилое здание - "Склад" с кадастровым номером 50:15:0000000:9535;
- нежилое здание - "Склад" с кадастровым номером 50:15:0000000:9540 (в выписке из ЕГРН 50:15:0060113:8941) За каждый из 10 объектов недвижимого имущества покупателем (ООО "Элегант") была оплачена государственная пошлина в размере 22 000 руб., что в общей сумме составило 220 000 рублей.
25 мая 2018 года уведомлением N 21/031/003/2018-775, 776, 777, 778, 779, 780, 781, 782, 783, 784 на основании пункта 3, 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация заявленных прав была приостановлена.
Государственная регистрация перехода права собственности была приостановлена по инициативе государственного регистратора сроком до 24 августа 2018 г.
23 августа 2018 года ООО "Элегант" представило в регистрирующий и дополнительное соглашение от 22 августа 2018 г. N 1 к ранее заключенному договору купли-продажи от 26 февраля 2018 года.
24 августа 2018 года Управлением Росреестра по Московской области было вынесено решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
Считая отказ Управления Росреестра по Московской области незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Такие доказательства заявителем суду не представлены.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пп. 1, 2 ст. 8.1 ГК РФ государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра; права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона о государственной регистрации).
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Абзацем 4 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 27 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для отказа государственной регистрации права.
Согласно части 6 статьи 72 Закона о государственной регистрации со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как установлено материалами дела, 18 мая 2018 года Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Росимущества в Московской области и ООО "Элегант" обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:15:0000000:130503, площадью 10 070 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения зданий и сооружений федерального компьютерного центра фондовых и товарных информационных технологий, с расположенными на указанном земельном участке объектами недвижимого имущества по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр-н Салтыковка, ул. Поповка, вл. 3:
- нежилое здание - "Навес" с кадастровым номером 50:15:0000000:9533;
- нежилое здание - "Сарай" с кадастровым номером 50:15:0000000:9534;
- нежилое здание - "Отстойник" с кадастровым номером 50:15:0000000:9541;
- нежилое здание - "Отстойник" с кадастровым номером 50:15:0000000:9542;
- нежилое здание - "Административное здание" с кадастровым номером 50;15:0000000:9543;
- нежилое здание - "Проходная" с кадастровым номером 50:15:0000000:9532 (в выписке из ЕГРН 50:15:0060113:893);
- нежилое здание - "Склад" с кадастровым номером 50:15:0000000:9537;
- нежилое здание - "Склад" с кадастровым номером 50:15:0000000:9535;
- нежилое здание - "Склад" с кадастровым номером 50:15:0000000:9540 (в выписке из ЕГРН 50:15:0060113:8941) За каждый из 10 объектов недвижимого имущества покупателем (ООО "Элегант") была оплачена государственная пошлина в размере 22 000 руб., что в общей сумме составило 220 000 рублей.
25 мая 2018 года уведомлением N 21/031/003/2018-775, 776, 777, 778, 779, 780, 781, 782, 783, 784 на основании пункта 3, 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация заявленных прав была приостановлена.
В качестве основания для приостановления государственной регистрации указано: имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;
Государственная регистрация перехода права собственности была приостановлена по инициативе государственного регистратора сроком до 24 августа 2018 года.
23 августа 2018 года ООО "Элегант" представило в регистрирующий и дополнительное соглашение от 22 августа 2018 года N 1 к ранее заключенному договору купли-продажи от 26 февраля 2018 года.
24 августа 2018 года Управлением Росреестра по Московской области было вынесено решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
По мнению заявителя, у регистрационного органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, поскольку все необходимые документы были представлены на государственную регистрацию. Заявитель также указал, что впоследствии указанный договор был зарегистрирован.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 4 ст. 1).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5 ст. 1).
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 6 ст. 1).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты (ч. 2 ст. 14).
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав включают в себя: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 4 ст. 29 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Закона о государственной регистрации).
Из материалов дела следует, что повторно подавая документы на государственную регистрацию общество представило больший объем документов, в частности 28.12.2018 дополнительно были представлены заявления о внесении изменений в ЕГРП, соответственно, незаконность оспариваемого отказа обществом не доказана.
Как установлено материалами дела, заявляя требования о признании незаконным отказа, общество в качестве устранения нарушения своих прав заявитель просит обязать Управление Росреестра по Московской области возвратить уплаченную государственную пошлину.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку в настоящее время права собственности заявителя на объекты зарегистрировано, отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, отсутствует обязательное условие для признания ненормативного правового акта недействительным - нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2019 года по делу N А41-94626/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.