17 октября 2019 г. |
Дело N А83-16101/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Малышевой И.А.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 августа 2019 года по делу N А83-16101/2018 (судья Колосова А.Г.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Тереховой Оксаны Анатольевны (298300, г. Керчь, буль. Пионеров, д. 3, кв. 66)
к Керченскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (298300, г. Керчь, ул. Свердлова, д. 6, каб. 119),
Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (295050, г. Симферополь, пр-т Кирова, д. 13)
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
06.10.2018 индивидуальный предприниматель Терехова Оксана Алексеевна (ОГРНИП 315910200090910, далее - ИП Терехова О.А. или заявитель) заявила требование о признании незаконным и об отмене вынесенного 27.09.2018 Керченским городским управлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 1149102017404, далее - Керченское городское управление Госкомрегистра) постановления N 372, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 105.000 рублей (л.д. 14-23 т. 1).
Требования обоснованы тем, что занятие земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта (далее - НТО) не образует состава административного правонарушения; земельный участок, на котором размещен торговый объект, входит в Схему размещения НТО; размещение НТО осуществляется без предоставления земельного участка.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены по тем мотивам, что размещение НТО не зависит от наличия прав на земельный участок; отсутствует событие административного правонарушения (л.д. 42-49 т. 2).
Госкомрегистром подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права (л.д. 58-64 т. 2).
В апелляционной жалобе указано на то, что Схема размещения НТО утверждена на основании действующих на тот момент паспортов привязки временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, у заявителя срок действия паспорта привязки истек 04.07.2018, новое разрешение не получено, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
О месте и времени судебного заседания участники извещены определением от 16.09.2019, копии которого получили 18.09.2019, 20.09.2019 и 23.09.2019, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 54-56 т. 1).
17.09.2019 информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 57 т. 2).
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
27.09.2018 главный государственный инспектор в городе Керчь Республики Крым по использованию и охране земель - начальник Керченского городского управления Госкомрегистра Романова Т.И., рассмотрев в присутствии ИП Тереховой О.А. материалы административного дела N 372 от 30.08.2018 о нарушении земельного законодательства, вынесла постановление о назначении административного наказания N 372, которым ИП Терехова О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 105.000 руб. (л.д. 27-29, 134-139 т. 1).
О месте и времени рассмотрения данного дела ИП Терехова О.А. извещена 21.09.2018 (л.д. 149-150 т. 1).
Административное дело возбуждено на основании постановления заместителя прокурора города Керчи Республики Крым Таравой Ю.В. от 30.08.2018 (л.д. 153-155 т. 1).
Из постановлений о возбуждении дела и об административном правонарушении следует, что объективная сторона правонарушения выразилась в том, что после истечения 04.07.2018 срока действия паспорта N 83 привязки НТО ИП Терехова О.А. самовольно (без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов) продолжает использовать земельный участок площадью 10 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Керчь, район горы Митридат (кадастровый квартал 90:19:010109), муниципальной собственности, под размещение НТО размером 2х3м для осуществления предпринимательской деятельности; совершение правонарушения выявлено 15.08.2018.
В подтверждение совершения административного правонарушения представлены составленные главными специалистами отдела комплексных проверок управления муниципального контроля Администрации города Керчи Республики Крым акты с фототаблицами обследования от 16.07.2018 (л.д. 166-167 т. 1) и осмотра от 15.08.2018 (л.д. 156-157 т. 1), согласно которых на названном земельном участке размещено НТО заявителя.
Из паспорта привязки временного передвижного сооружения следует, что по действовавшему на момент его выдачи законодательству Украины (приказ Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.2011 N 244) 04.07.2013 Управлением архитектуры и градостроительства г. Керчь субъекту предпринимательской деятельности Тереховой О.А. был выдан паспорт привязки N 83 со сроком действия - до 04.07.2018 на размещение НТО размером 250х200 для реализации товаров курортного спроса, сувениры (л.д. 168-171 т.1).
20.07.2018 Администрацией города Керчи принято постановление N 1777/1п о демонтаже этого НТО (л.д. 161-162 т. 1). Данное постановление оспорено в судебном порядке, решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.11.2018 дело N А83-12804/2018 в удовлетворении этих требований отказано, в апелляционном и кассационном порядках этот судебный акт не пересматривался.
В производстве Арбитражного суда Республики Крым находится дело N А83-11603/2018 по заявлению ИП Тереховой О.А. об оспаривании бездействия Администрации города Керчи по непроведению аукциона на право заключения договора на размещения НТО N295 (с 29.11.2018 НТО N293), включенного в Схему размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, производство по которому 20.03.2019 приостановлено (л.д. 143-146 т.1, 76-79 т. 2).
Кроме оспариваемого по настоящему делу постановления о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ, постановлением Административной комиссии муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым N 546 от 07.11.2018 ИП Терехова О.А. привлечена к административной ответственности по статье 6.1-1 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК "Об административных правонарушениях в Республике Крым" к штрафу в размере 5.000 руб. за реализацию 01.11.2018 по указанному выше адресу товаров (сувенирные изделия) в месте, определенном схемой размещения НТО по объекту N 295, но без заключения договора на размещение НТО (л.д. 100 т.1).
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункта 1 Примечания к этой статье за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 25.01.2013) "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлен перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.
В соответствии со статьей 264 Гражданского кодекса земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Таким образом, основанием для размещения НТО на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является непосредственно схема размещения таких объектов.
Из совокупности указанных правовых норм следует, что предоставление земельных участков на каком-либо праве в целях эксплуатации на них временных торговых павильонов не осуществляется. Законом установлена иная процедура размещения таких объектов на территории муниципального образования.
Используемое предпринимателем временное сооружении является нестационарным торговым объектом, в связи с чем, его размещение не требует оформления прав на земельный участок, а законность его нахождения в указанном месте (район горы Митридат, г. Керчь) должно быть подтверждено схемой размещения НТО и соответствующим договором на право размещения НТО, отсутствие которых означает нарушение иных законодательных норм, предусматривающих ответственность за такое нарушение.
Такая позиция высказана Арбитражным судом Центрального округа в постановлениях от 23.07.2019 по делам N А83-16103/2018 и N А83-16091/2018, от 30.07.2019 по делу N А83-16090/2018.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что в действиях ИП Тереховой О.А. нет события правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.1 КоАП РФ, правоотношения по освобождению земельного участка от НТО (демонтаж НТО) не образуют состава названного административного правонарушения, эти правоотношения являются гражданско-правовыми; а потому доводы апелляционной жалобы не состоятельны; судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права, иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 августа 2019 года по делу N А83-16101/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16101/2018
Истец: ИП Терехова Оксана Алексеевна
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Керченское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым