г. Ессентуки |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А20-6127/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14.10.2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Марченко О.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании представителя ООО "ЮгИнвест" - Кочесокова З.Л. (доверенность от 01.10.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МКУ "Управление муниципального имущества и земельных отношений" местной администрации Зольского муниципального района КБР на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.06.2019 по делу N А20-6127/2018 (судья Шокумов Ю.Ж.),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики обратилось общество с ограниченной ответственностью "Юг-Инвест" (далее - заявитель, общество) с заявлением признании недействительным отказа местной администрации Зольского муниципального района КБР (далее администрация) в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 07602:1900000:18 на новый срок без проведения торгов, изложенный в письме от 02.10.2018 N 49-1897/01-21 и обязании устранить нарушения.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены местная администрация Зольского муниципального района КБР и муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального имущества и земельных отношений" как уполномоченный орган местного самоуправления по распоряжению имуществом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация с.п. Этоко Зольского района КБР, на территории которого расположен спорный земельный участок.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель обладает правом на заключение нового договора аренды без торгов, как пользователь земельного участка сельскохозяйственного назначения на основании договора аренды от 18.05.2012 N 8 и дополнительного соглашения к договору аренды от 28.10.2015 N 8/2015, а также договора уступки права аренды от 23.10.2015. Заявитель полагает незаконным отказ администрации, мотивированный отсутствием оснований для заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов. Требования заявителя основаны на пп. 31 п. 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ).
Решением от 12.06.2019 заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Юг-Инвест", удовлетворены, суд признал недействительным отказ местной администрации Зольского муниципального района КБР в заключении с обществом с ограниченной ответственностью "Юг-Инвест" договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 07:02:1900000:18, общей площадью 2710000 кв.м. без проведения торгов, изложенный в письме от 02.10.2018 N 49-1897/01-21, как противоречащий положениям подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ и обязал местную администрацию Зольского муниципального района КБР и муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального имущества и земельных отношений" подготовить проект договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 07:02:1900000:18, общей площадью 2710000 кв.м., расположенного в Зольском муниципальном районе КБР, с.п. Этоко в трех экземплярах, подписать их и направить для подписания обществу с ограниченной ответственностью "Юг-Инвест".
В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда от 21.06.2019 в части удовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения, поскольку суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
В соответствии с решением комиссии по организации и проведению торгов по продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков (протокол от 15.05.2012 г. N 2) и постановлением главы местной администрации Зольского муниципального района от 17.05.2012 г. N 302, обществу с ограниченной ответственностью "Агроуниверсал Т", по договору аренды N 8 от 18.05.2012 был передан земельный участок площадью 271 га. с кадастровым номером 07:02:1900000:18. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный юго-западнее с. п. Этоко для ведения сельскохозяйственной деятельности. Срок аренды установлен сторонами с 18.05.2012 г. по 31.01.2019 г. Договор аренды прошел государственную регистрацию в ЕГРП 26.05.2012.
23.10.2015 между обществом с ограниченной ответственностью "Агроуниверсал Т" и обществом с ограниченной ответственностью "Юг-Инвест" заключен договор уступки права аренды, по условиям которого ООО "Агроуниверсал Т" передало ООО "Юг-Инвест" права аренды по договору аренды от 18.05.2012 N 8 земельного участка с кадастровым номером 07:02:1900000:18. Договор уступки права аренды зарегистрирован в установленном порядке в ЕГРН 29.10.2015.
28 октября 2015 года, на основании постановления N 30 главы местной администрации с. п. Этоко Зольского муниципального района КНР (в указанный период распоряжение землями находилось в ведении поселковых администраций), между МКУ "Управление муниципального имущества и земельных отношении" и ООО "Юг-Инвест" было заключено дополнительное соглашение N8/2015 к договору аренды N 8 от 18.05.2012 г., в соответствии с которым в качестве арендатора земельного участка указано ООО "Юг-Инвест". В соответствии с указанным дополнительным соглашением, по акту приёма-передачи земельного участка, МКУ "Управление муниципального имущества и земельных отношений" местной администрации Зольского муниципального района КБР передало ООО "Юг-Инвест" земельный участок общей площадью 271 га пашни, с кадастровым номером 07:02:1900000:18 из земель сельскохозяйственного назначения, с.п. Этоко, расположенный юго-западнее сл. Этоко, для ведения сельского хозяйства, сроком до 31 января 2019 года (до окончания срока основного договора аренды).
До окончания срока действия договора аренды, общество направило в адрес местной администрации Зольского муниципального района КБР письмо от 05.09.2018 с просьбой перезаключить договор на новый срок без проведения торгов. Письмом N 49-1897/01-21 от 02.10.2018 г. администрация отказала в заключении договора аренды земельного участка.
ООО "Юг-Инвест" 13.11.2018 письмом за N 13-11/18, повторно обратилось в адрес администрации с приложением доказательств внесения арендной платы и просьбой о принятии положительного решения по вопросу заключения договора на новый срок. Однако указанное письмо осталось без ответа.
Полагая, что законные основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка администрации отсутствовали, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворяя требования заявителя указал следующее.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 31 пункту 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 03.07.2016, действующей на момент подачи заявления, допускается заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Соответственно лицо, осуществляющее сельскохозяйственное производство, имеет право на заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии следующих условий: он пользуется участком на основании договора аренды, участок используется им надлежащим образом в соответствии с его целевым назначением и заявление подано до истечении срока действующего договора аренды.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка в названном порядке. При этом, заявитель должен представить только документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Остальные документы, в том числе кадастровый паспорт (кадастровая выписка) земельного участка, выписка из Единого государственного реестра прав о правах на него или уведомление об отсутствии таких сведений, выписки из Единых государственных реестров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, запрашиваются уполномоченным на распоряжение земельным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Отказ администрации не содержит указания на непредставление необходимых документов.
При таких обстоятельствах, обществом соблюдены все установленные законом условия для заключения договора аренды без проведения торгов, органом местного самоуправления не представлено доказательств использования земельного участка с нарушением норм земельного законодательства, отсутствуют основания предусмотренные статьей 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Надлежащее обращение общества с заявлением о заключении договора аренды без торгов, до истечения срока действующего договора аренды, подтверждается следующими обстоятельствами.
Следует признать заключенными договор аренды от 18.05.2012 N 8, дополнительное соглашение от 28.10.2015 и договор уступки права аренды от 23.10.2015, поскольку содержат все существенные условия, не противоречат действующему законодательству, прошли государственную регистрацию в установленном порядке. Срок действия договора установлен сторонами с 18.05.2012 по 31.01.2019.
Таким образом, на момент обращения общества с заявлениями от 05.09.2018 и 13.11.2018 в адрес администрации, между сторонами существовали арендные отношения, то есть заявление подано до окончания действия договора аренды.
Надлежащее использование обществом земельного участка сельскохозяйственного назначения органами местного самоуправления не оспаривается. Доводы администрации о наличии задолженности основанные на уведомлении от 27.10.2016, подлежат отклонению, поскольку согласно платежных поручений от 27.10.2015, от 13.05.2016, от 30.03.2017, от 27.06.2017, от 29.11.2016, от 04.12.2017, от 15.12.2017, от 25.12.2016, от 22.01.2018, от 29.08.2018, от 18.10.2018, от 12.11.2018, представленных в материалы дела, арендная плата внесена обществом на момент обращения в администрацию, в полном объеме.
Вместе с тем, нарушение арендатором условий договора аренды по оплате арендных платежей не относится к категории нарушений, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления, поданного в порядке подпункта 31, части 2, статьи 39.6 ЗК РФ.
Названные обстоятельства свидетельствует о необоснованном отказе администрации муниципального района в удовлетворении заявления общества и нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заинтересованного лица об отсутствии совокупности условий, предусмотренных п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ, поскольку до вступления в силу с 01.03.2015 изменений в Земельный кодекс РФ, правовое регулирование исходило из установления случаев, когда должны были проводиться торги. При этом все указанные случаи касались только земельных участков, предоставляемых для строительства. В статье 39.6 ЗК РФ, введенной с 01.03.2015, реализован концептуально иной подход - договоры аренды земельных участков заключаются по результатам торгов, проводимых в форме аукционов, за исключением ограниченного числа случаев: такой подход в большей степени соответствует условиям рыночной экономики и направлен на развитие конкуренции.
Данная статья содержит несколько групп случаев, когда предоставление земельных участков в аренду осуществляется без проведения торгов. Разделение на группы обусловлено различными критериями: субъектный состав, целевое назначение земельного участка, предмет договора аренды и др.
В соответствии с подпунктом 31 п. 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусматривает случаи предоставления земельного участка без торгов арендатору такого земельного участка, если земельный участок предназначен для ведения сельскохозяйственного производства, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка. Земельный участок в соответствии с указанным основанием может быть предоставлен в аренду без проведения торгов только в случае отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. Указанное условие было введено Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". До этого предусматривалась обязанность арендатора использовать земельный участок надлежащим образом и представлять документы, доказывающие такое использование (подробнее см. комментарий к ст. 39.3 ЗК РФ).
Согласно п.4 ст. 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка
подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока
действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с п.3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Таким образом, положение подпункта 31 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривает самостоятельное основание для заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, выполнение совокупности условий, предусмотренных п.4 ст. 39.6 ЗК РФ в данном случаи не требуется.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что распоряжение земельными участками осуществляется на основании ненормативного акта администрации района, по которому на учреждение, как уполномоченный орган по распоряжению имуществом, возлагается обязанность заключить договор аренды соответствующего земельного участка и стороной договора выступает учреждение.
Таким образом, в порядке устранения нарушений следует обязать местную администрацию Зольского муниципального района КБР и муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального имущества и земельных отношений" подготовить проект договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 07:02:1900000:18, общей площадью 2710000 кв.м., расположенного в Зольском муниципальном районе КБР, с.п. Этоко в трех экземплярах, подписать их и направить для подписания обществу с ограниченной ответственностью "Юг-Инвест".
Подлежат отклонению ссылки администрации с.п. Этоко на высокую социальную напряженность и необходимость обеспечения наибольшего количества жителей с.п. Этоко земельными участками сельхозназначения, в качестве обоснование отказа в удовлетворении заявлений ООО "Юг-Инвест", поскольку данные основания для отказа не содержатся в статье 39.16 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.06.2019 по делу N А20-6127/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-6127/2018
Истец: ООО "Юг-Инвест"
Ответчик: Администрация Зольского муниципального района
Третье лицо: Местная админимтсрация с.п.Этоко Зольского муниципального района КБР, МКУ "Управление муниипального имущества и земельных отношений", Администрация Зольского муниципального района