г. Саратов |
|
19 октября 2019 г. |
Дело N А57-12004/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 14.10.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен - 19.10.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Веряскиной С.Г., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 августа 2019 года по делу N А57-12004/2019 (судья Викленко Т.И.),
по заявлению Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Вольская районная больница" (ИНН: 6441002482, ОГРН: 1026401679479, 412913, Саратовская обл., г. Вольск, ул. Львова роща, 1)
заинтересованное лицо:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) (ИНН: 6441007360, ОГРН: 1026401674914, 412900, Саратовская обл., г. Вольск, ул. Володарского, д. 99),
о признании незаконным решений заместителя руководителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) о привлечении страхователя к ответственности.
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) - Бухарова Е.А., доверенность N 70 от 12.04.2018 (срок доверенности по 31.12.2020).
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Вольская районная больница" (далее - ГУЗ СО "Вольская районная больница", Учреждение) обратилось в арбитражный суд Саратовской области к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФР в Вольском районе Саратовской области, Управление) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) N 073S19190009098 от 07.05.2019, N 073S19190009071 от 07.05.2019, N 073S19190009097 от 07.05.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 августа 2019 года заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области N 073S19190009098 от 07.05.2019, N 073S19190009071 от 07.05.2019, N 073S19190009097 от 07.05.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. С ГУ - УПФР в Вольском районе Саратовской области в пользу ГУЗ СО "Вольская районная больница" взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2000 рублей.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ГУЗ СО "Вольская районная больница" в судебное заседание не явилась. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 18.09.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Вольская районная больница" зарегистрировано в качестве страхователя в УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное).
05.03.2019 страхователем представлены сведения о застрахованных лицах за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года по типу "дополняющая" (л.д. 34-36).
В связи с представлением дополняющей формы Управлением проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По результатам проверки составлены Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.03.2019 N 073S18190005918, от 22.03.2019 N 073S18190005919, от 22.03.2019 N 073S18190005920.
Из акта проверки от 22.03.2019 N 073S18190005918 усматривается, что страхователь представил дополняющую форму СЗВ-М за октябрь 2018 года 05.03.2019 на 4 застрахованных лиц. В исходной форме отчета СЗВ-М за октябрь 2018 года сведения на данных застрахованных лиц отсутствуют (л.д. 27).
В связи с выявленным нарушением заместителем руководителя Управления ПФР вынесено решение от 07.05.2019 N 073S19190009071 о привлечении к ответственности на сумму 2000 рублей (500 рублей за каждое застрахованное лицо) - л.д. 11.
Из акта проверки от 22.03.2019 N 073S18190005919 усматривается, что страхователь представил дополняющую форму СЗВ-М за ноябрь 2018 года 05.03.2019 на 4 застрахованных лиц. В исходной форме отчета СЗВ-М за ноябрь 2018 года сведения на данных застрахованных лиц отсутствуют (л.д. 28).
В связи с выявленным нарушением заместителем руководителя Управления ПФР вынесено решение от 07.05.2019 N 073S19190009097 о привлечении к ответственности на сумму 2000 рублей (500 рублей за каждое застрахованное лицо) - л.д. 12.
Из акта проверки от 22.03.2019 N 073S18190005920 усматривается, что страхователь представил дополняющую форму СЗВ-М за декабрь 2018 года 05.03.2019 на 3 застрахованных лиц. В исходной форме отчета СЗВ-М за декабрь 2018 года сведения на данных застрахованных лиц отсутствуют (л.д. 26).
В связи с выявленным нарушением заместителем руководителя Управления ПФР вынесено решение от 07.05.2019 N 073S19190009098 о привлечении к ответственности на сумму 1500 рублей (500 рублей за каждое застрахованное лицо) - л.д. 10.
Полагая, что решения Пенсионного фонда являются недействительными, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В силу статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Учреждение является страхователем и обязано предоставлять сведения о каждом застрахованном лице.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Как следует из резолютивной части оспариваемых решений, состав правонарушения указан как несвоевременное представление сведений.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа:
1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С 01.01.2017 абзацем 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, т.е. на момент предоставления исходной и дополняющей форм и вынесения оспариваемых решений, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
С 1 января 2017 года статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (письмо ПФ РФ от 29 ноября 2017 г. N ЛЧ-08-26/20004).
В соответствии с пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, приложением N 4 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" была предусмотрена возможность представления организациями корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом пенсионного фонда.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самой организацией либо со дня получения уведомления территориального органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
При этом действующее пенсионное законодательство не предусматривает для организаций ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2017, регистрационный N 45549).
Так, согласно пункту 37 указанной Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу императивного требования пункта 39 Инструкции N 766н, имеющей нормативный характер, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются
Таким образом, нормативными актами, действующими на момент вынесения оспариваемых решений, было предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что Учреждение самостоятельно выявило ошибку и подало уточненные индивидуальные сведения на своих работников. Доказательств того, что именно Управление уведомило страхователя о выявленной ошибке и предложило представить уточненные данные, в арбитражный суд не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент составления акта проверки Учреждение уже представило уточненные сведения в отношении всех работников, в связи с чем, отсутствовали основания считать представленные откорректированные сведения представленными несвоевременно.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указывает на то, что данные выводы суда являются ошибочными, поскольку несоответствие было обнаружено ГУ - УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонным) и 28.02.2019 в адрес страхователя была направлена сверка представленных форм СЗВ-М и формы ИС-2018, в которой отражено отсутствие сведений в ранее представленных формах СЗВ-М (л.д. 32-33).
При оценке данного довода апелляционная коллегия исходит из того, что в данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем подачи 05.03.2019 дополнительных сведений (дополняющей формы) в пятидневный срок со дня получения указанной сверки от органа пенсионного фонда, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, руководствуясь положениями статей 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", суд апелляционной инстанции находит, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправлены Учреждением, в связи с чем, данные обстоятельства не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.11.2017 N Ф06-26748/2017 по делу N А12-3595/2017.
Учитывая, что в рассматриваемом случае страхователь своевременно устранил допущенные недочеты и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что в данном случае предоставленные Учреждением дополняющие сведения на 4 застрахованных лиц нельзя признать исправлением ошибки, поскольку ранее в первоначальных сведениях сведения о данных застрахованных лицах отсутствовали, следовательно, спорные сведения представлены впервые и с нарушением срока.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод Управления в силу следующего.
Как указано выше, нормой Закона N 27-ФЗ закреплено как право страхователя дополнять, так и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Учреждением в установленный срок представлены сведения о застрахованных лицах по установленной форме за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.
Страхователь устранил выявленные нарушения и направил в орган Пенсионного Фонда дополняющие сведения за указанный период.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы, а также в случае своевременного устранения ошибок, выявленных пенсионным фондом.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности.
Указанный УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) в апелляционной жалобе подход по сути лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае предоставления неполных сведений о количестве застрахованных лиц за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах, выводы суда о неправомерности оспариваемых решений УПФР в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) являются верными.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 августа 2019 года по делу N А57-12004/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12004/2019
Истец: ГУЗ Саратовской области "Вольская районная больница", ГУЗ СО Вольская РБ
Ответчик: ГУ УПФР в Вольском районе, ГУ УПФР в Вольском районе Саратовской области