город Ростов-на-Дону |
|
19 октября 2019 г. |
дело N А32-18534/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.
при участии:
от истца: представитель Манжура Д.В. по доверенности N 3 от 09.01.2017, паспорт, диплом;
от Федерального агентства морского и речного транспорта: представитель Иванова О.К. по доверенности N ЮЦ-32/4147 от 17.04.2019, паспорт, диплом;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представитель по доверенности;
от МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея: представитель не явился, извещен;
от ФГУП "Росморпорт" в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт": представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства морского и речного транспорта
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2019
по делу N А32-18534/2019 (судья Любченко Ю.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "АНРОСКРЫМ"
(ИНН 2352051307 ОГРН 1152352000107)
к ответчикам: Федеральному агентству морского и речного транспорта
(ИНН 7707516988 ОГРН 1047796291950), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134 ОГРН 1087746829994)
при участии третьих лиц: МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ФГУП "Росморпорт" в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт"
об обязании принять объект недвижимости и зарегистрировать на него права собственности Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Анроскрым" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Федеральному агентству морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) об обязании принять объект недвижимости "Здание накопителя в морском порту "Кавказ", возведенного на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0101013:52, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Коса Чушка, порт Кавказ, площадью 4780 кв. м и зарегистрировать права собственности Российской Федерации на него.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея; ФГУП "Росморпорт".
В ходе судебного разбирательства истец отказался от заявленных требований в части обязания ответчиков зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорный объект. Определением суда от 25.06.2019 производство по делу в указанной части прекращено, оставшиеся исковые требования поддержаны истцом в полном объеме (л.д. 184-185, т. 2).
Решением от 08.08.2019 в удовлетворении заявленных требований к Росимуществу отказано. Исковые требования к Росморречфлоту удовлетворены. Суд обязал Росморречфлот принять от истца объект недвижимости - "Здание накопителя в морском порту "Кавказ", возведенного на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0101013:52, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Коса Чушка, порт Кавказ, площадью 4780 кв.м. С Росморречфлота в пользу истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Росморречфлот обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 08.08.2019 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы заявитель указывает, что у Росморречфлота отсутствуют полномочия по принятию спорного объекта от общества. Судом не учтено, что в соответствии с пунктом 5.35. Положения о Росимуществе, именно Росимущество принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. В рамках дела N А32-15986/2016 установлено, что Росморречфлот не осуществляет полномочия собственника в отношении спорного объекта, избрание ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
В судебное заседание Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ФГУП "Росморпорт" в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт", надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
От ФГУП "Росморпорт" в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель Федерального агентства морского и речного транспорта в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период 2011-2012 годов с целью создания комфортных условий пассажирам, пересекающим государственную границу в Порту "Кавказ", истцом было осуществлено строительство здания пассажирского накопителя.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 по делу N А32-15986/2016 по иску Федерального агентства морского и речного транспорта признано право федеральной собственности на самовольную постройку "Здание накопителя в морском порту "Кавказ", возведенную на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0101013:52, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Коса Чушка, порт Кавказ, площадью 4780 кв.м.
Решение суда вступило в законную силу и подлежит исполнению сторонами.
С целью исполнения решения суда, так как объект - Здание накопителя до сих пор находится во владении застройщика - истца и числится в бухгалтерском учете, как объект незавершенного строительства, истец направил письмо N 09/126/АРК-П от 28.03.2018 в адрес Федерального агентства морского и речного транспорта о необходимости принять данный объект и зарегистрировать на него право собственности РФ, сообщить дату совершения данных действий.
В письме N КС-28/6219 от 04.06.2018 Росморречфлот сообщил со ссылкой на п. 5.3. Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительствам РФ от 05.06.2008 N 432 о том, что с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ истцу необходимо обратиться в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Письмом от 17.05.2018 N 09/209/АРК-П общество обратилось в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с аналогичными требованиями.
В письме N 04/8391 от 31.05.2018 Межрегиональное территориальное управление сообщило истцу, что осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Краснодарского края и Республике Адыгея. В силу п. 5.2. Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительствам РФ от 23.07.2004 N 371, Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности.
Согласно решению Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 по делу N А32-15986/2016 здание накопителя пассажиров в порту Кавказ Краснодарского края расположено на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0101013:52. Данный земельный участок имеет разрешенное использование "для размещения речных и морских портов, причалов, пристаней".
В связи с тем, что уполномоченные органы государственной власти в лице Федерального Агентства морского и речного транспорта и Федерального Агентства по управлению государственным имуществом отказываются принять данный объект недвижимости от общества, истец обратился в суд первой инстанции с настоящим исковым заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии п. 1 ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ, ст. 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из пункта 1 статьи 125 ГК РФ следует, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
В соответствии с указанным Положением Росимущество:
- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (п. 5.2.);
- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3.);
- приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п.5.13.);
- принимает в федеральную собственность имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, в том числе в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (п.5.14);
- принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации (п.5.35).
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 371 утверждено Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлот) (далее по тексту - Положение).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 388 "О внесении изменений в Положение о федеральном агентстве морского и речного транспорта" (далее - постановление Правительства N 388), Росморречфлот, в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации, был наделен новыми полномочиями, в частности:
- по принятию решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (подпункт 5.4 (1).1);
- решений о резервировании земель (подпункт 5.4 (1).2);
- решений о подготовке документации по планировке территории, обеспечению подготовки и утверждению такой документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт 5.4 (1).3);
- заключению договоров о выкупе земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, находящихся на выкупаемых земельных участках, в федеральную собственность, а также заключению с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества договоров, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества (подпункт 5.4 (1).4);
- предоставлению земельных участков, которые находятся в федеральной собственности (подпункт 5.4 (1).5);
- принятию решений о предварительном согласовании места размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации (подпункт 5.4 (1).6);
- решений об образовании земельных участков из земельных участков, которые находятся в федеральной собственности (подпункт 5.4 (1).7);
- обращению от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, необходимые для размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации, а также права собственности Российской Федерации на такие объекты, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами (подпункт 5.4 (2)).
Ссылаясь на пункт 2 статьи 30 Закона о морских портах, Росморречфлот приводит доводы о том, что он осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории морских портов, в связи с чем, является лицом, уполномоченным по распоряжению объектами капитального строительства, расположенными на данных земельных участках, в т.ч. по их приему от третьих лиц.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 по делу N А32-15986/2016 были удовлетворены требования Федеральное агентство морского и речного транспорта к ООО "Анроскрым" о признании права федеральной собственности на нежилое здание накопителя в морском порту "Кавказ", площадью 4780 кв.м, кадастровый номер 23:30:0101013:642, расположенное по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Коса Чушка, порт Кавказ. Данное решение сторонами обжаловано не было и вступило в законную силу.
Право собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект зарегистрировано, запись регистрации N 23:30:0101013:642-23/044/2019-1 от 15.05.2019, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 15.05.2019.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12 августа 2009 г. N 1150-р, земельный участок кадастровым номером 23:30:0101013:52, на котором возведено "Здание накопителя в морском порту "Кавказ", включен в границы морского порта и отнесен к федеральному уровню собственности.
Судом установлено, что объект недвижимости - нежилое здание накопителя в морском порту "Кавказ", площадью 4780 кв.м, кадастровый номер 23:30:0101013:642, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:52 по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Коса Чушка, порт Кавказ, что следует из выписки из ЕГРН от 15.05.2019.
Исходя из вышеуказанного, а также с учетом спора между Росимуществом и Росморречфлотом относительно надлежащего субъекта права по приему здания накопителя в порту Кавказ от общества, существенное значение имеет положения пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" которые устанавливают, что управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" в разделе "Механизм управления объектами недвижимости" указано, что достижение целей управления объектами недвижимости возможно при сосредоточении функций распоряжения этими объектами в одном ведомстве. Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, сооружений (или их частей).
Исходя из того, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) (п. 1 Положения о Росимуществе), именно Росморречфлот, а не Росимущество, являлось надлежащим истцом при обращении Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Анроскрым" о признании права федеральной собственности на самовольную постройку "Здание накопителя в морском порту "Кавказ", возведенную на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0101013:52, расположенном по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Коса Чушка, порт Кавказ, площадью 4780 кв.м. и соответственно лицом, уполномоченным на принятие данного имущества.
Перераспределение Российской Федерацией между своими органами государственных функций и полномочий по распоряжению находящимися в ее собственности земельными участками не прекращает и не изменяет возникших с ее участием гражданских правоотношений. В этом случае меняется только орган государственной власти, участвующий в соответствующем правоотношении.
На основании вышеизложенного, судом отмечено, что именно Росморречфлот осуществляет полномочия собственника и осуществляет функции управления в отношении спорного имущества - здания накопителя, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории морского порта Кавказ, следовательно, именно Росморречфлоту в силу закона принадлежат полномочия по принятию спорного объекта.
Доводы заявителя жалобы, о том, что иск подлежал удовлетворению за счет Федерального агентства по управлению государственным имуществом не принимаются, так как указанное агентство в лице территориального управления в письме N 04/8391 от 31.05.2018 выразило свою правовую позицию и считает Росморречфлот надлежащим ответчиком.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд необоснованно не принял выводы из мотивировочной части решения по делу N А32-15986/2016 о том, что Росморречфлот не осуществляет полномочия собственника в отношении спорного объекта не могут быть приняты, так как правовые выводы по смыслу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относятся к обстоятельствам, не подлежащим доказыванию.
По мнению апелляционной инстанции, Росморречфлот, подавая иск по делу N А32-15986/2016 и считая себя надлежащим истцом при признании права собственности на самовольную постройку (который удовлетворен судом и судебный акт вступил в законную силу), не может в настоящем деле занимать иную противоположную правовую позицию, отказываясь от принятия владения спорным объектом, право собственности на который уже признано по иску Росморречфлота.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2019 по делу N А32-18534/2019 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18534/2019
Истец: ООО АНРОСКРЫМ, ФГУП "зово-Черноморский бассейновый филиал "Росморпорт", ФГУП Азово-Черноморский бассейновый филиал "Росморпорт"
Ответчик: Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство морского и речного транспорта
Третье лицо: МТУ "Росимущества в КК и респ. Адыгея, МТУ "Росимущества в Краснодарской крае и Республики Адыгея", ФГУП "Азово-Черноморский бассейновый филиал "Росморпорт", ФГУП "Росморпорт"