город Ростов-на-Дону |
|
19 октября 2019 г. |
дело N А32-6386/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2019 по делу N А32-6386/2019
по иску АО "АТЭК"
к ответчику - ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности, пени
принятое в составе судьи Березовской С.В.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АТЭК" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 168298 руб. 07 коп., пени в размере 1342 руб. 04 коп., а также пени с 25.01.2019 по день фактической оплаты задолженности, исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Решением от 12.07.2019 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 168298 руб. 07 коп. задолженности, 1342 руб. 04 коп. пени, а также пени с 25.01.2019 по день фактической оплаты задолженности в размере 168298 руб. 07 коп., исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки.
Решение мотивировано тем, что истцом передана ответчику тепловая энергия, оплата не произведена. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате, к ответчику применена ответственность в виде взыскания пени, предусмотренная пунктом 5.2 контракта.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его изменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что требование о взыскании задолженности за период с 01.10.2018 по 30.11.2018 является необоснованным, поскольку ответчик с 01.10.2018 не является управляющей компанией в отношении многоквартирного дома N 21/10 по ул. Промышленная в г. Краснодаре. По мнению заявителя, с 01.10.2018 требования должны предъявляться к ООО "Аврора". Расчет пени произведен неверно в связи с тем, что в сумму задолженности включен долг за период за период с 01.10.2018 по 30.11.2018. Подлежащая взысканию сумма пени составляет 78 руб. 34 коп.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации не явился Учреждением заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель АО "АТЭК" в заседание не явился. Обществом заявлено о проведении заседания в отсутствие представителя.
Как следует из отзыва, истец доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22.12.2017 между АО "АТЭК" (теплоснабжающая организация) и ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (потребитель) заключен государственный контракт N 11196 на поставку тепловой энергии, согласно которому теплоснабжающая организации обязалась поставлять потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию, а потребитель обязался оплачивать принятую тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 4.5 контракта оплата за фактически потребленную тепловую энергию осуществляется до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Согласно пункту 5.2 контракта в случае просрочки исполнения потребителем обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств, предусмотренных контрактом, теплоснабжающая организация вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В период с 01.09.2018 по 30.11.2018 теплоснабжающая организация поставила тепловую энергию потребителю на общую сумму 309738 руб. 46 коп.
В обоснование факта поставки тепловой энергии в материалы дела представлены товарные накладные (л.д. 36, 38, 40). Товарные накладные потребителем не подписаны.
В связи с ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате поставленной в период с 01.09.2018 по 30.11.2018 тепловой энергии, АО "АТЭК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
Факт поставки тепловой энергии и количество потребленной энергии заявитель жалобы не оспаривает.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что требование о взыскании задолженности за период с 01.10.2018 по 30.11.2018 является необоснованным, поскольку ответчик с 01.10.2018 не является управляющей компанией в отношении многоквартирного дома. По мнению заявителя, с 01.10.2018 требования должны предъявляться к ООО "Аврора".
В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Деятельность по управлению многоквартирным домом осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (части 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
В части 7 статьи 162 Кодекса установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
По стандартам раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в соответствии с Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", утвержден регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.dom.gosuslugi.ru.
Согласно сведениям государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 76) ООО "Аврора" является организацией осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: г. Краснодар, ул. Промышленная, 21/10, дата заключения договора управления - 01.07.2015.
При этом, заявитель жалобы ссылается на то, что учреждение с 01.10.2018 не является управляющей компанией в отношении многоквартирного дома, с 01.10.2018 требования должны предъявляться к ООО "Аврора".
Согласно представленному ответчиком в материалы дела письму Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар от 15.02.2019 в адрес ЖЭ(К)О N 5 (г. Краснодар) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЮВО), по поручению администрации муниципального образования департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар рассмотрено письмо ЖЭ(К)О N 5 (г. Краснодар) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЮВО) по вопросу проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации в доме, расположенном по ул. Промышленной, 21/10.
Департаментом указано, что дом по ул. Промышленной, 21/10 - 9-этажный, 2-подъездный. Согласно информации, размещенной на сайте "Реформа ЖКХ", один подъезд (площадь жилых помещений - 2304,20 кв.м) находится в управлении ООО "Аврора", второй подъезд (площадь жилых и нежилых помещений - 2382,80 кв.м) находился в управлении ЖЭ(К)О N 5 (г. Краснодар) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЮВО).
ЖЭ(К)О N 5 (г. Краснодар) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЮВО) не имело лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в связи с чем с 01.10.2018 прекратило управление домом.
В соответствии со статьей 163 Жилищного кодекса Российской Федерации, способ управления в доме, где доля жилых помещений, находящихся в собственности Российской Федерации или муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов, выбирается по результатам проведения открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации дом может управляться только одной управляющей организацией.
С учетом изложенного, департамент сообщил о том, что в настоящее время проводится работа по подготовке конкурсной документации на проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации в доме по ул. Промышленной, 21/10, которая будет размещена в установленном порядке на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru до конца февраля 2019 года.
Результаты открытого конкурса будут известны до 15.04.2019.
Однако, надлежащих доказательств того, что фактически управление спорным многоквартирным домом в целом в спорный период передано иному лицу, материалы дела не содержат. Сведения о том, когда ООО "Аврора" приступило к управлению многоквартирным домом N 21/10 по ул. Промышленная в г. Краснодаре, в материалах дела отсутствуют.
Указанный конкурс в спорный период образования задолженности не проводился.
Поскольку доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, требование о взыскании задолженности обоснованно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном к взысканию размере.
Истцом также заявлено о взыскании пени в размере 1342 руб. 04 коп. за период с 26.10.2018 по 24.01.2019, а также пени с 25.01.2019 по день фактической оплаты задолженности, исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 5.2 контракта в случае просрочки исполнения потребителем обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств, предусмотренных контрактом, теплоснабжающая организация вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Расчет пени проверен судом первой инстанции и признан неправильным, определена подлежащая к взысканию сумма пени в большем размере.
Поскольку суд не вправе выходить за пределы исковых требований, требование о взыскании пени обоснованно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном к взысканию размере.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 77 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
С учетом изложенного, требование о взыскании пени по день фактического исполнения обязательства, обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Поскольку сумма задолженности определена правильно, ссылка заявителя на неверный расчет пени не принимается апелляционным судом.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2019 по делу N А32-6386/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6386/2019
Истец: АО "АВТОНОМНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "АТЭК"
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ