город Москва |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А40-159396/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.
судей Александровой Г.С., Проценко А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.2019 по делу N А40-159396/18, принятое судьей Буниной О.П.
по иску ООО ПК "Стройсервис"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на имущественную поддержку в виде предоставлении льготной ставки арендной платы, о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Ивенкова С.В. по доверенности от 03.04.2018, диплом серия ВВС N 0309149 от 03.06.1999;
от ответчика: Дубчак Р.В. по доверенности от 29.12.2018, диплом N ВСГ 1642527 от 25.06.2007;
от третьего лица: Дубчак Р.В. по доверенности от 16.01.2019, диплом N ВСГ 1642527 от 25.06.2007,
УСТАНОВИЛ:
Производственно-коммерческое общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы с требованиями о признании права на имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной платы, о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 033 576 руб. 18 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 211 336 руб. 82 коп. за период с 15.10.2015 по 01.07.2018 и далее до даты фактической оплаты суммы неосновательного обогащения.
Решением суда от 31.05.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель истца поддержал решение суда первой инстанции, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что имеются основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2019.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 17.12.2003 N 06-01030/03 ПК ООО "Стройсервис" арендует у Департамента городского имущества г.Москвы нежилое помещение площадью 133,6 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Тамбовская, д.5/13.
Срок договора аренды был установлен до 13.11.2008.
Согласно дополнительному соглашению от 15.10.2015 срок договора аренды от 17.12.2003 N 06-01030/03 продлен до 01.07.2025 и установлена ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости нежилого помещения в размере 8 311 руб. за кв.м./год.
10.05.2018 истец направил ответчику обращение о рассмотрении вопроса о перерасчете арендной платы по льготным ставкам в связи с соответствием ПК ООО "Стройсервис" критериям установленным Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, а также о возврате излишне уплаченной суммы арендной платы.
Письмом от 04.06.2018 N ДГИ-1-35768/18-1 ответчик со ссылкой на положения ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указал, что при заключении договор аренды на новый срок размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночно стоимости объекта; а также разъяснил, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъекта малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты правительства Москвы только Комиссия принимает решение о предоставлении имущественной поддержки при заключении отраслевого органа исполнительной власти о наличии оснований для предоставлен субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
Истец считает необоснованным начисление арендной платы по указанной ответчиком ставке является неправомерным, поскольку имеет право на льготу, предоставляемой субъекту малого предпринимательства в качестве имущественной поддержки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил наличия оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации; 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года.
Как следует из материалов дела, договор аренды с истцом заключен без проведения торгов, что на момент его заключения не противоречило закону.
В соответствии с разъяснениями ФАС России о применении ст.17.1 Закона "О защите конкуренции", оформленным письмом от 24.04.2014 N ЦА/16309/14, 3 положения частей 9 - 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции применяются в отношении действующих договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе до 01.07.2008, не исключая субъектов малого и среднего предпринимательства, при условиях: если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.
Договор аренды государственного или муниципального имущества, продленный на основании ч.9 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, может быть продлен по тем же основаниям неограниченное количество раз при условии соблюдения требований, установленных ч.9 указанной статьи.
Подписав дополнительное соглашение о продлении срока и изменении размера арендной платы по договору аренды, стороны пришли к соглашению об изменении существенных условий договора аренды нежилых помещений и приняли на себя обязательства по их исполнению.
Заявитель не обращался в Департамент с заявлением в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства о предоставлении имущественной поддержки на 2015 год, 2016 год, 2017 год и 2018 год..
Правительством Москвы приняты Постановление от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", Постановление от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы".
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Согласно п.2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" льготная ставка арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 января текущего года решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п.5.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства (утв. постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП) в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию обращение с приложением следующих документов:
1) Копию договора аренды объекта нежилого фонда.
2) Один из следующих документов:
2.1. Документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства указанного нежилого помещения для осуществления одного из видов деятельности, указанных в п.1.2 и 1.3 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы":
- лицензии на осуществление деятельности в области здравоохранения или образования;
- документы, подтверждающие получение субъектом малого предпринимательства статуса социального магазина в порядке, установленном Постановлением Правительства Москвы от 28.05.2002 N 399-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов"; документы, подтверждающие прохождение субъектом малого предпринимательства аккредитации в порядке, установленном Постановлением Правительства Москвы от 17.08.2004 N 568-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания" и иными правовыми актами Правительства Москвы;
- подтверждение соответствия субъекта малого предпринимательства требованиям, предъявляемым к субъектам ремесленничества, имеющим приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы, определенным статьей 4 Закона города Москвы от 16.06.1999 N 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве".
2.2. Документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства труда инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Таким образом, субъект малого предпринимательства, претендующий на получение имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на арендуемый объект нежилого фонда, находящийся в имущественной казне города Москвы, должен был представить в Департамент городского имущества города Москвы или Межведомственную комиссию по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства пакет документов, предусмотренных п.5.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП с 01.01.2014 субъектам малого предпринимательства предоставлена имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за один квадратный метр в год.
Постановлением Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП, вступившим в силу 20.10.2015, внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП.
Указанным постановлением п.1.1. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП дополнен текстом следующего содержания: "В случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном п.2.1 настоящего постановления".
В соответствии с п.2.1. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП) ставка арендной платы, указанная в п.1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Из содержания п.2.1. постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП следует, что ставка арендной платы, указанная в п.1 данного постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии обращения в Межведомственную комиссию и принятии Комиссией положительного решения.
Таким образом, с даты вступления в силу постановления Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП (20.10.2015) у Департамента отсутствуют правовые основания для принятия решения об имущественной поддержке общества в виде предоставления льготной арендной платы в отсутствие положительного решения Межведомственной комиссии не зависимо от даты заключения договора аренды и дополнительных соглашений к договору аренды.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.04.2013 N 236-ПП решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления льготной арендной ставки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Департамент не наделен правом принятия таких решений, уведомляет обратившихся лиц о принятии соответствующих решений Межведомственной комиссией.
Указанные выводы соответствуют сложившейся судебной практике (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 и постановление АС МО от 14.03.2017 по делу N А40-131206/2016, Постановление АСМО от 22.04.2015 по делу N А40-79811/2014 и определением ВС РФ от 22.05.2017 N 305-ЭС17-4034 по делу N А40-43916/2016, определением Верховного Суда РФ от 30.06.2017 N 305-КГ17-2739 по делу N А40-77121/2016, определение Верховного Суда РФ от 03.06.2019 N 305-ЭС19-3569).
Являясь субъектом малого предпринимательства, истец воспользовался правом на перезаключение договора аренды помещения на новый срок до 01.07.2025 дополнительным соглашением от 15.10.2015 без проведения торгов, тем самым, реализовав преимущества, установленные ст.53 Закона N 135-ФЗ.
Вместе с тем, вышеуказанным дополнительным соглашением, по результатам оценки рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонда установлена ставка арендной платы за 1 кв.м в год равная 8 311 руб. без учета НДС, что не противоречит ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, дополнительное соглашение о продлении срока и изменении размера арендной платы по договору аренды сторонами подписано, истцом не оспорено, протокол разногласий в адрес ответчика не направлялся, соответственно стороны пришли к соглашению об изменении существенных условий договора аренды нежилых помещений и приняли на себя обязательства по их исполнению.
В связи с изложенным, требования истца о признании за ПК ООО "Стройсервис" права на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства, в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. в год за пользование нежилым помещением по договору аренды от 17.12.2008 N 06-01030/03 общей площадью 133,6 кв.м. расположенным по адресу: г.Москва, ул.Тамбовская, д.3/13 за период с 15.10.2015 по 03.12.2016; признании за истцом права на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства, в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м. в год за пользование нежилым помещение по договору аренды от 17.12.2008 N 06-01030/03 общей площадью 133,6 кв.м., расположенным по адресу: г.Москва, ул.Тамбовская, д.3/13 за период с 01.01.2017 по 01.07.2018, о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в размере 2 033 576 руб. 18 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 211 336 руб. 82 коп. и далее с начислением их по дату фактической оплаты суммы неосновательного обогащения, исходя из размера процентов, определенного ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2019 по делу N А40-159396/18 отменить.
В удовлетворении заявленных ООО ПК "Стройсервис" требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159396/2018
Истец: ООО "РУБИКОН-П", ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЕ "СТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ДГИ
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23349/19
08.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21165/2021
12.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23349/19
18.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42299/19
31.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-159396/18