г. Москва |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А40-30086/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ИЗМАЙЛОВО ИНВЕСТСТРОЙГРУПП 2" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2019 по делу N А40-30086/19, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по заявлению ЗАО "Измайлово ИСГ 2"
к МИФНС N 46 по г. Москве
третье лицо: Правительство г. Москвы
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Наумов А.Д. по доверенности от 20.12.2018, Стафилов Э.С. по доверенности от 04.04.2018 (копия диплома); |
от заинтересованного лица: |
Старшинова О.В. по доверенности от 20.06.2019 (оригинал диплома), Тихомиров Д.А. по доверенности от 23.09.2019 (оригинал диплома); |
от третьего лица: |
Черногорова А.В. по доверенности от 11.12.2018 (копия диплома); |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Измайлово ИСГ 2" (далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИФНС N 46 по г. Москве от 27.12.2018 об исключении ЗАО "Измайлово ИСГ 2" из ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 17.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме, ввиду отсутствия к тому правовых и фактических оснований.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной инстанции, решение просил отменить, ходатайствовал о приобщений дополнений к апелляционной жалобе.
Представители налогового органа и Правительства Москвы поддержали решение суда, в удовлетворении апелляционной жалобы просили отказать по основаниям, изложенным в отзывах.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении дополнений к апелляционной жалобе, поскольку нормами действующего процессуального законодательства не предусмотрена возможность представления дополнений к апелляционной жалобе, кроме того данные дополнения направлены в суд за пределами срока обжалования судебного акта.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Из обстоятельств настоящего дела и требований Заявителя следует, что 13.08.2017 на основании заявления по форме N Р14001 об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов, в ЕГРЮЛ внесена запись N 8187748564952 о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения на пос. Птицефабрики г. Мытищи Московской области.
19.12.2017 МИФНС N 46 по г.Москве направило в адрес ЗАО "Измайлово ИСГ 2" уведомление N 06-12/153521/1750 о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе: 125212, г.Москва, ул.Выборгская, дом 18, строение 2.
10.09.2018 ответчиком принято решение N 120043 о предстоящем исключении Общества из Единого государственного реестра юридических лиц.
12.09.2018 в Вестнике государственной регистрации (часть 2 N 36 (701)/6429) размещено указанное решение.
В течение трех месяцев после публикации в Вестнике государственной регистрации сообщения о предстоящем исключении в адрес ответчика не поступали заявления от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ЗАО "Измайлово ИСГ 2".
27.12.2018 (по истечении трех месяцев) в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН N 618775061472 о прекращении деятельности ЗАО "Измайлово ИСГ 2" в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Посчитав указанное решение ответчика незаконным, необоснованным, принятым с нарушением требований Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также, соблюдение срока, на обращение с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований Заявителя.
Поддерживая данный вывод, коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Действия по исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ совершены уполномоченным органом в пределах компетенции, что не оспаривается заявителем.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее- Закон о государственной регистрации) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров- единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (абзац 1 статьи 1 Закона о государственной регистрации).
Пунктом 4.2 статьи 9 Закона о регистрации юридических лиц предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно пункту 2 статьи 52, пункту 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения о месте нахождения юридического лица должны содержаться в учредительных документах юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), и по которому согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ осуществляется связь с юридическим лицом.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что, если иное не установлено названным Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в данной норме, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. Кроме того, в вышеуказанном Постановлении указано, что о недостоверности названных сведений об адресе юридического лица может, в частности, свидетельствовать следующее: 1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.); 2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен; 3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; 4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); 5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости. При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В пункте 2 приказа Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее- приказ от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@) перечислены основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Пунктом 3 приказа от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ предусмотрено, что основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 4 приказа от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений. В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 указанного Федерального закона, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (пункт 18 приказа от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@).
Порядок государственной регистрации при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа установлен статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется, в том числе в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Таким образом, наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, является основанием для принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ мотивированные заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае направления заявлений, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Ссылка Общества на то, что им направлено заявление о смене адреса и у ответчика отсутствовали полномочия по вынесению оспариваемых решений, не принимается коллегией.
Действительно, как отмечено выше, Обществом в августе 2018 года в регистрирующий орган подано заявление по форме Р14001 о принятии решения об изменении места нахождения в связи со сменой места нахождения из города Москвы в Московскую область.
При этом, в силу положений пункта 6 статьи 17 Закона о регистрации, при принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения (адреса юридического лица, влекущего изменение места нахождения юридического лица) юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней после принятия такого решения представить в регистрирующий орган по прежнему месту нахождения заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, а также указанное решение.
На основании вышеуказанных документов регистрирующий орган в установленном порядке вносит в ЕГРЮЛ сведения о принятии юридическим лицом решения об изменении места нахождения (подпункт "в.2" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08. 2001 N 129-ФЗ).
Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются не ранее двадцать первого дня, после дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения юридического лица (статьи 190, 191 ГК РФ), в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (абзац четвертый пункта 6 статьи 17, статья 18 Закона о регистрации.
Для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в том числе, заявление по форме NР13001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25.
Однако, как верно установлено судом и следует из материалов дела, документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменилось место нахождения юридического лица с г. Москвы на Московскую область, в том числе заявление по форме Р13001, в регистрирующий орган по новому месту нахождения- МИФНС N 23 по Московской области Обществом не представлено, на налоговый учет в Московской области, оно не встало.
Учитывая данные обстоятельства, в рассматриваемом случае, МИФНС N 46 по г.Москве были установлены все необходимые условия, предусмотренные приведенными выше нормами Закона о регистрации, для принятия решения о предстоящем исключении ЗАО "Измайлово ИСГ 2" из ЕГРЮЛ.
Таким образом, заявитель, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 6 статьи 17 и пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, и направить в регистрирующий орган соответствующие достоверные сведения или завершить процедуру изменения места нахождения, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ.
Фактические обстоятельства дела, установленные судом, подтверждают соблюдение ответчиком процедуры принятия решения от 10.09.2018 N 120043 о предстоящем исключении ЗАО "Измайлово ИСГ 2" и самого исключения заявителя из ЕГРЮЛ.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение принято МИФНС N 46 по г.Москве не в рамках своей компетенции подлежит отклонению на основании следующего.
Управление ФНС России по г.Москве осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об Управлении Федеральной налоговой службы по г.Москве, утвержденным руководителем ФНС России 28.05.2012 (далее -Положение).
В соответствии с пунктами 1 и 5 Положения Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве (далее- Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через межрайонные инспекции ФНС России по г. Москве и инспекции ФНС России по г. Москве.
Управление ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков на территории г. Москвы, региональные разделы федеральных информационных ресурсов: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) (пункты 6.4.1. и 6.4.2. Положения).
МИФНС N 46 по г.Москве осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, расположенных на территории г. Москвы.
Из материалов дела следует, что местом нахождения ЗАО "Измайлово ИСГ 2" до момента его исключения из ЕГРЮЛ являлся г. Москва, с юридическим адресом: 125212, г.Москва, ул. Выборгская, 18, стр. 2.
В связи с тем, что ЗАО "Измайлово ИСГ 2" не завершило процедуру изменения адреса юридического лица, при котором изменилось бы и его место нахождения с г.Москвы на Московскую область, МИФНС N 46 по г. Москве в рамках территориальной компетенции приняла оспариваемое решение в отношении юридического лица состоящего на налоговом учете на территории г.Москвы и зарегистрированного на территории г. Москвы.
Довод ЗАО "Измайлово ИСГ 2" о регистрации юридического лица и постановке на налоговый учет в Московской области опровергаются выпиской из ЕГРЮЛ от 10.01.2019 (т.1 л.д.19-23), а также свидетельством о государственной регистрацией серия 77 N 013597662 (т.1 л.д.27) представленными в материалы дела самим заявителем.
С учетом изложенного МИФНС N 46 по г. Москве законно, обосновано и в рамках своей компетенции приняла решение о предстоящем исключении заявителя из ЕГРЮЛ.
Доводы заявителя о том, что административный порядок исключения Общества привел к ограничению его прав на занятие предпринимательской деятельностью, являются несостоятельными, поскольку права, свободы и законные интересы лиц, чьи интересы затрагиваются исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, обеспечиваются соблюдением регистрирующим органом процедуры исключения юридического лица.
В силу статьи 6 Закона о государственной регистрации, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Учитывая открытость содержащейся в ЕГРЮЛ информации и соблюдение ответчиком требований Закона об информированности Заявителя, предусмотренных пунктом 6 статьи 17 и пункта 6 статьи 11 Закона, права заявителя не могут быть признаны нарушенными.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение МИФНС N 46 по г.Москве вынесено с соблюдением норм Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, апелляционный суд, не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.07.2019 по делу N А40-30086/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.