город Ростов-на-Дону |
|
19 октября 2019 г. |
дело N А32-5992/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Краснодартеплосеть"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2019 по делу N А32-5992/2019
по заявлению акционерного общества "Краснодартеплосеть" (ИНН 2312122495, ОГРН 1052307230458)
к Региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края (ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399)
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодартеплосеть" (далее - заявитель, общество, АО "Краснодартеплосеть") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 20.11.2018 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей и прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Краснодартеплосеть" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что РЭК вынесено 10 постановлений в отношении АО "Краснодартеплосеть" по факту нарушения порядка ценообразования. Данные постановления составлены в отношении договоров, заключённых АО "Краснодартеплосеть" с ООО "Строительное управление-9 "ЮгСтройИнвест Кубань" и ООО "Строительное управление-10 "ЮгСтройИнвест Кубань", а именно по договорам N 18/18 от 19.04.2018, N 19/18 от 19.04.2018 N 20/18 от 19.04.2018, N 21/18 от 19.04.2018, N 22/18 от 19.04.2018, N 23/18 от 19.04.2018, N 24/18 от 19.04.2018, N 25/18 от 19.04.2018, N 26/18 от 19.04.2018, N 27/18 от 19.04.2018.
АО "Краснодартеплосеть" были выданы технические условия N 211-15Т*-2018 на подключение объекта "Многоэтажная жилая застройка на территории площадью 8.56 га, в районе улицы Семигорская, в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара. Литера 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10" к тепловым сетям АО "Краснодартеплосеть". Теплоснабжение объекта осуществлялось от источника теплоснабжения АО "Краснодартеплосеть" через её распределительные тепловые сети в общей (на всю застройку) точке подключения на границе земельного участка. 11.04.2018 от ООО "Строительное управление "ЮгСтройИнвест Кубань" в адрес АО "Краснодартеплосеть" поступили три письма, в которых содержался запрос на выдачу технических условий на подключение объекта: "Многоэтажная этажная жилая застройка на территории площадью 8.56 га., в районе улицы Семигорская, в Прикубанском ВО г. Краснодара" к тепловым сетям. Таким образом, первоначально технические условия были выданы и договор заключен на подключение к тепловым сетям на всю застройку. Впоследствии по инициативе ООО "ЮгСтройИнвест Кубань" нагрузка была разделена политерно. Строительство тепловых сетей для всех объектов осуществлялось единовременно на общую тепловую нагрузку (8,39 Гкал/час), в связи с чем правомерно был применён тариф на подключение для объекта с нагрузкой более 1,5 Гкал/час. По состоянию на 17.04.2019 АО "Краснодартеплосеть" осуществлено подключение земельного участка площадью 8.56 га к тепловым сетям с суммарной максимальной тепловой нагрузкой - 8,38988 Гкал/час. АО "Краснодартеплосеть" в суд первой инстанции ранее направлялись схемы, согласно которым все 10 вышеуказанных литеров подключены к тепловым сетям АО "Краснодартеплосеть" в одной точке присоединения, которая одновременно является границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. После данной точки ООО "ЮгСтройИнвест" самостоятельно осуществляет распределение тепловой нагрузки политерно. Кроме того, ООО "ЮгСтройИнвест" самостоятельно осуществляет строительство тепловых сетей для вышеуказанных литеров с суммарной нагрузкой, согласованной в выданных технических условиях.
В отзыве на апелляционную жалобу Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа департамента от 18.07.2018 N 26/2018-км в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что в договоре от 19.04.2018 N 25/18, заключенном между ООО "Строительное управление-10 "ЮгСтройИнвест Кубань (заказчик) и АО "Краснодартеплосеть" (исполнитель) определена стоимость услуг по подключению к тепловым сетям АО "Краснодартеплосеть" объекта "Многоэтажная жилая застройка на территории площадью 8,56 га, в районе улицы Семигорская в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара. Литер 5" в размере 6 691 546,87 рублей (без НДС) из расчета 9 878,28 тыс. руб. (без НДС) за 1 Гкал/ч подключаемой тепловой нагрузки. Согласно пункту 1.2 договора N 25/18 от 19.04.2018 подключаемая тепловая нагрузка объекта заказчика составляет 0,6774 Гкал/час. В соответствии с пунктом 1.3 договора N 25/18 от 19.04.2018 источником теплоснабжения принята котельная в мкр "Большая Восточно-Кругликовская" (котельная N 19, г. Краснодар, мкр. БВК).
На 2018 год приложением N 1 к приказу административного органа от 16.12.2015 N 70/2015-т "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО "Краснодартеплосеть", г. Краснодар, в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки на 2016-2018 годы" для АО "Краснодартеплосеть" (в редакции приказа РЭК - департамента от 20.12.2017 N 169/2017-т) установлена плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "Краснодартеплосеть", в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя г. Краснодара, в том числе застройщика, более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч в размере (без НДС) 9 654,01 тыс. руб. /Гкал/ч (43,31 + 9 610,70 = 9 654,01 тыс. руб. /Гкал/ч) за 1 Гкал/ч подключаемой тепловой нагрузки с учетом подземной бесканальной прокладки трубопроводов теплоснабжения с диаметром тепловых сетей 50-250 мм.
Установив, что в нарушение действующего порядка ценообразования АО "Краснодартеплосеть" произвело расчет стоимости услуг по подключению к тепловым сетям исходя из платы в соответствии с приложением N 2 к вышеуказанному приказу административного органа (если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя г. Краснодара, в том числе застройщика, превышает 1,5 Гкал/ч при наличии технической возможности подключения) в размере 9 878,28 тыс. руб. /Гкал/ч (без НДС) за 1 Гкал/ч подключаемой тепловой нагрузки с учетом подземной бесканальной прокладки трубопроводов теплоснабжения с диаметром тепловых сетей 50-250 мм., при установленном тарифе 9 654,01 тыс. руб. /Гкал/ч, административным органом по выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества составлен протокол от 20.09.2018.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 20.11.2018, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
На основании пункта 1.2 положения о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 N 652, региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - комиссия - департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 2.1 вышеуказанного положения основными задачами деятельности региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края является установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, платы, надбавок, наценок).
На основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с частями 9 и 11 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном плане. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Правительством Российской Федерации.
Пунктом 109 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 предусмотрено, что в случае отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
Таким образом, в указанном случае на основании части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 109 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе теплоснабжения, определяется в индивидуальном порядке органом регулирования тарифов.
В соответствии с пунктами 5 и 26 Правил подключения к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 после выбора заявителем теплоснабжающей организации, заключается договор о подключении к системе теплоснабжения, который содержит, в том числе, размер платы за подключение, условия, обязательства и ответственность сторон договора о подключении.
В пункте 3.1 договора N 25/18 от 19.04.2018, заключенного между ООО "Строительное управление-10 "ЮгСтройИнвест Кубань (заказчик) и АО "Краснодартеплосеть" (исполнитель) определена стоимость услуг по подключению к тепловым сетям АО "Краснодартеплосеть" объекта "Многоэтажная жилая застройка на территории площадью 8,56 га, в районе улицы Семигорская в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара. Литер 5" в размере 6 691 546,87 рублей (без НДС) из расчета 9 878,28 тыс. руб. (без НДС) за 1 Гкал/ч подключаемой тепловой нагрузки.
Согласно пункту 1.2 договора N 25/18 от 19.04.2018 подключаемая тепловая нагрузка объекта заказчика составляет 0,6774 Гкал/час.
В соответствии с пунктом 1.3 договора N 25/18 от 19.04.2018 источником теплоснабжения принята котельная в мкр "Большая Восточно-Кругликовская" (котельная N 19, г. Краснодар, мкр. БВК).
На 2018 год приложением N 1 к приказу административного органа от 16.12.2015 N 70/2015-т "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО "Краснодартеплосеть", г. Краснодар, в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки на 2016-2018 годы" для АО "Краснодартеплосеть" (в редакции приказа РЭК - департамента от 20.12.2017 N 169/2017-т) установлена плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "Краснодартеплосеть", в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя г. Краснодара, в том числе застройщика, более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч в размере (без НДС) 9 654,01 тыс. руб. /Гкал/ч (43,31 + 9 610,70 = 9 654,01 тыс. руб. /Гкал/ч) за 1 Гкал/ч подключаемой тепловой нагрузки с учетом подземной бесканальной прокладки трубопроводов теплоснабжения с диаметром тепловых сетей 50-250 мм.
Согласно представленной в материалы дела схеме тепловых сетей диаметр трубопроводов системы теплоснабжения Литера 5 составляет 100 мм, в связи с чем подлежала применению плата 9 654,01 тыс. руб./Гкал/ч за 1 Гкал/ч (без НДС), в то время как общество применило 9 878,28 тыс. руб. (без НДС) за 1 Гкал/ч подключаемой тепловой нагрузки или 10 336,87 тыс. руб. (с НДС).
Доводы жалобы о том, что строительство тепловых сетей для всех объектов осуществлялось единовременно на общую тепловую нагрузку (8,39 Гкал/час), в связи с чем обществом правомерно был применён тариф на подключение для объекта с нагрузкой более 1,5 Гкал/час, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку согласно пункту 1.2 договора N 25/18 от 19.04.2018 и техническим условиям N 211-21Т-2018 подключаемая тепловая нагрузка объекта заказчика составляет 0,6774 Гкал/час.
Платежными поручениями от 25.05.2018 N 15 и от 14.08.2018 N 55 подтверждается погашение ООО "Строительное управление-10 "ЮгСтройИнвест Кубань" установленной платы за подключение согласно утвержденному графику платежей (т. 1 л.д. 90-91, 97-98).
С учетом изложенного событие административного правонарушения, выраженного в нарушении действующего порядка ценообразования, подтверждено материалами дела.
Имея возможность для применения утвержденных в установленном порядке тарифов на услуги по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения, общество надлежащих мер, направленных на их соблюдение не предпринимало, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 23.09.2019 N 308-ЭС19-16526 по делу N А32-6118/2019.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
На основании пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей (должностным лицом) одновременно.
Таким образом, административным органом правомерно общество привлечено к ответственности отдельными постановлениями по каждому заключенному договору.
С учетом изложенного довод о том, что административным органом неправомерно общество привлечено к ответственности за одинаковые правонарушения отдельными постановлениями, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Доводов о его истечении не заявлено.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для замены штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку в материалы дела не представлены доказательства включения заявителя в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Размер назначенного обществу административного наказания определен административным органом в пределах санкции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерен его тяжести.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2019 по делу N А32-5992/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5992/2019
Истец: АО "Краснодартеплосеть"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края
Третье лицо: АО "Краснодартеплосеть"