г. Москва |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А40-84870/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Е.В.Пронниковой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТМТПУ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2019 по делу N А40-84870/19
по заявлению ООО "ТМТПУ" (ИНН 7706039958, ОГРН 1027700096302)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
об оспаривании письма N ДГИ-242490/18-(0) от 18.01.2019,
при участии:
от заявителя: |
Болдина Д.В.. по дов. от 25.03.2019 |
от ответчика: |
Руденко М.В.,по дов. от 16.01.2019 |
от третьего лица: |
Руденко М.В.,по дов. от 16.01.2019 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТМПТУ" (далее, заявитель, Общество, арендатор) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании письма Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент, арендодатель) от 18.01.2019 N ДГИ-242490/18-(0), признании за ООО "ТМПТУ" права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды от 08.02.2002 N 1-148/2002 в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год с 01.01.2016 по 31.12.2016, признании за ООО "ТМПТУ" права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды от 08.02.2002 N 1-148/2002 в размере 4500 руб. за 1 кв. м в год с 01.01.2017 по 31.12.2019.
Решением суда от 19.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика и третьего лица просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность дополнительного решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 08.02.2002 между сторонами был заключен договор аренды N 1-148/2002 (договор) нежилого помещения общей площадью 100,4 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, пер. Старомонетный, д.9, стр.1.
01.09.2015 между ними было заключено Дополнительное соглашение к договору N 01-001148/02 от 08.02.2002, которым продлен срок действия Договора аренды по 01.07.2020 года, в настоящий момент Договор является действующим.
В пункте 2 Дополнительного соглашения установлено: "С 01.09.2015 года установить ставку арендной платы за 1 кв.м в год равной 14133,00 руб. без учета НДС на основании заключения об определении рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды".
Заявитель обратился в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства через Департамент городского имущества с письмом от 24.12.2018 N ДГИ-242490/18-(0)-0 по вопросу предоставления ООО "ТМПТУ" имущественной поддержки на 2019 год.
Оспариваемым письмом от 18.01.2019 N ДГИ-242490/18-(0) Департамент городского имущества города Москвы указал, что по состоянию на 24.12.2018 задолженность по договору аренды от 08.02.2002 N 01-00148/02 составляет по арендной плате 999 366,25 руб., пени - 21 965,81 руб. Таким образом, вопрос предоставления имущественной поддержки может быть рассмотрен Комиссией при повторном обращении арендатора после полного погашении задолженности по арендной плате и пени на дату повторного обращения.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, ООО "ТМПТУ" ссылается на то, что является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем, на основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, пунктов 1 и 5 Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 18 Закона города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", имеет право на применение льготной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год с 01.01.2016 по 31.12.2016 и в размере 4500 руб. за 1 кв. м в год с 01.01.2017 по 31.12.2019.
В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП (в редакции постановления от 01.07.2016 года N 386-П) с 1 января 2014 года имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв. м в год предоставлялась субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 года N 800-ПП (в редакции постановления от 02 декабря 2016 года N 812-ПП) с 1 января 2017 года ставка арендной платы в размере 4500 рублей за кв. м в год установлена субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
В случае, если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
При этом в п. 2.1 указанного постановления предусмотрено, что ставка арендной платы, указанная в пункте 1 настоящего постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Согласно п. 5.1 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 01 июля 2013 года N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию обращение с приложением документов.
Таким образом, субъекты малого предпринимательства вправе по своему усмотрению обратиться как в Департамент городского имущества города Москвы, так и в комиссию.
Из содержания п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП следует, что ставка арендной платы, указанная в п. 1 данного постановления, устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии обращения в Межведомственную комиссию и принятии Комиссией положительного решения.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.1.4 Положения о межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, являющегося приложением к Постановление Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, Комиссия принимает решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения льготной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в год, в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства, если у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается и Обществом не опровергнуто, что у заявителя на момент обращения имелась задолженность по арендной плате.
Доводы Общества о том, что арендная плата вносилась с учетом льготной ставки, апелляционным судом отклоняются, поскольку льготная ставка Обществу не устанавливалась и, соответственно не подлежала применению.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.04.2013 N 236-ПП решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления льготной арендной ставки принимает межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, при отсутствии такового решения арендная плата подлежала внесению в полном объеме.
Кроме того, в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов, органа или организации исключительно в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 13 ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О защите конкуренции").
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", оказание поддержки субъектам малого предпринимательства должно производиться с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Согласно части 9 статьи 17.1 указанного Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ, по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом, исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Таким образом, законодателем предусмотрена возможность пролонгации договора аренды государственного имущества на новый срок без проведения торгов с добросовестным арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, при одновременном установлении размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта.
Как верно указал суд, являясь субъектом малого предпринимательства, истец реализовал свое право на перезаключение договора аренды помещения на новый срок до 01.07.2020 без торгов, тем самым реализовав преимущества, установленные статьей 53 Закона N 135-ФЗ.
Между тем оснований для неоднократного перезаключения арендаторами договоров аренды государственного и муниципального имущества, минуя конкурентные процедуры, предусмотренные частью 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции, действующим законодательством не предусмотрено.
При этом истец, не согласившийся с условиями дополнительного соглашения подписав его с разногласиями, не обратился в суд за урегулированием разногласий в порядке ст. 445 Гражданского кодекса РФ.
Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны подлежащими отклонению. Заявленные доводы свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд г.Москвы принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.07.2019 по делу N А40-84870/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84870/2019
Истец: ООО "ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОКТЯБРЬСКОЕ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ