г. Москва |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А40-250153/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2019 по делу N А40-250153/2018, принятое судьей Девицкой Н.Е. (122-2755)
по заявлению: ООО "Центр народной юридической помощи "Ваше право"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Тихонов Г.Д. по доверенности от 05.06.2019 (оригинал диплома); |
от заинтересованного лица: |
Хабаров Д.С. по доверенности от 29.11.2018 (копия диплома); |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2019, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Центр народной юридической помощи "Ваше право" (далее - Общество, заявитель) о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент, заинтересованное лицо), изложенное в письме от 11.09.2018 N 33-5-98546/18-(0)-1 и об обязаниии Департамента заключить договор купли-продажи нежилого помещения площадью 100,8 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ул. Костякова, д. 6/5.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой проси решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Департамента в судебном заседании от 10.09.2019 поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции необоснованным и незаконным, просил его отменить.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против доводов заинтересованного лица, считает решение суда первой инстанции обоснованным и законным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как установлено судом на основании материалов дела, Общество (вх. от 31.08.2018 N 33-5-98546/18-(0)-0) обратилось в Департамент по вопросу предоставления государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (далее -МСП), из государственной собственности города Москвы" (далее - государственная услуга) в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, ул. Костякова, д. 6/5.
На основании проведенной проверки Департаментом принято решение, изложенное в письме от 11.09.2018 N 33-5-98546/18-(0)-1 об отказе в предоставление государственной услуги.
В качестве основания отказа Ответчик указал на то, что ООО "Центр народной юридической помощи "Ваше право" утратило преимущественное право в соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2208 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Описанные обстоятельства явились основанием для обращения Заявителя в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом, утвержденным пунктом 1.17 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Административный регламент").
Согласно п. 2.10.1.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативными правовыми актами города Москвы.
Материалами дела установлено, что 07.06.2008 между Департаментом и Обществом был заключен договор аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, N 02-00239/08 на неопределенный срок.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.07.2208 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
01.07.2018 вступила в силу новая редакция Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, регламентирующая возможность выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемых ими нежилых помещений у государства и муниципалитетов на специальных условиях. Среди прочих изменений действующей редакцией Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена возможность повторной подачи заявления на выкуп нежилого помещения.
Федеральным законом N 185-ФЗ статья 4 Федерального закона N 159-ФЗ была дополнена ч. 10.1 согласно которой субъект МСП, утративший по основаниям, предусмотренным п. 1 или п. 2 ч. 9 ст. 4, преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, в отношении которого уполномоченным органом принято предусмотренное ч. 1 ст. 4 решение об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, вправе направить в уполномоченный орган в соответствии со статьей 9 Федеральною закона N 159-ФЗ заявление при условии, что на день подачи этого заявления арендуемое имущество, в отношении которого таким субъектом ранее было утрачено преимущественное право на его приобретение, находится в его временном владении и (или) временном пользовании в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
Таким образом, в рассматриваемом случае, пропуск субъектом МСП установленного п 2 ч. ст. 4 Федерального закона N 159-ФЗ 30-ти дневного срока при наличии условия, содержащегося в ч. 10.1 ст. 4 Федерального закона N 159-ФЗ, в своей совокупности создают условия для реализации права субъекта МСП на повторную подачу заявления о предоставлении Департаментом государственной услуги.
При этом положение ч. 10.1 ст. 4 Федерального закона N 159-ФЗ применимо при условии, что на день подачи этого заявления арендуемое имущество, в отношении которого ранее было утрачено право на выкуп, продолжает находиться в его временном владении и (или) временном пользовании в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
Кроме того, Приказом Департамента городского имущества г. Москвы от 29.10.2018 г. N 296 был утвержден Перечень объектов недвижимого (движимого) имущества, находящегося в собственности города Москвы, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и планируемых к приватизации в 2019 году.
В данном Перечне отражен адрес нежилого помещения, которое арендует Общество.
Судом установлено, что при повторной заявке от 31.08.2018, Заявитель указанным требованиям отвечал. Однако 31.08.2018 Департаментом Заявителю был направлен оспариваемый отказ.
В качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги Департамент указал на разъяснение Министерства экономического развития РФ, что не соответствует требованиям п. 2.10.1.2 Административного регламента и не может являться основанием для отказа.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права и охраняемого законом интереса, факта его нарушения и нарушения права ответчиком. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый заявителем отказ Департамента городского имущества города Москвы не соответствует положениям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Кроме того, суд первой инстанции в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ правомерно обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.02.2019 по делу N А40-250153/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-250153/2018
Истец: ООО "ЦЕНТР НАРОДНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ "ВАШЕ ПРАВО"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ