город Томск |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А27-16568/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хайкиной С.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонного) (N 07АП-9839/2019) на решение от 04.10.2019 (резолютивная часть от 06.09.2019) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16568/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Потапов А.Л.), по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонного) (650000, г. Кемерово, пр. Советский, д. 74 А, ИНН 4205168040, ОГРН 1084205020965) к обществу с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (650066, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Ленина, дом 86, квартира 18, ИНН 4205306269, ОГРН 1154205005393) о взыскании 500 рублей финансовых санкций, без вызова представителей лиц, участвующих в деле.
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, определением суда от 06.09.2019 произведена замена наименования Пенсионного фонда на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное)) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - Общество) о взыскании 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), за октябрь 2018 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 06.09.2019 Арбитражного суда Кемеровской области принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 04.10.2019 по собственной инициативе в соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 39 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8, 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает на то, что представление сведений на 1 застрахованное лицо по форме СЗВ-М тип дополняющая" от 16.01.2019, сведения о котором не были указаны в отчете по форме СЗВ-М тип "исходная" от 22.11.2018, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений за октябрь 2018 год, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 застрахованного лица впервые и с нарушением срока.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 22.11.2018 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке от 22.11.2018, унифицированным протоколом проверки отчетности от 22.11.2018 со статусом "Документ принят".
16.01.2019 Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за октябрь 2018 года на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2018 года, что подтверждается извещением о доставке от 16.01.2019, унифицированным протоколом проверки отчетности от 16.01.2019 со статусом "Документ принят".
Пенсионным фондом 28.01.2019 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18190001085.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, с учетом возражений на акт проверки страхователя, Пенсионным фондом вынесено решение от 04.03.2019 N 052S19190002354 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 рублей.
Обществу выставлено требование от 02.04.2019 N 052S01190005489 об уплате финансовых санкций в срок до 22.04.2019
Неисполнение Обществом требования в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для взыскания с Общества финансовых санкций,
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за октябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - октябрь 2018 года - не позднее 15 ноября 2018 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2018 года с нарушением установленного законом срока.
За нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года Общество было привлечено Пенсионным фондом к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в связи с чем Обществу выставлено требований об уплате финансовых санкций, на взыскание которых Арбитражным судом Кемеровской области выдан судебный приказ от 25.04.2019 по делу N А27-9385/2019.
В рассматриваемом случае Пенсионным фондом уведомление в адрес Общества об устранении имеющихся ошибок (расхождений) не направлялось, что свидетельствует о том, что Общество не было лишено возможности в порядке статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ самостоятельно произвести корректировку представленных сведений за спорный отчетный период (октябрь 2018 года).
Имеющиеся ошибки (расхождения) устранены Обществом путем представления 16.01.2019 "дополняющей формы" СЗВ-М за октябрь 2018 года.
Учитывая изложенное, Общество самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за октябрь 2018 года и предприняло меры к ее устранению путем направления "дополняющей формы" в Пенсионный фонд за этот отчетный период, который, в свою очередь, при получении дополняющих сведений провел проверку представленных дополняющих сведений и выявил указанное выше нарушение Федерального закона N 27-ФЗ, в связи с чем решением от 04.03.2019 N 052S19190002354 назначил Обществу финансовые санкции за представление страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-М за спорный отчетный период.
Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за октябрь 2018 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что Общество самостоятельно устранило допущенные ошибки в индивидуальных (персонифицированных) сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за отчетный период - октябрь 2018 года, что не опровергнуто Пенсионным фондом, тем самым Общество реализовало в порядке статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (октябрь 2018 года), откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М тип "дополняющая" от 16.01.2019) за этот отчетный период до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций за представление дополняющей формы отчётности по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчете по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2018 года, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, так как сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 застрахованного лица впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанных норм права, поскольку отсутствие в форме СЗВ-М тип "исходная" сведений об одном или нескольких застрахованных лицах не лишает страхователя права представить уточненные сведения в "дополняющей" форме отчетности, в данном случае Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции N 766н), ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
Ссылки Пенсионного фонда на то, что представление сведений не на всех застрахованных лиц не подпадает под понятие ошибок, которые можно исправить без привлечения страхователя к ответственности, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку в данном случае Общество действовало в рамках Инструкции N 766н, позволяющей страхователю представить дополняющую форму отчетности по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, при этом ответственность за представление дополняющей формы отчетности по форе СЗВ-М, законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае к страхователю финансовые санкции применяться не должны.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Пенсионному фонду правомерно отказал.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 04.10.2019 (резолютивная часть принята 06.09.2019) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N 16568/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16568/2019
Истец: УПФ РФ в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
Ответчик: ООО "Стройсервис"