город Томск |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А03-13247/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Скачковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Пигмалион" (N 07АП-9169/2019) на решение от 26.07.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13247/2018 (судья Мищенко А.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Пигмалион" (ИНН 2225060250, ОГРН 1032202272013), г. Барнаул Алтайского края к Благовещенской межрайонной прокуратуре, р.п. Благовещенка Алтайского края о признании недействительным представления Благовещенской межрайонной прокуратуры N 02-53-2018 от 28.06.2018 об устранении нарушений законодательства о лицензировании.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: - Министерство здравоохранения Алтайского края (656031, пр. Красноармейский, 95а, г. Барнаул, Алтайский край); - Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю (656011, пр. Ленина, 145, г. Барнаул, Алтайский край), - краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Благовещенская центральная районная больница" (658670, ул. Дегтярева, 14, р.п. Благовещенка, Благовещенский район, Алтайский край).
В судебном заседании приняли участие:
от Прокуратуры Алтайского края: Емельянова С.А., доверенность от 03.10.2019.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Пигмалион" (далее - Общество, ООО "ЦВМР "Пигмалион") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Благовещенской межрайонной прокуратуре о признании недействительным представления N 02-53-2018 от 28.06.2018 об устранении нарушений законодательства о лицензировании.
Определением от 17.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края из числа заинтересованных лиц исключена Благовещенская межрайонная прокуратура, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Алтайского края, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Алтайского края и Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю.
Определением от 06.12.2018 Арбитражного суда Алтайского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Благовещенская центральная районная больница" (далее - КГБУЗ "Благовещенская ЦРБ").
Решением от 26.07.2019 Арбитражного суда Алтайского края заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что для проведения прокурорской проверки требовалось принятие решения, поскольку сведения, изложенные в обращении, нельзя было подтвердить или опровергнуть без её проведения. Судом первой инстанции не дана оценка доводам общества о том, что оказание мобильной медицинской бригадой медицинской помощи носила непостоянный, кратковременный характер, что подтверждается договорами аренды, согласованным с Минздравом, в которых установлен график приезда мобильных медицинских бригад общества. Судом не учтено, что в материалах дела имеется протокольное решение от 10.04.2013, которым руководители Главного управления здравоохранения по Алтайскому краю и Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю признали соответствующей выездную деятельность общества Приказу Минздравсоцразвития N 543н, а при работе на территории медицинских и иных организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и соблюдения санитарно-эпидемиологических условий, лицензирование каждого адреса не требуется. Требование, содержащееся в представлении прокурора, затрагивает права и законные интересы общества.
Прокуратура Алтайского края в отзыве на апелляционную жалобу отклонила доводы апеллянта за необоснованностью, указав на законность выводов суда первой инстанции.
Представитель прокуратуры в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке поддержала позиции по делу, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Благовещенской межрайонной прокуратурой по обращению руководителя "Национального комитета общественного контроля" по Алтайскому краю Брындина Л.Г. проведена проверка деятельности ООО "ЦВМП "Пигмалион" на предмет законности оказания консультативно-диагностической, лечебной помощи населению в помещениях Краевого государственного учреждения здравоохранения "Благовещенская центральная районная больница".
По результатам проверки выявлено, что между КГБУЗ "Благовещенская ЦРБ" и ООО "ЦВРМ "Пигмалион" заключен договор о сотрудничестве от 01.12.2012.
На основании п. 2.1 названного договора КГБУЗ "Благовещенская ЦРБ" обязуется предоставить во временное пользование ООО "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Пигмалион" десять кабинетов по адресу: 658670, Россия, Алтайский край, Благовещенский район, р.п. Благовещенка, ул. Дегтярева, 14, для оказания консультативно-диагностической, лечебной помощи населению.
В силу положений п. 3.2 договора ООО "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Пигмалион" производит оплату за пользование кабинетами - в день консультативно-диагностического, лечебного обслуживания населения.
Согласно п. 6.1 указанного выше договора, если ни одна из сторон не заявила о досрочном расторжении договора, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
Впоследствии, 01.11.2013 между КГБУЗ "Благовещенская ЦРБ" и ООО "ЦВРМ "Пигмалион" заключен договор о сотрудничестве N 259 от 01.11.2013 (л.д. 36 -37 том 1).
В силу п. 2.1 договора о сотрудничестве N 259 от 01.11.2013 КГБУЗ "Благовещенская ЦРБ" обязуется предоставить во временное пользование ООО "ЦВРМ "Пигмалион" кабинеты N 5,17,14,38,9,22,24,13 площадью 160 м2 в помещении по адресу: 658670, Алтайский край, Благовещенский район, р.п. Благовещенка, ул. Дегтярева, д. 14 для оказания консультативно-диагностической, лечебной помощи населению, на срок не более 30 календарных дней в течение срока действия договора.
На основании п. 3.2 договора о сотрудничестве N 259 от 01.11.2013 ООО "ЦВРМ "Пигмалион" производит оплату за пользование кабинетами в размере 2236.00 (две тысячи двести тридцать шесть) рублей в день консультативно-диагностического, лечебного обслуживания населения.
Из пункта п. 6.1 договора о сотрудничестве N 259 от 01.11.2013 следует, что договор вступает в силу с момента согласования с Главным Управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности сроком на 11 месяцев. Если ни одна из Сторон не заявила о досрочном расторжении договора, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
На основании дополнительного соглашения от 01.01.2016 N 1 к договору о сотрудничестве N 259 от 01.11.2013 п. 2.1 указанного договора изменен. Согласно новой редакции КГБУЗ "Благовещенская ЦРБ" обязуется предоставить во временное пользование ООО "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Пигмалион" кабинеты N 5,17,14,38,9,22,24,13 площадью 160 м2 в помещении по адресу: 658670, Алтайский край, Благовещенский район, р.п. Благовещенка, ул. Дегтярева, 14, для оказания консультативно-диагностической, лечебной помощи населению, на срок не более 32 календарных дней, время работы с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут.
Все остальные условия договора о сотрудничестве от 01.11.2013, не затронутые настоящим дополнительным соглашением, остаются в силе, дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания.
В ходе проверки Благовещенской межрайонной прокуратурой установлено, что специалисты ООО "ЦВМР "Пигмалион" из г. Барнаула неоднократно осуществляли выезды в р.п. Благовещенка Алтайского края и прием пациентов в данном населенном пункте (консультации оказывались врачами неврологом, ангиохирургом, терапевтом, гинекологом, эндокринологом, офтальмологом и другими), проводилась ультразвуковая диагностика различных органов, забор крови, функциональная диагностика, удаление и исследование образований кожи и другие услуги в помещениях КГБУЗ "Благовещенская ЦРБ".
В ходе проверки Обществом в Благовещенскую межрайонную прокуратуру представлена копия лицензии N ЛO-22-01-004090 от 01.04.2016, выданная, бессрочно, право на осуществление медицинской деятельности любого профиля по адресу указанной организации КГБУЗ "Благовещенская ЦРБ" отсутствует, данные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении ООО "ЦВМР "Пигмалион" деятельности без специального разрешения (лицензии).
Указанное нарушение является недопустимым, поскольку создает, угрозу жизни и здоровью лиц, пользующихся медицинскими услугами ООО "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Пигмалион", несоблюдение установленных законом лицензионных требований может повлечь за собой наступление негативных для здоровья граждан последствий, что является недопустимым.
28.06.2018 Благовещенским межрайонным прокурором вынесено представление N 02-53-2018 об устранении нарушений законодательства о лицензировании со следующими требованиями: безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению обозначенных нарушений законодательства, недопущению их впредь. Рассмотреть данное представление с участием прокурора, в связи с чем, заблаговременно уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления. В силу требований статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших вышеуказанные нарушения.
Не согласившись с представлением N 02-53-2018 об устранении нарушений законодательства о лицензировании от 28.06.2018, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В соответствии со статьями 1 и 22 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Также предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина; федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 26 Закона о прокуратуре).
Согласно статье 22 Закона о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является внесение представления об устранении нарушений закона.
Согласно статье 24 названного Федерального закона представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.
Статьей 28 Закона о прокуратуре предусмотрено, что представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
Материалами дела установлено, что Благовещенским межрайонным прокурором в июне 2018 года проведена проверка по обращению руководителя представительства по Алтайскому краю межрегиональной общественной организации в области противодействия и борьбы с коррупцией "Национальный комитет общественного контроля" Брындина Л.Г. (л.д. 109-110 том 1), полагающего, что фактически ООО "ЦВМР "Пигмалион" при выездах в районы края, в том числе в Благовещенский, осуществляет медицинскую деятельность не путём работы мобильной медицинской бригады в рамках имеющейся лицензии, а посредством выездной медицинской деятельности по адресам, не указанным в лицензии.
Данная проверка проведена в соответствии с возложенными на органы прокуратуры функциями и полномочиями, в порядке Закона N 59-ФЗ.
При этом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что в данном случае не требуется принимать решение о проведении проверки, включать ее в план проверок и т.д., как ошибочно полагает Заявитель.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о том, что оказание первичной медико-санитарной помощи населению силами мобильной медицинской бригады ООО "ЦВМР "Пигмалион" в помещениях КГБУЗ "Благовещенская ЦРБ" не нарушает требований пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", при этом обоснованно руководствовался следующим.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно положениям пункта 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ соответствие соискателя лицензии требованиям, предъявляемым к нему Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации является необходимым условием для предоставления лицензии, при этом соблюдение их лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 утверждено "Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение N 291).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем юридического лица, в котором указываются, полное и сокращенное наименование юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 99-ФЗ в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются следующие сведения: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ, место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 826 утверждена типовая форма лицензии, в соответствии с которой в лицензии указывается место нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что лицензия на осуществление медицинской деятельности выдается исключительно по месту осуществления такой деятельности.
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что до переоформления лицензии лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии.
Согласно пункту 8 Положения N 291 при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами "б" - "д", "ж" и "з" пункта 7 настоящего Положения сведения (документы).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее - Положение N 543н).
В соответствии с данным Положением, первичная медико- санитарная помощь оказывается амбулаторно, в том числе по месту выезда мобильной медицинской бригады.
Порядок организации деятельности мобильной медицинской бригады установлен в Приложении N 8 к вышеназванному Положению.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 8 к Положению N 543н мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для оказания первичной медико-санитарной помощи населения, в том числе жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 8 состав мобильной медицинской бригады формируется руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения) из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием, исходя из цели ее формирования и возложенных задач, с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медико-демографических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также половозрастной, социальной структуры населения и его потребности в отдельных видах (по профилю) медицинской помощи (включая вопросы индивидуальной и групповой профилактики неинфекционных заболеваний, обучение населения правилам оказания первой помощи, консультирование по вопросам ведения здорового образа жизни).
В состав мобильной медицинской бригады по согласованию могут включаться медицинские работники других медицинских организаций.
Мобильная медицинская бригада обеспечивается транспортными средствами, в том числе специальными, оснащается медицинским оборудованием, расходными материалами, лекарственными средствами, необходимыми для оказания медицинской помощи населению в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, учебно-методическими пособиями и санитарно-просветительной литературой.
Согласно пункту 5 Положения N 543н первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается: 1) амбулаторно, в том числе: в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся; по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климатогеографических условий; 2) в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады установлены в Приложении N 8 к Положению N 543н (далее - Приложение N 8).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что место выезда мобильной медицинской бригады не охватывается нормами пункта 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ, поскольку в данном случае местом осуществления медицинской деятельности будет являться медицинская организация, где такие мобильные медицинские бригады созданы, вне зависимости от места оказания ими медицинской помощи. Следовательно, указанные мобильные медицинские бригады будут оказывать медицинскую помощь на основании и в пределах той лицензии, которую имеет медицинская организация, в структуре которой они сформированы.
Тот факт, что оказание медицинской помощи носило непостоянный характер, не подтверждает соблюдение обществом требований к формированию мобильных медицинских бригад.
Исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности N ЛO-22-01-004090 от 01.04.2016 ООО "ЦВМР "Пигмалион" осуществляет медицинскую деятельность по оказанию первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи по указанным в ней адресам, в число которых Благовещенский район не включен, в рассматриваемом случае медицинская помощь ООО "ЦВМР "Пигмалион" оказывалась на постоянной платной основе без создания мобильной медицинской бригады, суд первой инстанции законно и обоснованно сделал вывод о правомерности вынесенного представления.
Изложенное в оспариваемом представлении прокурора требование об устранении нарушений закона является нормативно обоснованным, само по себе представление прокурора является законным и исполнимым, выдано в рамках полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением закона.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.07.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13247/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Пигмалион" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13247/2018
Истец: ООО "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Пигмалион"
Ответчик: Благовещенская межрайонная прокуратура
Третье лицо: КГБУЗ "Благовещенская центральная районна больница", Министерство здравоохранения Алтайского края, Прокуратура Алтайского края, Прокуратура Томской области, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7535/19
22.10.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9169/19
26.07.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-13247/18
01.08.2018 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-13247/18