г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2019 г. |
Дело N А56-51812/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26338/2019) ОАО "Резинотехника" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2019 по делу N А56-51812/2019 (судья Коросташов А.А.), принятое
по иску ОАО "Резинотехника"
к ООО "Полимер Строй"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Открытое акционерное общество "Резинотехника" (адрес: 22120, г.Борисов Минской области, ул.Комсомольская, 82; далее - ОАО "Резинотехника", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Полимер Строй" (адрес: 194352, г.Санкт-Петербург, пр.Художников, д.41, кв.34; далее - ООО "Полимер Строй", ответчик) о взыскании 2 525 руб. 04 коп. задолженности по НДС.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 09.07.019 в виде резолютивной части суд отказал ОАО "Резинотехника" в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ОАО "Резинотехника" просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом при вынесении решения не учтены:
- положения пунктов 6.5 и 6.6 контракта от 02.06.2017 N 25-э, заключенного между ОАО "Резинотехника" (поставщик) и ООО "Полимер Строй" (покупатель);
- положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15.09.2004.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "Резинотехника" (поставщик) и ООО "Полимер Строй" (покупатель) заключен контракт от 02.06.2017 N 25-э (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта поставщик обязуется изготовить и отпустить, а покупатель принять и оплатить продукцию, количество и развернутый ассортимент которой согласовываются сторонами в спецификациях, оформляемых на каждую отгрузку, согласно разовым заявкам покупателя. Происхождение товара - Республика Беларусь. Валюта контракта - российский рубль. Цель приобретения: вывоз за пределы Республики Беларусь.
Отпуск продукции производится по ценам, согласованным в спецификации и действующим на момент получения продукции. С изменением производственных затрат цена на продукцию может изменяться (пункт 2.1 контракта).
Пунктом 2.3 контракта установлено, что общая сумма контракта будет складываться из сумм разовых спецификаций, составленных по заявкам покупателя. Ориентировочная стоимость контракта составляет 600 900 руб.
В стоимость продукции включена стоимость тары и упаковки (пункт 2.2 контракта).
Согласно пункту 4.1 контракта покупатель оплачивает поставщику за получаемую продукцию в порядке предварительной оплаты. Поставщик приступает к изготовлению продукции после получения 30% от суммы выставленного счета по разовой заявке. Оставшаяся сумма оплачивается по факту изготовления и уточнения стоимости доставки. Все расходы, связанные с переводом денежных средств, несет покупатель.
Спецификацией от 06.06.2017 N 1 к контракту предусмотрена поставка истцом в адрес ответчика товара (кольцо В-30/36-11820, уплотнение клиновое К-38-11700) на сумму 541 167 руб. 91 коп., в том числе НДС по ставке 0%.
Истцом в материалы дела представлена товарная накладная от 11.08.007 30589165, свидетельствующая о принятии товара (профиль К38/2 стоимостью 14 028 руб., в том числе НДС 0%) к доставке Кирдяновым С.В., действующим на основании доверенности от 10.08.2017 N 15, выданной ООО "Полимер Строй". В качестве основания отпуска товара указан контракт от 02.06.2017 N 25-э, грузоотправитель ОАО "Резинотехника", грузополучатель - ООО "Полимер Строй".
Спецификация к контракту на поставку указанного товара в материалах дела отсутствует.
05.02.2019 ОАО "Резинотехника" направило в адрес ООО "Полимер Строй" претензию от 04.02.2018 N 10/365, в которой указало на неисполнение ответчиком условий, предусмотренных пунктом 6.5 контракта, выразившееся в неисполнении обязательства по уплате НДС в бюджет страны покупателя в сумме 2 525 руб. 04 коп. и обязательства по оформлению заявления установленного образца о ввозе товара. ОАО "Резинотехника" обратилось к ООО "Полимер Строй" с требованием изыскать возможность исполнить взятые по контракту обязательства.
Неисполнение ООО "Полимер Строй" указанных обязательств послужило основанием для обращения ОАО "Резинотехника" в суд с иском о взыскании в его пользу с ответчика 2 525 руб. 04 коп. задолженности по НДС.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворения иска.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что исковые требования ОАО "Резинотехника" обоснованы ссылками на пункты 6.4, 6.5 контракта и Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, в выполнении работ, оказании услуг, подписанное 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь (далее - Соглашение от 15.09.2004)
Ссылка истца на Соглашение от 15.09.2004 несостоятельна, поскольку оно утратило силу в связи с вступлением в силу Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 14.07.2011 "О прекращении действия международных договоров по вопросам косвенного налогообложения".
В соответствии с пунктом 6.5 контракта покупатель не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенной продукции оплачивает НДС в размере установленном законодательством страны покупателя от суммы счета-фактуры в бюджет страны покупателя и осуществляет оформление заявления о ввозе товаров установленного образца.
Покупатель несет ответственность за неуплату, неполную уплату косвенных налогов, либо уплату в более поздний срок (пункт 6.6 контракта).
Согласно пункту 6.7 контракта в течение 5 дней с момента оформления и заверения надлежащим образом в налоговом органе страны покупателя заявления о ввозе товаров покупатель обязан выслать в адрес поставщика в электронном виде:
- заявления о ввозе товаров, экспортированных с территории Республики Беларусь на территорию страны покупателя
- сообщение о проставлении отметки налогового органа.
В материалах дела отсутствуют доказательства исполнения ответчиком указанных обязательств.
Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29.05.2014 в городе Астане (далее - Договор), определены принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи Договора взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.
Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению N 18 к настоящему Договору.
В соответствии с пунктом 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору, далее - Протокол) взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена (за исключением случая, установленного пунктом 27 настоящего Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 13.1 - 13.5 настоящего Протокола.
Для целей настоящего раздела собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком другого государства-члена, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, - комиссионером, поверенным или агентом (пункт 13.1 Протокола).
Согласно пункту 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Стоимостью приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении) является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта).
Пунктом 17 Протокола установлено, что суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.
В соответствии с пунктом 19 Протокола косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:
принятия на учет импортированных товаров;
срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.
Согласно пункту 20 Протокола налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства-члена, либо по форме, утвержденной компетентным органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
1) заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;
2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена. При наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства-члена, налоговый орган в соответствии с законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, не представляется. По договору (контракту) лизинга указанные в настоящем подпункте документы представляются при наступлении срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга;
3) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;
4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена.
Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена; в случае лизинга товаров (предметов лизинга) - договоры (контракты) лизинга; в случае товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) об изготовлении товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
6) информационное сообщение (в случаях, предусмотренных пунктами 13.2 - 13.5 настоящего Протокола), представленное налогоплательщику одного государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства-члена, о следующих сведениях о налогоплательщике третьего государства-члена и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства-члена о приобретении импортированных товаров:
номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства-члена;
полное наименование налогоплательщика (организации (индивидуального предпринимателя) государства-члена;
место нахождения (жительства) налогоплательщика государства-члена;
номер и дата договора (контракта);
номер и дата спецификации.
В силу пункта 22 Протокола в случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным пунктом 19 настоящего Протокола, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, установленного пунктом 20 настоящего Протокола, либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств-членов, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена.
Таким образом, ни контрактом, ни положениями Договора не установлена обязанность покупателя, который ввез из Республики Беларусь товары на территорию Российской Федерации, уплатить поставщику НДС при неисполнении покупателем указанных истцом обязательств.
Неисполнение ответчиком обязанности по уплате НДС является в соответствии со статьями 45, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для взыскания с него указанного налога в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2019 по делу N А56-51812/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51812/2019
Истец: ОАО "Резинотехника"
Ответчик: ООО "Полимер Строй"
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26338/19