г. Киров |
|
23 октября 2019 г. |
Дело N А82-3828/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кузьмина Дмитрия Евгеньевича
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.06.2019 по делу N А82-3828/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Кузьмина Дмитрия Евгеньевича (ИНН: 760500420265; ОГРНИП: 304760431000178)
к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН: 7604016214; ОГРН: 1027600691469)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
индивидуальный предприниматель Кузьмин Дмитрий Евгеньевич (далее - заявитель, ИП Кузьмин Д.Е., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - ответчик, Департамент, надзорный орган) от 05.02.2019 N 2.0004/19 о демонтаже рекламной конструкции.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Кузьмин Д.Е. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные Предпринимателем требования в полном объеме.
Заявитель считает, что судом первой инстанции допущено нарушение и неправильное применение норм материального права, которое выразилось в неправильном истолковании закона. По убеждению ИП Кузьмина Д.Е. спорная рекламная конструкция не является самовольно установленной, поскольку на нее выдано разрешение. Кроме того заявитель считает, что предписание от 05.02.2019 вынесено Департаментом за пределами имеющихся у него полномочий, вне рамок компетенции надзорного органа, поскольку уполномоченным органом по вынесению предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории города Ярославля является Комитет по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии города Ярославля. Также заявитель отметил, что факт выявления самовольно установленной рекламной конструкции не был актирован, акт в адрес ИП Кузьмина Д.Е. не направлялся.
Более подробно доводы Предпринимателя изложены в апелляционной жалобе.
Департамент письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.08.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.08.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.07.2015 между Комитетом по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии города Ярославля (далее - Комитет) и Предпринимателем заключен договор N 0062/15-Р на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, согласно пункту 1.1 которого ИП Кузьмин Д.Е. приобрел право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте по адресу: г. Ярославль, просп. Машиностроителей, у д. N 15, к. 2, 87,8 м от пересечения с ул. Саукова, справа при движении к просп. Авиаторов (т.2 л.д.28-41).
15.07.2015 ИП Кузьмину Д.Е. по его заявлению Комитетом выдано разрешение N 062/15 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (т.2 л.д.46-47). Согласно названному разрешению Предпринимателю предоставлено право на размещение отдельно стоящей щитовой установки большого формата/динамическая реклама (от 10 кв. м до 36 кв. м включительно), размер конструкции 2 (3 х 6) м, площадь информационного поля - 36 кв. м, месторасположение: г. Ярославль, просп. Машиностроителей, у д. N 15, к. 2, 87,8 м от пересечения с ул. Саукова, справа при движении к просп. Авиаторов (городское рекламное место 2.0033). Срок действия разрешения: с 15.07.2015 по 05.07.2020 (т.2 л.д.46-47).
05.02.2019 начальником отдела рекламы Департамента на основании части 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ) в адрес неизвестного лица вынесено предписание N 2.0004/19 о демонтаже отдельно стоящей щитовой рекламной установки большого формата по адресу: г. Ярославль, просп. Машиностроителей, у д. N 17 А, 4 м от пересечения с ул. Саукова, справа при движении к просп. Авиаторов (т.2 л.д.26-27).
Основанием для вынесения данного предписания послужило обнаружение надзорным органом факта установки и эксплуатации рекламной конструкции, на эксплуатацию которой не было выдано разрешение. Результаты осмотра рекламной конструкции зафиксированы в акте от 05.02.2019 N 2.0004/19 (т.2 л.д.84).
Посчитав, что названное предписание Департамента не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, ИП Кузьмин Д.Е., обратился в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Оспариваемое предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются положениями Закона о рекламе.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По смыслу части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ под рекламной конструкцией понимается оборудование, предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности (щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло и др.), а также иные технические средства стабильного территориального размещения. Указанное оборудование или технические средства монтируются или располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 21 статьи 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Согласно части 21.1 Закона N 38-ФЗ если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Законом Ярославской области от 28.12.2017 N 69-з "О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере рекламы" полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области в сфере рекламы, в том числе в части выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешений, перераспределены в пользу органов исполнительной власти Ярославской области, и возложены на Департамент.
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением администрации Ярославской области от 02.04.2007 N 116, участие в реализации на территории Ярославской области полномочий в сфере рекламы, перераспределенных в соответствии с Законом N 69-з, отнесено к компетенции Департамента.
Порядок организации демонтажа рекламных конструкций на территориях муниципальных районов и городских округов Ярославской области, хранения и в необходимых случаях уничтожения указанных рекламных конструкций с правом требовать возмещения понесенных в связи с этим необходимых расходов, утверждены приказом Департамента от 15.10.2018 N 15-н (далее - Приказ N 15-н).
Пунктом 1.2 Приказа N 15-н предусмотрено, что функции по выявлению рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории Ярославской области с нарушением требований законодательства о рекламе, подготовке и выдаче предписаний о демонтаже и организации демонтажа указанных рекламных конструкций, осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области с привлечением сотрудников функционально подчиненного ему государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов" в соответствии с установленной компетенцией.
Согласно пункту 2.1 Приказа N 15-н выявление незаконно установленных рекламных конструкций на территории Ярославской области осуществляется в ходе осмотра рекламных конструкций департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области и государственным бюджетным учреждением Ярославской области "Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов" (далее - уполномоченные лица) в соответствии с планом-графиком выявления незаконно установленных рекламных конструкций на территории Ярославской области, а также при поступлении информации о незаконно установленных рекламных конструкциях от органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, юридических лиц и граждан в письменной или электронной форме.
В течение 20 рабочих дней со дня составления акта осмотра рекламной конструкции уполномоченные лица осуществляют подготовку предписания о демонтаже рекламной конструкции по форме согласно приложению 2 к Порядку в двух экземплярах, один из которых хранится в государственном бюджетном учреждении Ярославской области "Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов", второй - у владельца рекламной конструкции. Предписание о демонтаже рекламной конструкции вручается владельцу рекламной конструкции, в случае невозможности вручения направляется по почте заказным письмом с уведомлением в течение трех дней с даты подписания. В случае если владелец рекламной конструкции неизвестен, предписание о демонтаже рекламной конструкции размещается в газете "Документ-Регион" и на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение десяти дней с момента подписания (пункт 3.1 Приказа N 15-н).
Пунктом 3.2 Приказа N 15-н установлено, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи (публикации) предписания о демонтаже рекламной конструкции, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи (публикации) предписания о демонтаже рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 3.3 Приказа N 15-н если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в пункте 3.2 настоящего раздела обязанность или владелец рекламной конструкции неизвестен, уполномоченные лица осуществляют подготовку предписания о демонтаже рекламной конструкции в адрес собственника или иного законного владельца недвижимого (движимого) имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества, имуществу Ярославской области, к земельному участку, государственная собственность на который не разграничена, на территории Ярославской области или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции (часть 22 статьи 19 Закона о рекламе).
Таким образом, в случае выявления факта установки и эксплуатации рекламной конструкции в отсутствие соответствующего разрешения именно Департамент вправе выдать предписание о ее демонтаже. Иная позиция заявителя подлежит отклонению в силу изложенного.
Как следует из материалов настоящего дела, приказом Департамента от 04.10.2018 N 123 утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории Ярославской области. В названную Схему включено городское рекламное место N 2.0033 по адресу: г. Ярославль, просп. Машиностроителей, у д. N 15, к. 2, 87,8 м от пересечения с ул. Саукова, справа при движении к просп. Авиаторов.
В рамках осуществления полномочий Департаментом осуществлен выезд на место установки данной рекламной конструкции с целью ее обследования, в ходе которого рекламная конструкция по вышеуказанному адресу последним не обнаружена.
Вместе с тем ответчиком установлено, что по адресу: г. Ярославль, просп. Машиностроителей, у д. N 17 А, 4 м от пересечения с ул. Саукова, справа при движении к просп. Авиаторов, размещена рекламная конструкция. Сведения о собственнике названной рекламной конструкции на рекламной установке отсутствовали, имелась только табличка "ДВА СЛОНА". Результаты осмотра оформлены актом от 05.02.2019.
В реестре выданных разрешений сведения о выданном организации "ДВА СЛОНА" действующем разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Ярославль, просп. Машиностроителей, у д. N 17 А, 4 м от пересечения с ул. Саукова, справа при движении к просп. Авиаторов, отсутствуют. Разрешение выдано ИП Кузьмину Д.Е. на иное включенное в схему размещения рекламных конструкций место 2.0033 по адресу: г. Ярославль, просп. Машиностроителей, у д. N 15, к. 2, 87,8 м от пересечения с ул. Саукова, справа при движении к просп. Авиаторов.
Фактическое месторасположение спорной рекламной конструкции зафиксировано ответчиком в акте осмотра от 05.02.2019, в последующем подтверждено актом от 01.04.2019 выполнения замеров места установки рекламной конструкции, а также справкой об определении мест установки рекламных конструкций (т.2 л.д.88-90). Факт отклонения установки рекламной конструкции от места, указанного в схеме размещения рекламных конструкций и в выданном Предпринимателю разрешении, подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств.
Принимая во внимание действующее правовое регулирование рассматриваемых отношений в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд первой инстанции правомерно признал, что выявленная Департаментом рекламная конструкция установлена без соответствующего разрешения и подлежит демонтажу.
Таким образом, вопреки позиции заявителя, у надзорного органа имелись достаточные правовые и фактические основания для выдачи предписания о демонтаже спорной рекламной конструкции. Департамент, как требуют положения части 5 статьи 200 АПК РФ, обосновал и доказал размещение обнаруженной им рекламной конструкции по адресу, не соответствующему разрешению от 15.07.2015. Соответствующие доказательства представлены в материалы дела.
Оснований для иных выводов апелляционный суд из материалов настоящего дела не усматривает.
Поскольку собственника рекламной конструкции на момент ее обнаружения установить не удалось, Департамент в соответствии с пунктом 3.1 Приказа N 15-н вынес оспариваемое предписание в адрес неизвестного лица с последующим его опубликованием в газете "Документ-Регион" и размещением на официальном сайте Департамента в сети "Интернет".
Предполагая, что рекламная установка принадлежит Предпринимателю, Департамент вручил представителю последнего предписание от 05.02.2019, что заявителем по существу не оспорено. При этом в любом случае указанные в апелляционной жалобе обстоятельства относительно вручения предписания не препятствуют реализации права на судебную защиту. Соответствующее право заявителем реализовано в рамках настоящего дела.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.06.2019 по делу N А82-3828/2019 следует оставить без изменения, оснований для удовлетворения жалобы Предпринимателя у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы Предпринимателя составляет 150 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена Предпринимателем на общую сумму 300 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 150 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.06.2019 по делу N А82-3828/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кузьмина Дмитрия Евгеньевича - без удовлетворения.
Возвратить Кузьмину Дмитрию Евгеньевичу (ИНН: 760500420265; ОГРНИП: 304760431000178) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 (сто пятьдесят) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 15.08.2019 N 1862.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3828/2019
Истец: ИП Кузьмин Дмитрий Евгеньевич
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6833/19
21.06.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-3828/19
06.06.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3134/19
01.03.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-3828/19