г. Челябинск |
|
24 октября 2019 г. |
Дело N А34-1595/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Махровой Н.В. и Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Захарцевым Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 13 августа 2019 г. по делу N А34-1595/2019.
В заседании посредством использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Бутынцева Т.М. (доверенность от 11.10.2018);
индивидуального предпринимателя Окулова Андрея Геннадьевича - Окулова Л.Е. (доверенность от 20.03.2019),
Индивидуальный предприниматель Окулов Андрей Геннадьевич (далее - истец, ИП Окулов А.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Курганская генерирующая компания" (далее - ответчик, ПАО "КГК") об обязании надлежащим образом исполнить договор теплоснабжения N ЭС1КТВ1Г0000005111 от 10.05.2018, а именно, обеспечить подачу тепловой энергии к зданию по адресу: г. Курган, ул. Климова, д. 82. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Кургана, открытое акционерное общество "Зауральский торговый дом".
Решением Арбитражного суда Курганской области от 13.08.2019 (резолютивная часть объявлена 06.08.2019) исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением суда, ПАО "КГК" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Ответчик считает, что поскольку спорный участок трубопровода не был подготовлен к приему коммунального ресурса, ПАО "КГК" не имеет возможности осуществить подачу тепловой энергии. Вывод суда о том, что несмотря на подписанную сторонами схему разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, обязанность по обеспечению надлежащего состояния, обслуживания и содержания законом участка сети, не имеющего владельца, возлагается на теплоснабжающую организацию, противоречит нормам материального права. Участок тепловых сетей от запорной арматуры (врезки около зданий N 63а, N 63 по ул. Климова) вдоль здания N 63а до здания N 82 по ул. Климова в г. Кургане не находится в границах балансовой принадлежности ПАО "КГК". Судом первой инстанции не установлено, что участок тепловых сетей, не принадлежащий ПАО "КГК", имеет статус бесхозяйного имущества, а органом местного самоуправления определено лицо, обязанное осуществлять их содержание и обслуживание, а также о том, что участок тепловых сетей не находится в составе реестров муниципального, федерального имущества либо во владении юридических или физических лиц. Таким образом, суд первой инстанции счел доказанным наличие статуса бесхозяйной вещи у участка тепловой сети от запорной арматуры (врезки около зданий N 63а, N 63 по ул. Климова) вдоль здания N 63а до здания N 82 по ул. Климова в г. Кургане при отсутствии соответствующих доказательств.
В судебном заседании представитель ПАО "КГК" поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. Представитель истца возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. С учетом мнения явившихся представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц. Судебное заседание проведено посредством видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 153.1 АПК РФ. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта. Как следует из материалов дела, 10.05.2018 между ИП Окуловым А.Г. (потребитель) и ПАО "КГК" (теплоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения N ЭС1КТВ1Г0000005111, согласно которому теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию, а потребитель обязуется оплачивать тепловую энергию.
Договор заключен на теплоснабжение административного здания, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Климова, 82.
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 договора теплоснабжающая организация обязуется обеспечивать подачу потребителю тепловой энергии в согласованных объемах, а также обеспечить надежность теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, правилами организации теплоснабжения, иными нормативными правовыми актами РФ.
Ненадлежащее исполнение своих обязательств ПАО "КГК" по обеспечению подачи потребителю тепловой энергии, послужило основанием для обращения ИП Окулова А.Г. в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой тепловой энергии и теплоносителя, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N190-ФЗ) закреплены следующие понятия определений: теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения наряду с прочими являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (статья 3 Закона о теплоснабжении). Частью 2 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении закреплено, что в сфере теплоснабжения действует система регулярного контроля за ее функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей, в том числе которые совершаются путем создания препятствий доступу к услугам в сфере теплоснабжения. Следовательно, на заявителя возложена обязанность по соблюдению основополагающих принципов законодательства о теплоснабжении, в том числе принципа обеспечения надежности теплоснабжения. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Согласно части 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении закреплено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Пунктом 2 Правил N808 даны следующие определения понятиям:
"акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок;
"граница балансовой принадлежности" - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании;
"граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности;
"точка поставки" - место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о теплоснабжении в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из толкования данных норм права следует, что организацией, эксплуатирующей бесхозяйный участок сети, является теплосетевая или теплоснабжающая организация, тепловые сети которой соединены с указанными бесхозяйными сетями. Эксплуатация сети включает в себя ее использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.
При этом возникающие потери в наружных тепловых сетях относятся к издержкам теплоснабжающих организаций, которые должны учитываться при установлении тарифов и косвенно компенсироваться всеми абонентами. Судом установлено, что тепловая трасса от ТП N 44 до запорной арматуры, расположенной около здания N N 63а, 63 по ул. Климова в г. Кургане принадлежит ПАО "КГК" (свидетельство о государственной регистрации права - т. 1, л.д. 57). Участок трубопровода от указанной запорной арматуры далее вдоль задания N 63а и до здания N 82 по ул. Климова в г. Кургане не находится в чьем либо владении (выписка из ЕГРН NКУВИ-001/2019-13804395 от 19.06.2019, т. 1, л.д.169). Тепловые сети от наружной стены здания N82 по ул. Климова принадлежат ИП Окулову А.Г. (схема разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям - т. 1, л.д. 16).
Ответчик ПАО "КГК" является единой теплоснабжающей организацией в г. Кургане. Кроме того, ответчик ПАО "КГК" также является теплосетевой организацией, оказывая услуги, в том числе, по передаче тепловой энергии, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ, а также представленные документы - Свидетельство о государственной регистрации права собственности, технический паспорт на сооружение - тепловую трассу от теплопункта N 44, протяженностью 826 м, расположенных по ул. Куйбышева в г. Кургане, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйным участком сетей.
Ранее, по договору энергоснабжения N 4445 от 28.08.2009 с предыдущим собственником здания по адресу Климова, 82 - гр. Никифоровой Людмилой Максимовной, поставка тепловой энергии фактически ответчиком осуществлялась, бесхозяйный смежный участок сети эксплуатировался (что не оспаривается представителем ответчика ПАО "КГК" - (аудиозапись протокола судебного заседания от 06.08.2019).
При этом, ответчик по своей инициативе не принимал какие-либо меры в целях определения статуса фактически используемого им бесхозяйного участка тепловой сети. Зная о невозможности надлежащим образом исполнять условия договора теплоснабжения N ЭС1КТВ1Г0000005111 от 10.05.2018, в связи с неподготовленностью тепловых сетей к началу отопительного сезона 2018 г., ПАО "КГК" не предпринималось и до настоящего времени не предпринимается каких-либо действий по передаче бесхозяйных сетей для их эксплуатации и включения соответствующих затрат в тариф, не обеспечивается обслуживание бесхозяйного участка тепловой сети.
Деятельность ПАО "КГК" предполагает наличие у ответчика организационных и технических возможностей для обеспечения надлежащей эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры, посредством которой теплоснабжающие и теплосетевые организации осуществляют коммерческую деятельность по обеспечению абонентов тепловой энергией и теплоносителем. Ответчик осуществляет фактическую эксплуатацию бесхозяйного участка тепловой сети в целях исполнения договорных обязательств и получения прибыли при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (статья 234 ГК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации электросети (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее сети, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких сетей и получает выгоду от их эксплуатации.
По общему правилу, исходя из содержания части 4 статьи 8, части 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении, содержание тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), осуществляется лицами, осуществляющими их эксплуатацию и регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Таким образом, достигается баланс интересов сторон, поскольку в отличие от потребителя, ресурсоснабжающая организация имеет возможность для компенсации соответствующих затрат, поэтому она наряду с муниципальным образованием, на территории которого находятся бесхозяйные сети, должна предпринимать меры для передачи таких сетей себе на обслуживание.
В связи с чем, несмотря на подписанную сторонами схему разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям и отсутствие на балансе ответчика ПАО "КГК" бесхозяйного участка тепловых сетей, обязанность по обеспечению надлежащего состояния, обслуживанию и содержанию бесхозяйного участка тепловой сети, расположенной между точками балансовой принадлежности - запорной арматуры, расположенной в районе здания по ул. Климова N 63А и наружной стены здания N 82 по ул. Климова, проходящей через территорию земельного участка по ул. Климова, 63А, законом возлагается на ответчика.
Вопреки доводам подателя жалобы, законодательством не ставится вопрос об исполнении обязательства по обслуживанию теплоснабжающей, теплосетевой организацией бесхозяйного участка тепловой сети в зависимость от соблюдения определенного порядка принятия указанного участка сетей на учет в качестве бесхозяйного. Данная обязанность вытекает из договора теплоснабжения, заключенного сторонами и системного толкования правовых норм в сфере теплоснабжения.
Довод ответчика о том, что органом местного самоуправления не установлено, что участок тепловых сетей, не принадлежащий ПАО "КГК", имеет статус бесхозяйного имущества, а органом местного самоуправления определено лицо, обязанное осуществлять их содержание и обслуживание, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно статье 548 ГК РФ правила договоров энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Абонент обязан оплатить фактически принятое количество энергии (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Как указывает истец, со своей стороны им приведена в технически исправное состояние система теплопотребления, осуществлена промывка и гидравлические испытания энергоустановок в пределах эксплуатационной ответственности, в подтверждение чего в материалы дела представлены договоры, заключенные между предпринимателем и специализированными организациями, акты выполненных работ, платежные поручения (т.2, л.д. 12-19). С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО "КГК" - без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13 августа 2019 г. по делу N А34-1595/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1595/2019
Истец: Окулов Андрей Генадьевич
Ответчик: ОАО "Курганская генерирующая компания"
Третье лицо: Администрация города Кургана, государственной регистрации, кадастра и картографии", ОАО "ЗАУРАЛЬСКИЙ ТОРГОВЫЙ ДОМ", ПАО Курганская генерирующая компания, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"