г. Москва |
|
24 октября 2019 г. |
Дело N А41-24849/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от КУИ администрации городского округа Люберцы: Мялов С.Д. по доверенности от 10.07.2019, диплом о высшем образовании;
от ООО "Д.В.Н.": Беляева Елена Николаевна - генеральный директор, приказ от 17.04.2018;
от администрации городского округа Люберцы: Мялов С.Д. по доверенности от 11.10.2019, диплом о высшем образовании.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации городского округа Люберцы и комитета по управлению имуществом администрации городского округа Люберцы
на решение Арбитражного суда Московской области
от 14 августа 2019 года по делу N А41-24849/19,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Д.В.Н."
к администрации городского округа Люберцы и комитету по управлению имуществом администрации городского округа Люберцы
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Д.В.Н." (далее - ООО "Д.В.Н.", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации городского округа Люберцы Московской области (далее - администрация г.о. Люберцы, администрация, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение администрации г.о. Люберцы, оформленное в виде письма от 26.02.2019 N 693/1-1-9 об отказе в предоставлении государственной услуги по возмездному отчуждению недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства из государственной или из муниципальной собственности в отношении нежилых помещений, общей площадью 91,8 кв.м. (литер А, 1-й эт., пом. 2 к. 1-6), расположенных в здании по адресу Московская область г.о. Люберцы 3-е почтовое отделение, д. 6, по заявлению от 13.02.2019 N 693/1-1-9.
- обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Д.В.Н." путем направления (выдачи) проекта договора купли-продажи указанного выкупаемого недвижимого имущества в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Определением Арбитражного суда Московской области от 17 июля 2019 года по делу N к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению имуществом администрации городского округа Люберцы (далее - КУИ администрации г.о. Люберцы, комитет).
Впоследствии ООО "Д.В.Н." уточнило заявление и просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение администрации, оформленное в виде письма от 26.02.2019 N 693/1-1-9 об отказе в предоставлении государственной услуги по возмездному отчуждению недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства из государственной или из муниципальной собственности в отношении нежилого помещения, общей площадью 91,8 кв.м (литер А, 1-эт., пом. II, к.1-6), расположенного в здании по адресу: Московская область, городской округ Люберцы, г. Люберцы, 3-е почтовое отделение, д. 6, по заявлению вх.N 693/1-1-9 от 13.02.2019;
- определить стоимость нежилого помещения, общей площадью 91,8 кв.м (литер А, 1-эт., пом.II, к.1-6), расположенного в здании по адресу: Московская область, городской округ Люберцы, г. Люберцы, 3-е почтовое отделение, д. 6 в сумме 4 920 000 руб. без учета НДС на основании заключения эксперта по делу А41-24849/19;
- обязать КУИ администрации г.о. Люберцы в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу направить в адрес ООО "Д.В.Н." проект договора купли-продажи недвижимого имущества - нежилого помещения, общей площадью 91,8 кв.м (литер А, 1-эт., пом. II, к.1-6), расположенного по адресу: Московская область, городской округ Люберцы, г. Люберцы, 3-е почтовое отделение, д. 6 по цене 4 920 000 руб. без учета НДС с рассрочкой платежа сроком на пять лет (т. 2 л. д. 118).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 августа 2019 года по делу N А41-24849/19 заявление удовлетворено (т. 2 л. д. 122-125).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Комитет также обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации городского округа Люберцы и КУИ администрации городского округа Люберцы поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО "Д.В.Н." возражал против доводов апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между администрацией муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Д.В.Н." (арендатор) заключен договор аренды здания, объекта, сооружения, нежилого помещения от 20.12.2007 N 949, по условиям которого арендодатель на основании постановления Главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 20.12.2007 N 2590-ПГ при участии организации передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Люберцы, п/о 3, дом 6. (т. 1 л. д. 45-50).
12 февраля 2019 года являясь субъектом малого предпринимательства ООО "Д.В.Н." обратилось в администрацию с заявлением о выкупе арендуемых нежилых помещений в порядке Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (т. 1 л. д. 26).
Администрация письмом от 26.02.2019 N 693/1-1-9 в выкупе арендуемых нежилых помещений было отказано, указав, что в 2016 году общество уже обращалось с заявкой на выкуп арендуемого помещения, в результате администрацией было принято постановление от 27.10.2016 N 2618-ПА, утверждены условия приватизации, 07.11.2016 обществу направлено предложение о заключении договора купли-продажи с проектом договора. Между тем, договор обществом не был подписан. В связи с этим, администрация считает, что общество утратило преимущественное право на приобретение спорного помещения по своей инициативе (т. 1 л. д. 24-25).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Д.В.Н." в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 624 ГК РФ в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
- арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления;
- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
- сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частью 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
В пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что при применении положений статьи 3 Закона арбитражным судам следует иметь в виду, что субъект малого или среднего предпринимательства пользуется правом на приобретение только при условии, что он является арендатором по договору аренды недвижимого имущества (заключенному как с указанием срока аренды, так и на неопределенный срок), действующему на момент принятия соответствующим органом решения о приватизации данного имущества (в том числе и по договору аренды, действие которого возобновлено на неопределенный срок по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). Перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, определен в Законе исчерпывающим образом (в частности, не имеет значения наличие или отсутствие в договоре аренды условия о выкупе арендуемого имущества). Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
Как следует из материалов дела, отказывая в выкупе арендуемых нежилых помещений администрация указала, что в 2016 году общество уже обращалось с заявкой на выкуп арендуемого помещения, в результате администрацией было принято постановление от 27.10.2016 N 2618-ПА и утверждены условия приватизации, а 07.11.2016 обществу направлено предложение о заключении договора купли-продажи с проектом договора. Между тем, договор обществом не был подписан. В связи с этим, администрация считает, что общество утратило преимущественное право на приобретение спорного помещения по своей инициативе.
В соответствии с положениями Закона N 159-ФЗ, имеется 2 пути предоставления преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества:
- уполномоченные органы направляют арендаторам предложения о заключении договоров купли - продажи государственного или муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества (часть 1 статьи 4 Закона N 159-ФЗ);
- субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
Частями 2 и 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии:
1) арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Ссылка заинтересованного лицо ссылается об утрате преимущественного право на приобретение арендуемого имущества является необоснованной в связи со следующим.
В силу части 10.1 статьи 4 Закона N 159-ФЗ, субъект малого или среднего предпринимательства, утративший по основаниям, предусмотренным пунктом 1 или пунктом 2 части 9 статьи 4, преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, в отношении которого уполномоченным органом принято предусмотренное частью 1 статьи 4 решение об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, вправе направить в уполномоченный орган в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона заявление при условии, что на день подачи этого заявления арендуемое имущество, в отношении которого таким субъектом ранее было утрачено преимущественное право на его приобретение, находится в его временном владении и (или) временном пользовании в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации (от 14.08.2018 N Д13и-442) положение части 10.1 статьи 4 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ не применимо в случае, когда заявление было направлено субъектом малого или среднего предпринимательства по своей инициативе в соответствии со статьей 9 Закона N 159-ФЗ и субъект малого или среднего предпринимательства утратил преимущественное право на приобретение арендуемого имущества по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 4 Закона N 159-ФЗ.
При этом положениями части 10.1 статьи 4 Закона N 159-ФЗ возможность реализации субъектом малого предпринимательства, ранее утратившего право выкупа арендованного имущества по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 4 закона N 159-ФЗ, своего право на повторную подачу такого заявления не ставится в зависимость от того, кто ранее был инициатором заключения договора купли - продажи арендованного имущества, уполномоченный орган или сам субъект малого предпринимательства.
Иных оснований для отказа в выкупе арендуемых нежилых помещений администрацией не представлено.
На дату подачи заявления спорное нежилое помещение находится в пользовании заявителя на основании договора аренды, задолженность по арендным платежам отсутствует.
Таким образом, отказ заявителю в реализации его преимущественного права на приобретение арендованного имущества является незаконным.
Согласно выводам, изложенным в экспертном заключении проведенном по настоящему делу, рыночная стоимость нежилого помещения, площадью 91,8 кв.м. (эт. 1, пом. XI, комн. 1-6), расположенного по адресу: Московская обл., г.о. Люберцы, г. Люберцы, ул. 3 -е Почтовое Отделение, д. 6 по состоянию на дату подачи заявления (13.02.2019) составляет 4 920 000 руб. без учета НДС, 5904000 руб. с учетом НДС (т. 2 л. д. 76-116).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобах, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителями апелляционных жалоб не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 августа 2019 года по делу N А41-24849/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московской округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24849/2019
Истец: ООО "Д. В. Н."
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Люберцы
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21840/19
26.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21840/19
24.10.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18515/19
14.08.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-24849/19
01.04.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-24849/19