г. Пермь |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А60-45456/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Ю.В. Шаркевич М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моор О.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 ноября 2023 года
по делу N А60-45456/2023
по первоначальному заявлению Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
о признании недействительным решения о привлечении Уральского межрегионального управления Росприроднадзора к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования,
по встречному заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)
о взыскании финансовых санкций в сумме 3 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным решения N 075S19230018145 от 24.07.2023.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области обратилось с встречным заявлением о взыскании с Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования финансовых санкций в сумме 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 ноября 2023 года в удовлетворении первоначально заявленных требований отказано. Встречные заявленные требования удовлетворены; с Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457) в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области взысканы финансовые санкции в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать решение недействительным, в удовлетворении встречных требований отказать.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что представление дополняющей формы СЗВ-М за ноябрь 2021 г. на 6 застрахованных лиц не было связано с направлением ОСФР по Свердловской области уведомления от 06.12.2022 N 10-05-144448. Требований о внесении страхователем изменений в форму СЗВ-М за ноябрь 2021 года электронное письмо Фонда не содержало. Уведомление от 06.12.2022 N 10-05-144448 "Отработка списков по форме СЗВ-ТД", направленное в адрес Управления 13.12.2022 также не содержало требований о внесении изменений в СЗВ-М за ноябрь 2021 года. При этом, срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных сведениях до их обнаружения ПФР и представить в ПФР достоверные сведения, Федеральным законом N 27-ФЗ и Инструкцией N 211н не установлен. В рассматриваемом случае корректировка представленных Управлением сведений за ноябрь 2021 года по фактам, изложенным в оспариваемом решении, произведена страхователем самостоятельно.
Фонд с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области 24.07.2023 вынесено решение о привлечении Уральского межрегионального управления Росприроднадзора к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 3 000 рублей за несвоевременное представление дополняющей формы СЗВ-М за отчетный период ноябрь 2021 года согласно п. 2-2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Не согласившись с решением от 24.07.2023 N 075S19230018145 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Неисполнение в добровольном порядке требования от 17.08.2023 N 075S01230021035 об уплате финансовых санкций в срок до 20.09.2023, явилось основанием для обращения Фонда в суд с встречным исковым требованием о взыскании суммы штрафа.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях Управления состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в связи с чем в удовлетворении первоначальных требований было отказано, встречные требования о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений удовлетворены
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, соблюдение судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2023) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с положениями статей 5 и 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять контроль за правильностью и своевременностью представления страхователями сведений.
Согласно части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ установлено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России N 211н от 22.04.2020, дополнена положением о том, что, в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
При этом, В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Судом первой инстанции установлены, материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто следующее.
Страхователь первоначально представил сведения по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2021 года на 239 застрахованных лиц в установленный срок - 06.12.2021.
Фондом была проведена сверка представленных страхователем сведений по формам СЗВ-ТД и СЗВ-М за 2021 год, в том числе, по форме СЗВ-М за период ноябрь 2021 г., в результате которой выявлены несоответствия между формами СЗВ-ТД и СЗВ-М по 11 работникам.
Соответствующее уведомление от 06.12.2022 N 10-05-144448 с приложением списка лиц, в отношении которых выявлено нарушение, получено Управлением 08.12.2021.
22.02.2023, после получения от Фонда уведомления от 06.12.2022 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями имеющимися в Отделении Фонда, Управлением была представлена форма СЗВ-М за ноябрь 2021 года с типом формы "дополняющая" в отношении 6 застрахованных лиц (указанных в Уведомлении об устранении ошибок от 06.12.2022).
То есть в данном случае Управлением форма отчетности СЗВ-М подана в связи с выявлением ошибок Фондом и после получения уведомления об этом, то есть ошибки выявлены страхователем не самостоятельно, что вины страхователя в подаче им неполных и (или) недостоверных сведений исключать не может. Корректирующие сведения направлены в фонд с нарушением пятидневного срока для предоставления уточненных сведений, установленного частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Ссылки Управления на то, что уведомление должно содержать требование о внесении изменений в сведения СЗВ-М за ноябрь 2021 г. судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку Фондом предложено представить справленную отчетность либо по форме СЗВ-ТД, либо за соответствующие периоды 2021 г. по формам СЗВ-М.
Таким образом, факт нарушения подтвержден материалами дела.
При этом суд первой инстанции обосновано исходил из того, что нарушение страхователем совершено в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей, доказательств обратного не представлено.
Более того, судом первой инстанции учтено, что страхователь имел возможность представить данные сведения до направления Фондом Уведомления от 06.12.2022, учитывая, что с момента представления исходной формы СЗВ-М за ноябрь 2021 года до представления дополняющей формы СЗВ-М за ноябрь 2021 года прошло более года.
Доказательств наличия обстоятельств, исключающих вину плательщика в совершении правонарушения, не представлено, в связи с чем к нему применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Поскольку у Фонда имелись законные основания для привлечения Управления к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, встречные требования о взыскании финансовых санкций в размере 3000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года удовлетворены судом правомерно.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 ноября 2023 года по делу N А60-45456/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-45456/2023
Истец: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО и социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ