г. Владимир |
|
15 марта 2024 г. |
Дело N А43-18254/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2024.
Полный текст постановления изготовлен 15.03.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Фесфарм" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2023 по делу N А43-18254/2023,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Фесфарм" (ОГРН 1027700265537, ИНН 7730066624) о признании незаконными акта от 17.03.2023 и требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области от 17.03.2023 N Сл-998-206709/23.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Компания "Фесфарм" - Шагина О.Ю. по доверенности от 01.06.2022 N 12/22 сроком действия до 01.06.2025;
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области - Михеева В.В. по доверенности от 20.12.2023 N 114 сроком действия до 31.12.2024.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - Фонд) на основании приказа от 21.02.2023 N 71-о, приказа от 01.03.2023 N 87-о в отношении филиала общества с ограниченной ответственностью "Компания "Фесфарм" - "Фесфарм НН" (далее - Общество) проведена проверка использования средств обязательного медицинского страхования.
В ходе проверки установлено нарушение филиалом Общества пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), пункта 203 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", раздела III Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2021-2022 годы, выразившееся в неправомерном произведении расходов на оплату страховой премии по договорам страхования гражданской ответственности арендаторов (полис страхования гражданской ответственности) арендованных нежилых помещений в сумме 56 100 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования (пункт 1.2 заключения); нарушение пункта 186 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", раздела III Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2021-2022 годы, выразившееся в неправомерном произведении расходов на общую сумму 35 791 руб. 11 коп. на приобретение страховых сертификатов (страхование груза), страхователем по данным сертификатам является транспортная компания, с которой у медицинской организации заключен договор на экспедиционные услуги; условиями договора расходы на страхование груза не предусмотрены (пункт 1.3 заключения); нарушение пункта 186 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", раздела III Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2021 - 2022 годы, выразившегося в неправомерном произведении расходов на размещение рекламно-информационных материалов (объявлений о вакансиях) на общую сумму 41 801 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования (пункт 1.4 заключения).
Результаты проверки отражены в акте от 17.03.2023 N 14 проведения выездной комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования.
На основании указанного акта Фондом в адрес Общества выставлено требование от 17.03.2023 N Сл-998-206709/23, согласно которому в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ Обществу в срок до 31.03.2023 надлежало восстановить на счет Фонда средства, использованные не по целевому назначению, выявленные при проведении комплексной проверки за период с 01.04.2021 по 31.12.2022.
Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным акта Фонда от 17.03.2023 в части пунктов 1.2, 1.3 и 1.4 заключения и требования Фонда от 17.03.2023 N Сл-998-206709/23 о взыскании с филиала Общества средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в части пунктов 1, 2, 4, на общую сумму 133 692 руб. 11 коп., суммы штрафа, начисленной на сумму нецелевого использования денежных средств, в части пунктов 1, 2, 4, на общую сумму 13 369 руб. 21 коп. (10% от суммы средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению).
Решением от 04.12.2023 Арбитражный суд Нижегородской области прекратил производство по делу в части требования Общества о признании недействительным акта проведения выездной комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в филиале Общества от 17.03.2023 N 14 в части подпунктов 1.2, 1.3, 1.4 пункта 1 заключения на общую сумму 133 692 руб. 11 коп., составленного Фондом. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что акт проверки по своей правовой природе является процессуальным документом, в котором излагаются установленные в ходе проверки обстоятельства, в том числе факт совершения правонарушения.
По мнению Общества, поскольку акт проверки Фонда, содержащий обязательное для Общества исполнение требования о возврате средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате соответствующего штрафа обладает всеми признаками ненормативного правового акта, предусмотренными статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), он может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество считает, что судом первой инстанции незаконно отказано в признании недействительными выводов Фонда о нецелевом расходовании денежных средств в части расходов на оплату страховых премий по договорам страхования гражданской ответственности арендаторов по договорам страхования муниципального недвижимого имущества в сумме 56 100,00 руб., произведенных за счет средств обязательного медицинского страхования.
Заявитель апелляционной жалобы поясняет, что для Общества условия обязательного страхования, возложенные на него договорами аренды муниципального имущества (целевая аренда под оказание медицинской помощи), соответствующими типовым договорам, являются обязательными и законодательно установленными. Согласно пункту 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает прочие расходы (неограниченный перечень), в связи с чем, по мнению Общества, оплата страховой премии по договорам страхования гражданской ответственности арендаторов относится к прочим затратам на содержание недвижимого имущества, которые прямо предусмотрены пунктами 192, 203 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правил N 108н.).
Общество обращает внимание на то, что указанные нежилые помещения используются им для размещения отделений гемодиализа в соответствии с целевым назначением нежилых помещений, предусмотренных заключенными договорами аренды.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы части 1 статьи 431 ГК РФ, что привело к принятию необоснованного решения в части отказа Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным затрат, произведенных Обществом на подбор медицинского персонала, на общую сумму 41 801 руб.
Общество ссылается на то, что согласно подпункту 8 пункта 195 Приказа N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются прочие затраты на общехозяйственные нужды.
По мнению Общества, суд первой инстанции неправомерно отнес заключенные Обществом договоры по подбору медицинского персонала к информационно-рекламной деятельности.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Фонда в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, возражениях на отзыв, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания подпункта 12 части 7 статьи 34, части 11 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ следует, что Фонд на основании данных норм права осуществляет следующие полномочия страховщика: контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) страховыми медицинскими организациями (медицинскими организациями), в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об ОМС; предъявляет к страховой медицинской организации (медицинской организации) требования о возврате в бюджет фонда средств, перечисленных указанным лицам по договорам о финансовом обеспечении ОМС и на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, использованных не по целевому назначению.
Данные полномочия территориального фонда осуществляются в соответствии Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н).
Согласно пункту 47 Порядка N 255Н возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федерального 3аконом N 326-ФЗ.
В соответствии с абзацем 5 пункта 46 Порядка N 255н в случае несогласия с результатом рассмотрения фондом письменных возражений на акт проверки страховая медицинская организация (филиал страховой медицинской организации, медицинская организация) вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке.
Таким образом, акт проверки Фонда - это окончательный документ, который подписывается от имени контролирующего органа должностными лицами, содержит выводы, на основании которых Фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, а также властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению (часть 12 статьи 38, часть 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
Следовательно, акт проверки Фонда является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2021 N 302-ЭС20-23020.
Вывод суда первой инстанции о том, что оспоренный Обществом акт проверки не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в судебном порядке, ошибочен, основан на неверном толковании положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и норм материального права.
В этой связи решение суда первой инстанции относительно прекращения производства по делу в части требования о признании недействительным акта от 17.03.2023 N 14 проведения выездной комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в филиале Общества, вынесенного Фондом, в части пунктов 1.2, 1.3 и 1.4 заключения подлежит отмене. Данное требование Общества подлежит рассмотрению по существу.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Федеральным законом N 326-ФЗ.
Статьей 3 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных Федерального закона N 326-ФЗ.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования.
Тариф на оплату медицинской помощи включает в себя: 1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона; 2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 35 Федерального закона; 3) расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда (пункт 186 Приказа N 108н).
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий.
Территориальная программа ОМС является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ), и включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой ОМС, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2020 N 1086 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Общество включено в перечень медицинских организаций Нижегородской области, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2021 год.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.12.2021 N 1243 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Общество включено в перечень медицинских организаций Нижегородской области, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2022 год.
Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2021 год заключено 30.12.2020.
Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2022 год заключено 30.12.2021.
В разделе 3 Тарифного соглашения на каждый год в период 2021 -2022 годов закреплено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
Частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно пункту 42.3 Порядка N 255н при наличии фактов нецелевого использования средств ОМС, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств ОМС с требованием о возврате медицинской организацией средств ОМС, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств ОМС, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Таким образом, средства ОМС используются медицинскими организациями в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, перечнем расходов, включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, тарифными соглашениями; относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию в соответствии с их целевым назначением.
Как следует из материалов дела, Фондом в ходе комплексной проверки использования средств ОМС установлено нарушение филиалом Общества пункта 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пункта 203 Приказа N 108н, раздела III Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2021-2022 годы, выразившееся в неправомерном произведении расходов на оплату страховой премии по договорам страхования гражданской ответственности арендаторов (полис страхования гражданской ответственности) арендованных нежилых помещений в сумме 56 100 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования (пункт 1.2 заключения акта от 17.03.2023 N14).
Так, Обществом (арендатор) на основании договоров от 27.02.2012 N 74062, от 01.11.2012 N 1/2170, от 01.12.2022 N 36/2 арендованы нежилые помещения, расположенные по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, наб. Окская, д. 5; г. Нижний Новгород, ул. Дьяконова, д.2/6, соответственно.
По условиям указанных договоров арендатор обязуется за свой счет застраховать нежилое помещение.
Между Обществом и акционерным обществом "Альфа Страхование" заключены договоры страхования гражданской ответственности арендатора:
- от 20.11.2021 N 5491R/791/0098/21 (помещение по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Дьяконова д.2/6, литер А), страховая премия 17550 руб., срок действия договора до 24.11.2022;
- от 20.11.2021 N 5491R/791/0098/21 (помещение по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Окская набережная д.5), страховая премия 10500 руб., срок действия договора до 24.11.2022;
- от 17.11.2022 N 5491R/791/500042/22 (помещение по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Дьяконова д.2/6, литер А), страховая премия 17550 руб., срок действия договора до 24.11.2023;
- от 17.11.2022 N 5491R/791/500043/22 (помещение по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Окская набережная д.5), страховая премия 10 500 руб., срок действия договора до 24.11.2023.
В соответствии с пунктом 2 статьи 927 ГК РФ обязательное страхование - страхование в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц.
Пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) устанавливает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
При этом положениями Закона об организации страхового дела не определено, что заключение договора гражданской ответственности арендаторов арендованных нежилых помещений является обязательным.
Согласно пункту 4 статьи 935 ГК РФ в случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования имущества - на договоре с владельцем имущества или на учредительном документе юридического лица, являющегося собственником имущества, такое страхование не являются обязательным в смысле настоящей статьи и не влечет последствий, предусмотренных статьей 937 настоящего Кодекса, то есть заключение договора страхования гражданской ответственности арендатора помещения является факультативным.
В силу пунктов 203 Правил N 108н затраты на содержание объектов недвижимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат: 1) затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности; 2) затраты на аренду недвижимого имущества; 3) затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество, закрепленное за медицинской организацией или приобретенное медицинской организацией за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки; 4) затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с санитарными правилами и нормами; 5) прочие затраты на содержание недвижимого имущества.
Затраты на добровольное страхование (в силу договора) не указаны в качестве составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования.
Позиция Фонда о том, что перечень расходов, входящих в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе в части определения "прочие расходы", не является открытым, является верной, поскольку целью ежегодно принимаемой территориальной программы ОМС выступает покрытие текущих расходов на непосредственное (текущее) оказание медицинской помощи застрахованным лицам при наступлении страхового случая (статьи 3 и 4 Федерального закона N 326-ФЗ) с обязательным соблюдением базовых принципов ОМС, перечисленных в статье 4 Федерального закона N 326-ФЗ.
Согласно письму Минздрава России от 31.12.2020 N 11-7/И/2-20700 "О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи" и письму Минздрава России от 13.01.2022 N 11-7/И/2-275 "О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 - 2024 годы", "прочие расходы на содержание недвижимого имущества" включает в себя расходы на текущий ремонт, выделяемые в составе иных расходов на текущую деятельность.
Поскольку заключение договоров гражданской ответственности арендаторов арендованных нежилых помещений не являлось обязательным в силу закона, произведенные Обществом расходы на уплату страховой премии по вышеуказанным договорам являются нецелевым использованием средств ОМС. В этой связи пункт 1.2 заключения акта от 17.03.2023 N 14 является законным и обоснованным.
Доводы Общества об обратном основаны на неверном толковании совокупности положений действующего законодательства.
Ссылка на постановление администрации г. Н.Новгорода от 07.08.2014 N 3089 "Об утверждении типовых форм договоров" судом первой инстанции обоснованно отклонена, поскольку названное постановление не относится к федеральным законам о конкретных видах обязательного страхования.
Фондом в ходе проверки установлено нарушение Обществом пункта 186 Приказа N 108н, раздела III Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2021-2022 годы, выразившееся в неправомерном произведении расходов на общую сумму 35 791 руб. 11 коп. на приобретение страховых сертификатов (страхование груза), страхователем по данным сертификатам является транспортная компания, с которой у медицинской организации заключен договор на экспедиционные услуги; условиями договора расходы на страхование груза не предусмотрены (пункт 1.3 заключения акта проверки от 17.03.2023 N14);
Как следует из материалов дела, между Обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Т.Л.К. ЛОГИСТИК СЕРВИС" (исполнитель) 07.09.2017 заключен договор (с ежегодной пролонгацией), в соответствии с которым последним оказывались экспедиционные услуги - транспортировка медикаментов.
По страховому сертификату N 15589/43395 страхователем является общество с ограниченной ответственностью "Т.Л.К.ЛОГИСТИК СЕРВИС" (исполнитель экспедиционных услуг), выгодоприобретателем выступало общество с ограниченной ответственностью "Клиника эфферентной терапии "НЕФРОС" - собственник груза.
По страховому сертификату N 15589/43407 страхователем является общество с ограниченной ответственностью "Т.Л.К.ЛОГИСТИК СЕРВИС" (исполнитель поставщик экспедиционных услуг), выгодоприобретателем выступало общество с ограниченной ответственностью ООО "ФЕСФАРМ-ХОЛДИНГ" (собственник груза).
По страховому сертификату N 15589/43412 страхователем является общество с ограниченной ответственностью "Т.Л.К.ЛОГИСТИК СЕРВИС" (исполнитель экспедиционных услуг), выгодоприобретателем выступало общество с ограниченной ответственностью "ФЕСФАРМ-СЕРВИС" (собственник груза).
По страховому сертификату N 15589/43418 страхователем является общество с ограниченной ответственностью "Т.Л.К.ЛОГИСТИК СЕРВИС" (исполнитель экспедиционных услуг), выгодоприобретателем выступало общество с ограниченной ответственностью "ФЕСФАРМ-ХОЛДИНГ" (собственник груза).
По страховому сертификату N 15589/43428 общество с ограниченной ответственностью "Т.Л.К.ЛОГИСТИК СЕРВИС" (исполнитель экспедиционных услуг), выгодоприобретателем выступало общество с ограниченной ответственностью "ФЕСФАРМ-СЕРВИС" (собственник груза).
По страховому сертификату N 15589/43402 страхователем общество с ограниченной ответственностью "Т.Л.К.ЛОГИСТИК СЕРВИС" (исполнитель экспедиционных услуг), выгодоприобретателем выступало Общество (собственник груза) (поставщик товаров общество с ограниченной "ФЕСФАРМ-ХОЛДИНГ").
По страховому сертификату N 15589/43447 общество с ограниченной ответственностью "Т.Л.К.ЛОГИСТИК СЕРВИС" (исполнитель экспедиционных услуг), выгодоприобретателем выступало общество с ограниченной ответственностью "ФЕСФАРМ-СЕРВИС" (собственник груза).
По страховому сертификату N 15589/43442 общество с ограниченной ответственностью "Т.Л.К.ЛОГИСТИК СЕРВИС" (исполнитель экспедиционных услуг), выгодоприобретателем выступало общество с ограниченной ответственностью "ФЕСФАРМ-СЕРВИС" (собственник груза).
Условиями перечисленных договоров не предусмотрена обязанность Общества осуществлять расходы по страхованию груза поставщика.
Между тем согласно выпискам банка Обществом произведена оплата за возмещение по страхованию грузоперевозки на сумму 35 791 руб. 11 коп.
В силу пунктов 204 Правил N 108н затраты на содержание объектов движимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат: 1) затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт движимого имущества; 2) затраты на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания движимого имущества, не отнесенные к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги); 3) затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения движимого имущества, закрепленного за медицинской организацией или приобретенного медицинской организацией за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества; 4) затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств; 5) прочие затраты на содержание движимого имущества; 6) затраты на арендную плату, в том числе на финансовую аренду объектов (лизинг), а также выкуп предмета лизинга в соответствии со статьей 624 ГК РФ, при отсутствии у медицинской организации в течение трех месяцев просроченной кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования с ограничением платежа в размере до одного миллиона рублей в год за один объект лизинга. В случае наличия у медицинской организации просроченной кредиторской задолженности в течение трех месяцев, то расходы на финансовую аренду объектов (лизинг) или приобретение предмета лизинга включаются в размере, не превышающем ста тысяч рублей.
Затраты на страхование груза в связи с осуществлением перевозок не указаны в качестве составляющей тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования, в том числе в структуре транспортных расходов.
Поскольку страхование грузов не являлось обязательным в силу закона, и такая обязанность не была возложена на Общество по договору с экспедиционной компанией, произведенные Обществом расходы по вышеуказанным договорам являются нецелевым использованием средств ОМС. В этой связи пункт 1.3 заключения акта от 17.03.2023 N 14 является законным и обоснованным.
В данной части доводов апелляционная жалоба Общества не содержит.
В ходе проверки Фондом установлено нарушение Обществом пункта 186 Приказа N 108н, раздела III Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2021 - 2022 годы, выразившегося в неправомерном произведении расходов на размещение рекламно-информационных материалов (объявлений о вакансиях) на общую сумму 41 801 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования (пункт 1.4 заключения акта от 17.03.2023 N14).
Из материалов дела следует, что Обществом в 2021 и 2022 годах заключены договоры на оказание информационных услуг, направленных на подбор медицинского персонала, в том числе:
- от 21.07.2021 N Н-5242, заключенный с индивидуальным предпринимателем Захаровой С.А. на размещение рекламы в газете "Все вакансии Нижнего";
- от 03.03.2021 N 285, заключенный с индивидуальным предпринимателем Грязновой Г.Ю. на оказание услуг по размещению информационных материалов в газете "Вестник вакансий и услуг "Хорошая работа";
- от 24.09.2021 N 124, заключенный с индивидуальным предпринимателем Павлиной Н.В. на размещение объявлений в газете "Работа в Нижнем Новгороде", "Отдел кадров. Найди любимую работу!";
- лицензионный договор N Л-165/2020, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "РДВ-софт", на реализацию базы данных для ЭВМ на условиях простой (неисключительной) лицензии (право использования базы данных Rabota.ru).
По существу приобретенные Обществом услуги носят информационный характер и направлены на подбор персонала.
Между тем, расходы, произведенные на названные цели, не связаны с оказанием медицинской помощи по ОМС либо с обеспечением функционирования медицинской организации в целом, ввиду того, что не являются обязательным условиям для продолжения ее функционирования.
В силу части 7 статьи 35 Федерального закона 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи не включает в себя расходы на изготовление и размещение информационного материала по подбору персонала.
По смыслу Правил N 108н расходы на публикацию информационных сообщений не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Эти затраты не являются необходимыми и не включены в территориальную программу ОМС.
В этой связи пункт 1.4 заключения акта от 17.03.2023 N 14 является законным и обоснованным.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно требованию Фонда от 17.03.2023 N Сл-998-206709/23 с Общества подлежат взысканию средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в части пунктов 1, 2, 4, на общую сумму 133 692 руб. 11 коп.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств ОМС Обществу правомерно начислен штраф в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ в сумме 13 369 руб. 21 коп.
Обстоятельств карательного характера назначенного заявителю размера штрафа не установлено. Доказательства тяжелого финансового положения Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах акт выездной комплексной проверки от 17.03.2023 N 14 в части подпунктов 1.2, 1.3, 1.4 пункта 1 заключения на сумму 133 692 руб. 11 коп. и требование Фонда от 17.03.2023 N Сл-998-206709/23 в оспоренной части являются законными и не нарушающими права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в части прекращения производства по делу в части требования Общества о признании недействительным акта выездной комплексной проверки от 17.03.2023 N 14 в части подпунктов 1.2, 1.3, 1.4 пункта 1 заключения на сумму 133 692 руб. 11 коп., на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Общества в этой части удовлетворению не подлежит, поскольку её доводы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество. Неверно уплаченная по платежному поручению от 19.12.2023 N 2280 государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2023 по делу N А43-18254/2023 отменить в части прекращения производства по делу в части требования общества с ограниченной ответственностью "Компания "Фесфарм" о признании недействительным акта выездной комплексной проверки от 17.03.2023 N14 в части подпунктов 1.2, 1.3, 1.4 пункта 1 заключения на сумму 133 692 руб. 11 коп., составленного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Компания "Фесфарм" в отмененной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2023 по делу N А43-18254/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Фесфарм" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Фесфарм" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, неверно уплаченную по платежному поручению от 19.12.2023 N 2280.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18254/2023
Истец: ООО "Компания "Фесфарм"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области