г. Москва |
|
24 октября 2019 г. |
Дело N А41-22000/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Межрайонной ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1: Курылева А.В., по доверенности от 04.09.2019, Никитин К.А., по доверенности от 20.05.2019, Кутузов А.А., по доверенности от 20.02.2019, диплом о высшем юридическом образовании;
от АО "МКБ "Факел": Морозова Е.С., по доверенности от 15.10.2018;
от Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области: Исаева О.А., по доверенности от 17.09.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 и Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2019 по делу NА41-22000/19 по заявлению АО "МКБ "Факел" к МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения к Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области об обязании,
УСТАНОВИЛ:
АО "МКБ "Факел" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения от 28.09.2018 N 10-21/32 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения УФНС России по Московской области от 12.12.2018 N 07-12/126448@, к Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем внесения соответствующих изменений в карточки расчетов с бюджетом, отразив отсутствие задолженности АО "МКБ "Факел" по земельному налогу за 2014 год в виде недоимки в размере 43 611 227 руб., 1 703 019 руб. пеней, 477 689 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2019 года по делу N А41-22000/19 заявленные требования удовлетворены в части. Суд решил: признать недействительным решение МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 28.09.2018 N 10-21/32 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в редакции решения УФНС России по Московской области от 12.12.2018 N 07-12/126448@, в части доначисления 1 703 019 руб. пеней по земельному налогу и 477 689 руб. штрафа. Обязать Межрайонную ИФНС России N 13 по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "МКБ "ФАКЕЛ" путем внесения соответствующих изменений в карточки расчетов с бюджетом, отразив отсутствие у АО "МКБ "ФАКЕЛ" за 2014 год задолженности по пеням по земельному налогу в сумме 1 703 019 руб. и по штрафу в сумме 477 689 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением в части удовлетворения заявленных требований, Межрайонная ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 и Межрайонная ИФНС России N 13 по Московской области обжаловали его в апелляционном порядке.
Общество представило в материалы дела отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит отказать в их удовлетворении.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционных жалоб и отзыва на них соответственно.
В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части в соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (в настоящее время -МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1) проведена выездная налоговая проверка АО "МКБ "ФАКЕЛ" по вопросам правильности исчисления налогов и сборов за период 2014-2016 гг., по результатам которой составлен акт от 03.07.2018 N 10-19/15 и вынесено решение от 28.09.2018 N 10-21/32 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением обществу доначислено 43 611 227 руб. земельного налога, начислено 1 703 019 руб. пеней, общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в штрафа в размере 3 821 512 руб.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 12.12.2018 N 07-12/126448@ оспариваемое решение от 28.09.2018 N 10-21/32 изменено в части размера штрафа, штраф снижен до 477 689 руб. В остальной части решение от 28.09.2018 N 10-21/32 оставлено без измерения и вступило в законную силу.
Полагая указанное решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:010302:83 и 50:10:010302:84. Земельные участки расположены по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Академика Грушина, вл. 33 и вл. 41, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации существующих зданий и строений лабораторно - испытательной базы.
Являясь плательщиком земельного налога, АО "МКБ "Факел" представило в Межрайонную ИФНС России N 13 по Московской области 26.01.2015 первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, исчислив к уплате и уплатив в бюджет земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 50:10:010302:83 в сумме 15 024 767 руб. и по земельному участку с кадастровым номером 50:10:010302:84 в сумме 39 489 266 руб., по ставке 1,5%, установленной решением от 27.11.2009 N 48/3 Совета депутатов муниципального образования городской округ Химки Московской области.
30.11.2015 общество представило в МИФНС России N 13 по Московской области уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год (корректировка N 2), заявив к уплате земельный налог в сумме 10 902 806 руб., применив при расчете налога налоговую ставку 0,3%.
На основании решения от 06.04.2016 N 1166 платежным поручением от 22.04.2016 N 861859 Межрайонная ИФНС России N 13 по Московской области произвело возврат АО "МКБ "Факел" 43 611 227 руб. земельного налога.
В ходе выездной налоговой проверки МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 сделан вывод о неправомерном применении АО "МКБ "Факел" при исчислении земельного налога за 2014 год налоговой ставки 0,3%, что повлекло доначисление 43 611 227 руб. земельного налога, начисление 1 703 019 руб. пеней, привлечения общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 3 821 512 руб.
Из оспариваемого решения следует, что АО "МКБ "Факел" создано в результате преобразования ФГУП "Машиностроительное конструкторское бюро "Факел" им. академика П.Д. Грушина" и является его правопреемником.
Обосновывая правомерность применения в 2014 году при исчислении земельного налога налоговой ставки 0,3%, заявитель указывает, что при подаче уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год руководствовался пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, п. 5 ст. 27, ст. 93 ЗК РФ, ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", ст. 3 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности", а также сложившейся на момент подачи уточненной налоговой декларации судебной практики.
Оспаривая доводы заявителя, инспекция указывает, что общество является собственником спорных земельных участков и, следовательно, земельные участки не находятся в государственной (муниципальной) собственности и не признаны ограниченными в обороте.
Инспекция считает, что при таких обстоятельствах, а также с учетом положений ст. ст. 388, 389 НК РФ, ст. ст. 27, 93 ЗК РФ у общества отсутствует право на применение налоговой ставки по земельному налогу в размере 0,3%, поскольку спорные земельные участки не находятся в государственной (муниципальной) собственности и не признаны ограниченными в обороте.
Перечисленные обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют об отсутствии у налогоплательщика права на применение в 2014 году налоговой ставки 0,3% при расчете земельного налога по спорным земельным участкам.
Признавая указанные выводы обоснованными, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 ст. 389 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Таким образом, положения пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ устанавливают, что для применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельного участка должны одновременно соблюдаться два условия: земельный участок должен быть ограничен в обороте и предоставлен для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Пунктом 2.7 решения от 27.11.2009 N 48/3 Совета депутатов муниципального образования городской округ Химки Московской области установлена налоговая ставка от кадастровой стоимости земельных участков в размере 0,3 процента - в отношении земель, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи (изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности соответствующими объектами, поименованными в этом пункте).
Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, основанием для признания нахождения земельных участков в статусе ограниченных в обороте, согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, является принадлежность земельных участков к государственной или муниципальной собственности, а не к частной собственности.
Поскольку спорные земельные участки в 2014 году принадлежали обществу на праве собственности, то в силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ такие участки не являлись ограниченными в обороте, и, следовательно, не выполнена совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ для применения пониженной ставки земельного налога.
То обстоятельство, что общество было создано в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, не может служить основанием для вывода о нахождении спорных земельных участков в собственности Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (статья 1 Закона о приватизации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона о приватизации хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, установленном статьей 11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Согласно абзацу 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (м
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22000/2019
Истец: АО "МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "ФАКЕЛ" ИМЕНИ АКАДЕМИКА П.Д.ГРУШИНА"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 1, Межрайонная инспекция Федеральнойналоговой службы N13 по Московской области, Межрайонная ИФНС России по крупнейшимналогоплательщикам N1
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 13 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 1