г. Санкт-Петербург |
|
22 марта 2024 г. |
Дело N А56-106089/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.,
при участии:
от заявителя: Самойлова И.П. по доверенности;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2142/2024) акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 2.12.2023 по делу N А56-106089/2023, принятое
по заявлению акционерного общества "Объединенная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Объединенная энергетическая компания" (далее - АО "Объединенная энергетическая компания", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС, ответчик) от 24.10.2023 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3089/2023, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда от 26.12.2023 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "Объединенная энергетическая компания" подана апелляционная жалоба. В жалобе ее податель ссылается на отсутствие состава вмененного административного правонарушения. Также Общество полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба Ямщиковой Д.Б. с информацией о нарушении Обществом положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 05.09.2022 между Ямщиковой Д.Б. и АО "Объединенная энергетическая компания" заключен договор N 577-0102-22/ТП об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "земельного участка", расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Гончаровское сельское поселение", район пос. Ляйпясуо, СНТ "Буревестник", участок N 142, кадастровый N 47:01:1538001:71, присоединяемая мощность 15 кВт.
Пунктом 5 договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты заключения договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 05.09.2022, дата окончания - 06.03.2023.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении АО "Объединенная энергетическая компания" требований Правил N 861, в связи с чем в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-3089/2023 по статье 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 17.10.2023 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 047/04/9.21-3089/2023.
Постановлением Управления от 24.10.2023 N 047/04/9.21-3089/2023 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 26.12.2023 в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 (шесть) месяцев.
Судом первой инстанции установлено, что 05.09.2022 между Обществом и Ямщиковой Д.Б. заключен договор N 577-0102-22/ТП.
Датой начала исполнения обязательств со стороны АО "Объединенная энергетическая компания" является 05.09.2022, дата окончания - 06.03.2023.
Между тем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями договора, не осуществлено.
Факт нарушения сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения по договору подтверждается материалами административного дела и установлен судом первой инстанции, что образует событие вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие в действиях Общества вины во вмененном правонарушении отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Из пояснений, представленных Обществом в Управление, следует, что поскольку внутренние сети 0,4 кВ находятся на балансе СНТ "Буревестник", Обществом в целях выполнения мероприятий по договору направлено в СНТ письмо от 20.10.2022 о согласовании присоединения энергопринимающих устройств Ямщиковой Д.Б. опосредованно через сети СНТ "Буревестник". В связи с отсутствием ответа от СНТ "Буревестник" сотрудники Общества выехали на осмотр энергопринимающих устройств заявителя и сетей 0,4 кВ садоводства, о чем 09.12.2022 составлен акт. Общество повторно письмом от 06.04.2023 обратилось к председателю СНТ "Буревестник" с уведомлением о подключении заявителя, однако фактическое присоединение осуществлено не было, о чем составлен акт недопуска к электроустановке от 19.04.2023. СНТ "Буревестник" письмом от 02.05.2023 N 6 сообщило о невозможности присоединения заявителя до 01.09.2023 в связи с отсутствием решения общего собрания садоводов. Поскольку СНТ "Буревестник" сообщило о невозможности присоединения энергопринимающих устройств Ямщиковой Д.Б., Общество 01.09.2023 обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к СНТ "Буревестник" о понуждении председателя садоводства о подключении Ямщиковой Д.Б. к электрическим сетям, а также направило Ямщиковой Д.Б. для подписания дополнительное соглашение о продлении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта.
Вместе с тем, направление писем от 20.10.2022 и 06.04.2023 в адрес СНТ "Буревестник" не может быть признано достаточными мерами для исполнения сетевой организацией своих обязательств по договору технологического присоединения.
Подача искового заявления 01.09.2023 в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области о понуждении председателя СНТ "Буревестник" о присоединении энергопринимающих устройств Ямщиковой Д.Б. через сети СНТ "Буревестник" осуществлена уже после истечения установленного договором срока технологического присоединения (до 06.03.2023), что также не свидетельствует о принятии сетевой компанией своевременных и достаточных мер, направленных на соблюдение Правил N 861 и договора.
Заключение с Ямщиковой Д.Б. дополнительного соглашения о продлении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта (письмо от 07.09.2023 исх. N 50-01-09/1882) не может свидетельствовать об отсутствии вины сетевой компании, так как пункт 16 Правил N 861 не предусматривают возможности продления 6-месячного срока исполнения договора технологического присоединения.
Таким образом, вина Общества установлена административным органом и судом и подтверждается материалами дела.
Оценив представленные в материалы доказательства, а также факт неоднократного привлечения Общества к ответственности за аналогичные правонарушения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Административный штраф назначен Обществу в размере 300 000 руб., что составляет половину от минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, является справедливой и соразмерной характеру совершенного заявителем правонарушения и согласуется с принципами юридической ответственности.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда от 26.12.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2023 года по делу N А56-106089/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Объединенная энергетическая компания"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-106089/2023
Истец: ОАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УФАС ЛО
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9308/2024
16.07.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2142/2024
22.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2142/2024
26.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-106089/2023