Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2019 г. N 09АП-53596/19
г. Москва |
|
29 октября 2019 г. |
Дело N А40-80462/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Александровой Г.С., Алексеевой Е.Б. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г.Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.07.2019 по делу N А40-80462/19 по иску ООО Фирма "ИВОЛГА" (ИНН 7726041480, ОГРН 1037739239020) к Департаменту городского имущества г.Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) третье лицо: Правительство г.Москвы о признании права на применение льготной арендной ставки и обязании произвести перерасчет,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Семенова А.В. - по доверенности от 23.01.2019 г., Талызина Н.В. - по доверенности от 23.01.2019
от ответчика: Апрелов С.А. по доверенности от 29.11.2018, диплом ДВС 1097827 от 09.04.2001,
от третьего лица: Апрелов С.А. по доверенности от 09.09.2019, диплом ДВС 1097827 от 09.04.2001,
УСТАНОВИЛ:
ООО Фирма "ИВОЛГА" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права на предоставление льготной ставки арендной платы по договору аренды N 06-00457/06 от 24.05.2006 г. в сумме 3 500 руб. 00 коп. за 1 кв.м в год в период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.; в сумме 4 500 руб. 00 коп. за 1 кв.м в год в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. и обязании произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 06-00457/06 от 24.05.2006 г. за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. исходя из ставки арендной платы в сумме 3 500 руб. 00 коп. за 1 кв.м в год, и за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. исходя из ставки арендной платы в сумме 4 500 руб. 00 коп. за 1 кв.м в год.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, а выводы, к которым суд пришел при принятии судебного акта не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, полагает, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального права, ввиду чего, суд пришел к ошибочным выводам, а потому решение Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2019 года подлежит отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения обязательств по договору аренды нежилого помещения, от 24.05.2006 N 06-00457/06 с учетом дополнительного соглашения к нему ответчик (арендодатель) предоставил истцу (арендатору) во временное пользование нежилое помещение площадью 60,5 кв.м, расположенное в здании по адресу: г. Москва, ул. Домодедовская, д. 27. Договор заключен на срок до 09.09.2020 (в редакции дополнительного соглашения от 02.09.2015) и прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию.
В соответствии п. 2 дополнительного соглашения от 02.09.2015 ставка арендной платы по договору за 1 кв. м. в год, установлена сторонами с 02.09.2015 в сумме 8 643 руб. без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования помещением.
В соответствии с п. 6.1 Договора, за объект аренды величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на дату заключения настоящего договора и не может снижена.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы", являются нормативными актами, на основании которых устанавливаются права и обязанности сторон.
Между тем, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В соответствии с п. 6.1 Договора, за объект аренды величина арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на дату заключения договора и не может быть снижена.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что признание за истцом права на применение ставки арендной платы в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 и пункта 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Кроме того суд первой инстанции также указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424- ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" и Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 01.01.2014 субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, предоставлена имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. 00 коп. за 1 кв.м в год в период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.; в размере 4 500 руб. 00 коп. за 1 кв.м в год в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г.
Из материалов дела следует, что занимаемое истцом по договору нежилое помещение находится в имущественной казне города Москвы и передано ответчику без проведения торгов, а площадь арендуемого объекта нежилого фонда до 300 кв.м.
Таким образом, суд первой инстанции исходил из того, что подписание дополнительного соглашения от 09.02.2016 не лишает ответчика права на имущественную поддержку, ответчик не оспаривает установление рыночной ставки арендной платы в определенном размере, такая ставка будет применяться при утрате права на льготу, а признание за обществом права на применение ставки арендной платы за 1 кв.м в год, в соответствии с положениями п. 1.1 и п. 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается Департаментом городского имущества города Москвы в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Проверив правильность выводов суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что они сделаны при неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, и приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований, на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках исполнения обязательств по договору аренды нежилого помещения, от 24.05.2006 N 06-00457/06 с учетом дополнительного соглашения к нему ответчик (арендодатель) предоставил истцу (арендатору) во временное пользование нежилое помещение площадью 60,5 кв. м, расположенное в здании по адресу: г. Москва, ул. Домодедовская, д. 27. Договор заключен на срок до 09.09.2020 (в редакции дополнительного соглашения от 02.09.2015) и прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию.
Согласно пункту 6.1 договора, размер арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на дату заключения настоящего договора и не может быть снижена, являющимся не неотъемлемой частью договора.
В соответствии п. 2 дополнительного соглашения от 02.09.2015 ставка арендной платы по договору за 1 кв. м. в год, установлена сторонами с 02.09.2015 в размере 8 643 руб. без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права пользования помещением.
В соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом, исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, при соблюдении следующего условия: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" срок действия договора аренды, заключенного между сторонами данного спора, Дополнительным соглашением от 02.09.2015, подписанным обеими сторонами продлен до 01.09.2020, и кроме того указанным соглашением с 02.09.2015 установлена ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонда в размере 8 643 руб. за 1 кв. м в год без НДС (п. 2 Дополнительного соглашения от 02.09.2015).
Таким образом, продление срока действия договора аренды предполагает установление рыночной ставки арендной платы.
При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения, а потому выводы суда первой инстанции, относительно того, что заключение дополнительного соглашения о продлении срока аренды не является обстоятельством, свидетельствующим об утрате права на имущественную поддержку субъекту малого предпринимательства, поскольку изменений в статусе общества не произошло, и условия договора сторонами не изменялись и продолжают действовать, судебная коллегия находит ошибочными и противоречащими нормам гражданского законодательства.
В силу положений статей 8 и 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" непосредственно Департамент правомочен проводить мероприятия по оценке сдаваемых в аренду объектов государственного имущества и определению рыночной стоимости годовой арендной платы.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, в редакции от 02.12.2016, с 01.01.2017 имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 рублей за кв. м в год предоставлена, в частности, субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1).
При этом пунктом 1(1) названного Постановления, вступившим в силу с 01.01.2017, установлено, что в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 постановления.
Пункт 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП предусматривает, что имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1), оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) Постановления.
В силу пункта 5.1 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент или Комиссию обращение с приложением необходимых документов.
Поскольку договором аренды от 24.05.2006 г. N 06-00457/06 в редакции дополнительного соглашения от 02.09.2015 арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка в данном случае может предоставляться истцу только в порядке, предусмотренном пункте 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, то есть на основании решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, принимаемого Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства на основании заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления истцу имущественной поддержки.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, 29.09.2015 г. истец обращался с заявлением N ДГИ-147034/15 в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки на 2015 г., также повторно 01.12.2017 г. истец обращался с заявлением N ДГИ-268736/17-(0)-0 в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки на 2018 г., однако, истцу было отказано в предоставлении льготной ставки арендной платы на 2018 год.
Доказательств принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства положительного решения в отношении общества отсутствует, тогда как Департамент не наделен правом принятия таких решений, а лишь уведомляет обратившихся лиц о принятии соответствующих решений Межведомственной комиссией.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами Департамента, что у ООО Фирма "ИВОЛГА" отсутствует право на применение в отношении арендуемого им помещения льготной ставки арендной платы в сумме 3 500 руб. 00 коп. за 1 кв.м в год в период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.; в сумме 4 500 руб. 00 коп. за 1 кв.м в год в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. по договору аренды от 24.05.2006 г. N 06-00457/06 в редакции дополнительного соглашения от 02.09.2015.
Указанные выводы, корреспондируются с выводами суда кассационных инстанций, изложенных в Определении Верховного Суда и постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-52132/18.
Таким образом, оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в удовлетворении встречных исковых требований ООО Фирма "ИВОЛГА" к Департаменту городского имущества города Москвы - следует отказать, первоначальные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Судебные расходы судебная коллегия распределяет в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2019 по делу N А40-80462/19 - отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований ООО Фирма "ИВОЛГА" (ИНН 7726041480, ОГРН 1037739239020) к Департаменту городского имущества г.Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) о признании права на применение льготной арендной ставки и обязании произвести перерасчет - отказать.
Взыскать с ООО Фирма "ИВОЛГА" (ИНН 7726041480, ОГРН 1037739239020) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80462/2019
Истец: ООО "ФИРМА "ИВОЛГА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ