г. Санкт-Петербург |
|
01 ноября 2019 г. |
Дело N А42-1176/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: Полухин А.В.по доверенности от 06.08.2019
от заинтересованного лица: Плиско К.Н. по доверенности от 08.02.2019;
Срубилина И.И. по доверенности от 09.01.2019 - после перерыва не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17604/2019) ООО "ВЛАК" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2019 по делу N А42-1176/2019(судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению ООО "ВЛАК"
к ФГБУ "Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ"
о признании недействительными решений
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВЛАК" (далее - заявитель, Общество, ООО "ВЛАК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ" (далее - ответчик, ФГБУ "Северный ЭО АСР") о признании недействительными решений от 09.11.2018 об изъятии временных свидетельств об управлении безопасностью рыболовных судов "МРТК-1051", "Нерва".
Решением суда от 24.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительными оспариваемых решений ФГБУ "Северный ЭО АСР". В обоснование жалобы апеллянт указывает, что свидетельства о минимальном составе экипажа были выданы в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, основания для изъятия свидетельств не соответствуют основаниям для изъятия, предусмотренным Приказом Минсельхоза России от 28.04.2015 N 166, а процедура изъятия свидетельств проведена Учреждением с грубейшими нарушениями данного Приказа.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, приведенные в апелляционной жалобе, поддержал. Представители ответчика, участвовавшие в судебном заседании до объявленного судом перерыва, против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в письменном отзыве. После перерыва дело рассмотрено судом в том же составе, представитель заявителя поддержал позицию, изложенную ранее. Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат рыболовные суда "МРТК-1051", бортовой номер К-1410 и "Нерва", бортовой номер К-2027.
20.08.2018, 21.08.2018 Обществу ФГБУ "Северный ЭО АСР" выданы временные свидетельства об управлении безопасностью СЗ N 0467 сроком до 19.02.2019 в отношении рыболовного судна "Нерва", и N 0468 сроком до 20.02.2019 в отношении рыболовного судна "МРТК-1051", в соответствии с которыми система управления безопасностью рыболовного судна освидетельствована и отвечает требованиям МКУБ, и что судовладелец рыболовного судна имеет Документ о соответствии, применимый к данному рыболовному судну.
23.08.2018 и 28.08.2018 капитаном морского порта Калининград на основании положений правила V/14.2.2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками по уполномочию Правительства Российской Федерации выданы свидетельства о минимальном безопасном составе экипажа указанных рыболовных судов сроком до 23.08.2023 и 28.08.2023 соответственно, в следующем минимальном составе экипажа: капитан - 1 человек; вахтенный помощник капитана - 1 человек; механик - 2 человека; вахтенный матрос - 1 человек, с указанием на то, что квалификация и число членов экипажа обеспечивает выполнение всех требований резолюции ИМО А.1047(27) и Конвенции МОТ 2006, касательно безопасности судна, людей, груза и окружающей среды, рабочего времени и времени отдыха экипажа.
07.11.2018 в рамках взаимодействия с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, в адрес ФГБУ "Северный ЭО АСР" поступило уведомление капитана морского порта Усть-Луга от 07.11.2018 N 439 о том, что в порту Усть-Луга находятся рыболовные суда, в том числе "МРТК-1051" МРТК "Нерва", укомплектованные экипажами, несоответствующими по количеству требованиям приказа Федерального агентства по рыболовству от 05.08.2010 N 676 "О внесении изменений в Минимальный состав экипажа судна рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденный Приказом Федерального агентства по рыболовству от 21 сентября 2009 г. N 836" (далее - Приказ N 836). Также ответчику представлены судовые роли "МРТК-1051" и МРТК "Нерва".
Проанализировав представленные капитаном порта Усть-Луга сведения, придя к выводу о нарушении заявителем требований Приказа N 836, пункта 1 статьи 53 КТМ РФ, пункта 6.2 МКУБ в части комплектования минимального безопасного состава экипажа, руководствуясь подпунктом "г" пункта 14 Приложения N 2 к приказу Приказ Минсельхоза России от 28.04.2015 N 166 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения" (далее - Приказ N 166), ответчик принял решения об изъятии и аннулировании временных свидетельств об управлении безопасностью СЗ N 0467 от 20.08.2018 и N 0468 от 21.08.2018, о чем уведомил заявителя письмами от 09.11.2018 NN 1314/01-14, 1317/01-14.
15.11.2018 на запросы судовладельца по вопросу порядка действий для восстановления осуществления промысла в 32-м районе Финского залива Балтийского моря, в том числе спорными судами, ответчиком даны письменные разъяснения.
24.11.2018 после проведения дополнительного освидетельствования спорных судов заявителя выданы новое временные свидетельства об управлении безопасностью.
Считая решения ответчика, изложенные в уведомлениях об изъятии свидетельств об управлении безопасностью рыболовных судов "МРТК-1051" и "Нерва" от 09.11.2018 N N 1314/01-14, 1317/01-14, необоснованными и незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из оспариваемых решений основанием для изъятия указанных выше временных свидетельств об управлении безопасностью судов "МРТК-1051" и "Нерва" послужил факт работы в море данных рыболовных судов, укомплектованных экипажем, не соответствующим по количеству и должностям требованиям Приказа Росрыболовства от 21.09.2009 N 836 "О Минимальном составе экипажа судна рыбопромыслового флота Российской Федерации" (далее - Приказ N 836).
В соответствии со статьей 53 КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна; недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.
Нормативным актом, регулирующим вопрос минимального уровня укомплектования судов экипажами для обеспечения безопасности плавания, является Приказ N 836, который устанавливает минимальный состав экипажа добывающих судов, приемно-транспортных судов, обрабатывающих судов и вспомогательных судов. При этом учитываются разновидности каждого их перечисленных видов судов рыбопромыслового флота, и на основании этого обозначаются должности, необходимые для эксплуатации судна с указанием требуемого количества специалистов.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Приказ N 836 являлся действующим.
Так, в соответствии с Приказом N 836 минимальный состав экипажа добывающих судов типа ММРТР "Балтика" пр. 1328 (валовая вместимость менее 200) включает в себя такие должности как капитан, старший помощник капитана, боцман, матрос, старший механик, второй механик и повар.
Из материалов дела следует, что в соответствии со свидетельствами о минимальном составе экипажа от 23.08.2018 и от 28.08.2018, на борту каждого из рассматриваемых судов должны быть 5 человек, имеющих надлежащую квалификацию, а именно: капитан, вахтенный помощник капитана, 2 механика, вахтенный матрос.
Согласно представленным судовым ролям на судно "МРТК-1051" от 08.10.2018 и от 01.11.2018 на борту судна находились шесть членов экипажа: один капитан, один вахтенный помощник капитана, два механика, два вахтенных матроса.
Согласно судовым ролям от 21.10.2018 и от 01.11.2018 на борту судна МРТК "Нерва" находились шесть членов экипажа: капитан, вахтенный помощник капитана, два механика, два вахтенных матроса (судовая роль 21.10.2018), и капитан, вахтенный помощник капитана, два механика, один тралмастер, один вахтенный матрос (судовая роль 01.11.2018).
В спорный период рыболовные суда, принадлежащие заявителю, выходили на промысел в Финский залив и осуществили переход из г. Светлый порта Калининград в порт Усть-Луга.
Таким образом, экипажи указанных судов не были укомплектованы в соответствии с Приказом N 836 в части минимального состава экипажа (отсутствовали в экипажах старший помощник капитана, повар), что в соответствии с положениями статьи 53 КТМ РФ создавало угрозу безопасности плавания судов, соблюдения рабочего времени на борту судов и перегрузки членов экипажа судов работой.
С учетом приведенных норм, в том числе положений МКУБ, вопреки доводам жалобы, укомплектованность спорного рыболовного судна с нарушением действующего Приказа N 836 правомерно расценено ответчиком как существенное несоответствие требованиям МКУБ. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, наличие свидетельств о минимальном безопасном составе экипажа судов, выданных капитаном морского порта Калининград, не является доказательством выполнения требования по укомплектованию экипажа, поскольку указанные документы не опровергают нарушений требований в части укомплектования экипажа, установленных Приказом N 836, и выявленных ответчиком.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Апелляционный суд не усматривает оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств, явившихся основанием для выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права при рассмотрении спора апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2019 по делу N А42-1176/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1176/2019
Истец: ООО "ВЛАК"
Ответчик: ФГБУ "СЕВЕРНЫЙ ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ОТРЯД АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ"
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3597/2021
25.01.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31912/20
19.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17129/19
01.11.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17604/19
24.04.2019 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-1176/19