г. Санкт-Петербург |
|
01 ноября 2019 г. |
Дело N А21-8121/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27145/2019) ООО "Белый кит" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.08.2019 по делу N А21-8121/2019 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Белый кит"
к УФАС по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Белый Кит" (далее - ООО "Белый Кит", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - УФАС, заинтересованное лицо) N 039/04/14.33-254/2019 от 11.06.2019 о наложении штрафа.
Решением суда от 13.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на отсутствие в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, нарушение Управлением процедуры привлечения Общества к ответственности в части надлежащего извещения о вынесении постановления, а также на малозначительность совершенного правонарушения, просит решение отменить, постановление административного органа отменить, производство по делу прекратить.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, В Калининградское УФАС России поступило заявление представителя правообладателя FIFA ООО "АИС" об использовании ООО "Белый кит" на сайте бара "BARRE" (www.barbarre.ru), расположенного по адресу: г. Калининградская область, г.Светлогорск, ТЭ "Янтарь Холл" ул. Ленина, д.11, обозначения, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA и символикой Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России, в частности обозначения "Russia 2018", "ЧМ-2018", части изобразительного элемента кубка, а также официального шрифта и фонового слоя Чемпионата, являющихся товарными знаками, которым предоставлена правовая охрана на территории Российской Федерации.
В ходе административного расследования установлено, что Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) является владельцем имущественных прав, связанных с осуществлениями мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Полный перечень имущественных прав FIFA, связанных с проведением Чемпионата, приведен в статье 17 Закона N 108-ФЗ.
Одним из таких прав является право определения коммерческих партнеров (спонсоров) FIFA, которым предоставляется эксклюзивное право ассоциировать себя (свои товары, работы, услуги) с FIFA и Чемпионатом, в том числе посредством использования символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. Действия третьих лиц, не являющихся коммерческими партнерами FIFA, по реализации (продвижению) товаров, работ или услуг, способные создать представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) о связи указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями - т.е. представление о коммерческой причастности к FIFA или мероприятиям - являются незаконными.
Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) является владельцем исключительного права на широкий перечень товарных знаков, зарегистрированных на территории Российской Федерации, в том числе на товарный знак "FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018" с изображением кубка - эмблемы Чемпионата мира FIFA 2018, являющегося сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 600424, зарегистрирован 26.12.2016 в отношении услуг 35, 41 и 43 классов МКТУ (услуги розничной продажи, развлечения и услуги в области общественного питания).
Товарный знак "Russia 2018" зарегистрирован 20.09.2012 за N 471195, "ЧМ-2018" зарегистрирован 28.12.2016 за N 600423, часть изобразительного элемента кубка зарегистрирована 16.09.2015 за N 552415 в отношении услуг 43 класса Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ) (бары, рестораны и пр.).
ООО "АИС" представлен протокол осмотра веб-сайта www.barbarre.ru, произведенного нотариусом г. Москвы Миллером Н.Н. 21.06.2018, подтверждающий размещение на сайте бара "BARRE" www.barbarre.ru часть изобразительного элемента кубка и символику Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России.
Между ООО Белый кит" и Давидчуком И.В. заключен договор 10.06.2018 (далее - Договор) на оказание услуг по организации и проведению праздничных мероприятий, банкетов, дискотек, вечеров и иных развлекательных мероприятий в баре "BARRE", расположенном по адресу: Калининградская область, г.Светлогорск, ул.Ленина, д.11, ТЭ "Янтарь холл".
В соответствии с пунктом 2.2.4 Договора Исполнитель имеет право: самостоятельно разрабатывать и оплачивать рекламу, искать средства ее распространения и продвижения (СМИ, Интернет и т.п.), осуществлять маркетинг и продвижение рекламы по оказанию услуг бара "BARRE" на рынке оказания услуг общественного питания.
Согласно пунктам Договора ООО "Белый кит":
- 2.3.1 и 3.1 - оплачивает Давидчуку И.В. 10% от оборота бара "ВАРЛЕ" за время проведения каждого мероприятия;
- 2.3.2 - не вмешивается в работу Исполнителя по подготовке, организации и проведению мероприятий.
Таким образом, действия исполнителя по договору направлены на привлечение посетителей развлекательных мероприятий (банкетов, дискотек и т.д.), что в итоге ведет (может привести) к увеличению выручки ООО "Белый кит" (90% от которой согласно п.3.1 договора остается у ООО "Белый кит").
По факту выявленного нарушения УФАС в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 30 мая 2019 года N 039/04/14.33-254/2019.
По результатам рассмотрения дела общество 11 июня 2019 привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ согласно постановлению N 039/04/14.33-254/2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество, не согласившись с названным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренции, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Положениями Правительственной гарантии N 6 от 14.04.2010 "Защита и реализация имущественных прав" и нормами Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года предусмотрены дополнительные требования, направленные на защиту имущественных прав FIFA, связанных с организацией и проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017.
В соответствии с нормами части 1 статьи 20 Закона N 108-ФЗ признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:
- продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;
- осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;
- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;
- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями.
Указанные положения направлены, в том числе, на защиту прав маркетинговых партнеров мероприятий FIFA, а также на предотвращение получения недобросовестными хозяйствующими субъектами необоснованного дохода в связи с предполагаемым резким ростом потребительского интереса и спроса на товары, относящимися к тематике мероприятий FIFA.
Таким образом, норма статьи 20 Закона N 108-ФЗ является специальной нормой по отношению к пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, с учетом этого такие действия признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Объективную сторону нарушений, предусмотренных положениями Закона N 108-ФЗ, образуют действия, приводящие к формированию у покупателя искаженного представления об отношении товара либо его продавца к FIFA, при этом на восприятие такого покупателя влияет целый ряд факторов: как место, время проведения маркетинговых акций, оформление торгового места, размещение товара при реализации, слоганы и содержание рекламной кампании и т.п.
Использование каким-либо хозяйствующим субъектом обозначения, сходного до степени смешения либо идентичного широко известному товарному знаку, связанному с популярным среди потребителей мероприятием или событием (в том числе крупнейшими спортивными соревнованиями, к которым относятся мероприятия FIFA), либо продвижение иным способом хозяйствующего субъекта на рынке, создающих ассоциации о причастности нарушителя к деятельности и мероприятиям FIFA, может обеспечить получение им необоснованного преимущества в предпринимательской деятельности за счет повышенного интереса потребителей к соответствующим мероприятиям и товарам (услугам), к ним относящимся.
Действия таких лиц по созданию ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве, предоставляют указанным хозяйствующим субъектам ничем не обоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности в первую очередь перед хозяйствующими субъектами - участниками того же рынка, которые во исполнение нормативных требований воздерживаются от совершения подобных действий без надлежащих правовых оснований. При этом действия нарушителя вводят потребителей в заблуждение, создавая впечатление о причастности услугодателя к соответствующим мероприятиям, что, в свою очередь, влечет перераспределение потребительского спроса к продукции нарушителя и не может не сказаться на доходах хозяйствующих субъектов - конкурентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в форме незаконного использования обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.
В соответствии со статьей 14.8. Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции.
Согласно пункту 10.6 "Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок) по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка:
б) определение продуктовых границ товарного рынка;
в) определение географических границ товарного рынка;
г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Поскольку оспариваемое постановление вынесено на основании фактов, установленных в решении Управления от 07.08.2018 по делу N АМЗ-21/2018, подтвержденных в рамках настоящего дела, в действиях заявителя доказано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что действия Общества образуют состав вмененного административного правонарушения.
Вопреки мнению Общества, с учетом объекта посягательства и характера правонарушения, сферы особо охраняемых государством общественных отношений апелляционный суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и освобождения от административной ответственности. Рассматриваемое правонарушение по своему характеру подрывает основы предпринимательской деятельности и дискредитирует принципы добросовестной конкуренции.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Управлением процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. В соответствии с требованиями статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ Общество было извещено о времени и месте как составления протокола, так и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении; заявителю была предоставлена возможность в ходе производства по делу об административном правонарушении пользоваться процессуальными правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении заявления, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.08.2019 по делу N А21-8121/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8121/2019
Истец: ООО "Белый кит"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2020 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-189/2020
10.02.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-189/2020
01.11.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27145/19
13.08.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8121/19