г. Москва |
|
25 октября 2019 г. |
Дело N А41-37522/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатов В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Торопова О.А., представитель по доверенности от 18.06.2018,
от ответчика: Ерофеев А.В., представитель по доверенности от 02.04.2018,
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 30.08.2019, принятое судьей Бирюковым Р.Ш. по делу N А41-37522/19 по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Министерству имущественных отношений Московской области об исправлении реестровой ошибки в сведениях о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:78456 и земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:78457,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области со следующими требованиями:
- исправить реестровую ошибку в сведениях о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:78456, принадлежащему Министерству имущественных отношений Московской области, исключив из них следующие точки (указаны в исковом заявлении);
- исправить реестровую ошибку в сведениях о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:78457, принадлежащему Министерству имущественных отношений Московской области, исключив из них точки (указаны в исковом заявлении).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Сергиево-Посадского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.08.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральное агентство лесного хозяйства подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и удовлетворить исковые требования.266268
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Московской области на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:05:0000000:78456, общей площадью 567023+/-190 кв.м, местоположение: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Птицеградская, дом 20, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения, "для сельскохозяйственного производства", о чем 13.03.2015 в ЕГРН внесена соответствующая регистрационная запись и земельный участок с кадастровым номером 50:05:0000000:78457, общей площадью 235663+/-97 кв.м, местоположение: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Птицеградская, дом 20, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения, "для сельскохозяйственного использования", о чем 13.03.2015 в ЕГРН внесена соответствующая регистрационная запись.
Указанные земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:14.
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0000000:78456 и 50:05:0000000:78457 были внесены в государственный кадастр недвижимости, в том числе в части описания местоположения его границ, 05.02.2015 года.
Обращаясь с настоящим иском, истец указал что границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0000000:78456 и 50:05:0000000:78457 пересекаются с землями лесного фонда, а именно с землями лесного фонда Сергиево-Посадского лесничества Алексеевского участкового лесничества квартал 95 выделы 25, 26, 28, 30, 31 Хотьковского участкового лесничества квартал 37 выдел 22 площадь пересечения 7 363 кв.м и Алексеевского участкового лесничества квартал 99 выделы 7, 9, 13, 14 площадь пересечения 9 559 кв.м.
Считая, что при осуществлении государственного кадастрового учета была допущена реестровая ошибка по определению границ местоположения земельных участков, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиям.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" реестровой ошибкой является воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно пункту 3 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В силу положений пункта 4 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Подобные нормы содержались и в ранее действовавшем законодательстве, регулирующем вопросы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество (статья 21 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент постановки спорных земельных участков на кадастровый учет, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Согласно части 4 статьи 6 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В соответствии с взаимосвязанными положениями пунктов 1,4,5,6 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельных участках или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Как следует из материалов дела постановка земельных участков на кадастровый учет осуществлялась на основании Межевого плана 2014 года.
Более того, спорные земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:14.
Надлежащих доказательств того, что при определении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0000000:78456 и 50:05:0000000:78457 и внесении в ГКН сведений о местоположении границ данных земельных участков была допущена реестровая ошибка, истцом в материалы дела не представлено.
Заявляя требования об исправлении реестровой ошибки путем исключения из границ земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:78456 площади в размере 7 363 кв.м., а из границ земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:78457 площади в размере 9 559 кв.м., истец фактически оспаривает право собственности Московской области на спорную часть земельного участка.
Прим таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции в том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Согласно положениям статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В данном случае, если Федеральное агентство лесного хозяйства считает, что часть земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:78456 и 50:05:0000000:78457 расположена на землях лесного фонда и, следовательно, она не может находиться в собственности Московской области, то истец имеет право избрать надлежащий способ защиты своего нарушенного права и обратиться в суд.
В рамках рассмотрения спора об исправлении реестровой ошибки не может рассматриваться вопрос об установлении факта принадлежности части земельного участка на каком-либо праве конкретному лицу.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции предлагалось истцу уточнить исковые требования.
Тем не менее, истец настаивает на заявленных требованиях, и просит исключить из границ спорных земельных участков части, которые налагаются на земли лесного фонда.
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание отсутствие надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии реестровой ошибки при определении границ спорных земельных участков, учитывая ненадлежащий способ защиты нарушенного права, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, сводящиеся к несогласию с выводами суда первой инстанции, рассмотрены арбитражным апелляционным судом и отклонены, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.08.2019 по делу N А41-37522/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37522/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"