г. Саратов |
|
07 ноября 2019 г. |
Дело N А12-26737/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" ноября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДонНефть" (403534, Волгоградская область, г. Фролово, пос. ЗКО, ИНН 3456001662, ОГРН 1143456000654) в лице конкурсного управляющего Попова Андрея Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 сентября 2019 года по делу N А12-26737/2019 (судья С.Г. Пильник)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДонНефть" (403534, Волгоградская область, г. Фролово, пос. ЗКО, ИНН 3456001662, ОГРН 1143456000654) в лице конкурсного управляющего Попова Андрея Владимировича к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (400074, г. Волгоград, ул. им. Огарёва, д. 15) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
- представителя общества с ограниченной ответственностью "ДонНефть" в лице конкурсного управляющего Попова Андрея Владимировича - Н.П. Никифоровой, доверенность от 08.07.2019,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДонНефть" в лице конкурсного управляющего Попова А.В. (далее - ООО "ДонНефть", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, административный орган) от 18.07.2019 N 11/37-19 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.09.2019 оспариваемое постановление изменено в части назначения административного наказания, размер административного штрафа снижен с 200 000 руб. до 100 000 руб.
ООО "ДонНефть", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Административным органом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель ООО "ДонНефть" в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 18.07.2019 N 11/37-19 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило выявленное административным органом нарушение обществом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), пунктов 14, 14.1 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила N 263), выразившееся в не представлении сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в установленный срок.
По факту выявленных нарушений 18.07.2019 в отношении ООО "ДонНефть" составлен протокол N 11/37-19 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 18.07.2019 N 11/37-19 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП, с назначением административного штрафа в размере 200 000 руб.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Субъектом правонарушения может быть гражданин, должностное лицо и юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий определяет Федеральный закон N 116-ФЗ.
Требования данного закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с соответствии с законодательством Российской Федерации; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В части 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ указано, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 14, 14.1 Правил N 263.
Как следует из материалов дела, ООО "ДонНефть" эксплуатирует следующие опасные производственные объекты, расположенные в Волгоградской области:
1. Фонд скважин Романовского месторождения А39-04767-0001, класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Романовское месторождение,
2. Цех транспортный А3904767-0002, класс опасности IV, расположенный по адресу: г. Фролово, Волгоградская область,
3. Фонд скважин Бузулукского месторождения А39-04767-0003, класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Еланский район, Бузулукское нефтяное месторождение,
4. Фонд скважин Шляховского месторождения А39-04767-0004, класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Фроловский район, Шляховское нефтяное месторождение,
5. Фонд скважин Куркинского месторождения А39-04767-0005, класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Фроловский район, Куркинское нефтяное месторождение,
6. Фонд скважин Веселовского месторождения А39-04767-0006, класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, Веселовское месторождение,
7. Фонд скважин Нижне-Добринского месторождения А39-04767-0007 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, НижнеДобринское месторождение,
8. Фонд скважин Березовского месторождения А39-04767-0008 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Даниловский район, Березовское месторождение,
9. Фонд скважин Северо-Западного участка Романовского месторождения АЗ9-04767-0009 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Ольховский район, Романовское месторождение,
10. Сеть газопотребления А3904767-0010 класс опасности III, расположенный по адресу: г.Фролово, Волгоградская область,
11. Площадка для обслуживания нефтепромыслового оборудования А39-04767-0011 класс опасности III, расположенный по адресу: г. Фролово, Волгоградская область,
12. Фонд скважин Нижне-Добринского месторождения А39-04767-0012 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Нижне-Добринское месторождение,
13. Сборный пункт Веселовского нефтяного месторождения А39-04767-0013 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, Веселовское нефтяное месторождение,
14. Сборный пункт Шляховского нефтяного месторождения А39-04767-0014 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Фроловский район, Шляховское нефтяное месторождение,
15. Система промысловых трубопроводов Березовского месторождения А39-04767-0015 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Даниловский район, Березовское нефтяное месторождение,
16. Система промысловых трубопроводов Куркинского месторождения А39-04767-0016 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Фроловский район, Куркинское нефтяное месторождение,
17. Сборный пункт Куркинского месторождения А39-04767-0017 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Фроловский район, Куркинское нефтяное месторождение,
18. Сборный пункт Березовского нефтяного месторождения А39-04767-0018 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Даниловский район, Березовское нефтяное месторождение,
19. Сборный пункт Шляховского месторождения А39-04767-0019 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Фроловский район, Шляховское нефтяное месторождение,
20. Сборный пункт Нижне-Добринского нефтяного месторождения А39-04767-0020 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Жирновский район, Нижне-Добринское нефтяное месторождение,
21. Сборный пункт Веселовского нефтяного месторождения А39-04767-0021 класс опасности III, расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, Веселовское нефтяное месторождение.
По мнению административного органа, в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона N 116, сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 год не были представлены обществом в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора до 01.04.2019.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина ООО "ДонНефть" в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено, при этом на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизил размер административного штрафа с 200 000 руб. до 100 000 руб. При этом суд первой инстанции не принял довод заявителя о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности за вменяемое обществу правонарушение.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дела, исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства, считает обоснованным довод заявителя апелляционной жалобы относительно пропуска годичного срока давности привлечения общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, в связи со следующим.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Как было указано выше, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 18.07.2019 N 11/37-19 объективную сторону вмененного обществу правонарушения образует непредставление в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2018 год.
Как полагает административный орган, данные сведения должны были быть представлены заявителем не позднее 01.04.2019, соответственно срок привлечения к административной ответственности истекает 01.04.2020 года.
Суд апелляционной инстанции считает доводы управления несостоятельными по следующим основаниям.
Как указывалось ранее, согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
В соответствии с пунктом 14.1 Правил N 263 сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
В состав сведений об организации производственного контроля включается план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год (пункт 15 Правил N 263).
Таким образом, сведения об организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности за 2018 год должно включать в себя план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за соответствующий (текущий) 2018 календарный год, а также сведения о выполнении плана за 2017 год.
Следовательно, сведения за 2018 год (в состав которых входит и план на 2018 год и сведения о выполнении плана за предыдущий 2017 год) в силу прямого указания закона подлежали представлению до 01 апреля соответствующего (текущего) календарного года, то есть до 01 апреля 2018 года.
Учитывая установление Правилами N 263 конкретного срока применительно к отчетному периоду (2018 год) до 01 апреля соответствующего (текущего) 2018 года, правонарушение, выразившееся в непредставлении сведений об организации производственного контроля к установленному сроку, не относится к длящимся правонарушениям. Вмененное заявителю правонарушение является оконченным (совершенным) по истечении установленного законом срока - 01.04.2018.
Следовательно, в силу вышеупомянутых норм срок предоставления сведений об организации производственного контроля за 2018 год - до 01.04.2018.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ составляет один год, постановление административным органом должно было быть вынесено не позднее 01.04.2019, фактически вынесено 18.07.2019, то есть с пропуском срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, что исключает привлечение юридического лица к административной ответственности.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 21.05.2019 по делу N А65-29712/2018.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о соблюдении срока давности привлечения общества к административной ответственности являются ошибочными, сделанными при неправильном толковании норм права.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.6 КоАП РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому, в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, признав незаконным и отменив постановление Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 18.07.2019 N 11/37-19 о привлечении ООО "ДонНефть" к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 сентября 2019 года по делу N А12-26737/2019 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.07.2019 N 11/37-19 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ДонНефть" (ИНН 3456001662, ОГРН 1143456000654) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26737/2019
Истец: ООО "ДОННЕФТЬ"
Ответчик: НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ