г. Чита |
|
07 ноября 2019 г. |
Дело N А78-2294/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Ошировой Л.В., Монаковой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23.08.2019 по делу N А78-2294/2019 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 10377700255284 ИНН 7704252261) о взыскании 1 760 010,98 руб.,
при участии в судебном заседании: от ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - Фалилеевой К.В., представителя по доверенности N 6 от 09.01.2019,
от ПАО "ТГК-14" - Ивановой Ю.В., представителя по доверенности N 70 от 09.01.2019,
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, а в случае недостаточности денежных средств у ответчиков субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию в сумме 1 760 010,98 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23.08.2019 с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств (лимитов бюджетных обязательств) субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны в пользу ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" взыскан основной долг в сумме 1 085 069,65 руб. В остальной части иска отказано. В иске к ФГКУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации отказано.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд, в которой просит принятый по делу судебный акт отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что учреждению, как правообладателю жилых помещений, полномочия по оплате расходов по содержанию жилых помещений и коммунальных услуг не переданы. С 01.04.2017 содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации возложено на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, является единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны Российской Федерации и организаций, подведомственных Минобороны России. Спорные объекты находятся на территориях военных городков, таким образом, содержание (эксплуатация) данных объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации возложено на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. Следовательно, спорные объекты, ввиду их расположения, являются не только территориальной частью объектов Министерства обороны Российской Федерации (военных городков), но и подведомственны ему. Отсутствие, заключенного договора не изменяет существа возникших отношений ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по обеспечению тепловой энергий объектов Министерства обороны Российской Федерации.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного договора осуществляет теплоснабжение объектов жилищного фонда: нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах по адресам: встроенные помещения N 1,2,3 г. Чита, ул. Яковлева, 39, встроенное помещение ул. Рахова, 88, нежилое помещение 1 ул. Токмакова, 3, магазин ул. Рахова, 86, нежилое помещение ул. Ленинградская, 98 пом. 1, 2, нежилое помещение ул. Ленина, 58, нежилое помещение ул. Ленина, 111, магазин ул. Горького, 30, нежилое помещение ул. Бутана, 46а, нежилое помещение ул. Ленина, 24 оф. 4, ул. Ленина, 110 пом. 16, нежилое помещение ул. Ленина, 126, нежилое помещение ул. Угданская, 26, которые являются объектами Министерства обороны Российской Федерации, принадлежат ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на праве оперативного управления.
Право оперативного управления подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости на соответствующие помещения, представленными в материалы дела.
По расчетам истца, задолженность за тепловую энергию за период с 01.07.2018 по 31.12.2018 составляет 1 760 010,98 руб.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате поставленного ресурса, истец обратился в суд с настоящим иском.
Истцом представлен справочный расчет задолженности за потребленную тепловую энергию без использования повышающего коэффициента.
В соответствии с данным расчетом стоимость поставленной в указанные помещения тепловой энергии составляет 1 085 069,65 руб.
Расчет основан на площади помещений, зафиксированной в Едином государственном реестре недвижимости.
Суд первой инстанции, удовлетворил исковые требования частично, взыскав ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств (лимитов бюджетных обязательств) субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны в пользу ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" основной долг в сумме 1 085 069,65 руб.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав материалы дела, имеющиеся доказательства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Факт принадлежности спорных жилых помещений ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного подтвержден выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, ФГКУ "СибТУИО", как лицо, которому нежилые помещения переданы в оперативное управление, обязано нести бремя содержания, в том числе исполнять обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг с момента государственной регистрации этого вещного права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России в силу норм действующего законодательства обязано нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирных домов и оплате коммунальных услуг.
Доводы жалобы о том, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны Российской Федерации и организаций, подведомственных Минобороны России подлежат отклонению.
При рассмотрении дела N А78-12019/2018 судом установлено, что управляющие организации не приступили к выполнению функций исполнителей коммунальной услуги в отношении коммунального ресурса в виде отопления в указанных многоквартирных домах.
Возможность производить расчеты за поставленную тепловую энергию напрямую ресурсоснабжающей организации подтверждается выводами судов по делам N А78- 9505/2016, N А78-17137/2017.
Правовая позиция, допускающая обращение ресурсоснабжающей организации с требованием о взыскании основного долга за потребленную тепловую энергию к учреждению, как правообладателю помещений в многоквартирном доме, сформирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2017 N 305-ЭС17-3797 по делу со схожими фактическими обстоятельствами.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанным лицом по оплате должно выступать ФГБУ "ЦЖКУ", в компетенцию которого входит содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежит отклонению как несостоятельный.
Помещения размещены в многоквартирных домах, которые не находятся на обслуживании данного лица, потому оснований считать что именно ФГБУ "ЦЖКУ" в отсутствие договора, составленного в виде письменного документа, должно оплачивать коммунальные услуги у суда не имеется.
То обстоятельство, что с 01.04.2017 содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации возложено на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, не свидетельствует о наличии у последнего обязанности возмещать управляющей компании расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме вместо владельца помещений.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23.08.2019 по делу N А78-2294/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
О.В. Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2294/2019
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 14"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, ФГБУ "ЦЖКУ" ЖЭО N 7
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-425/20
07.11.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5860/19
01.10.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5860/19
23.08.2019 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-2294/19