г. Москва |
|
01 апреля 2024 г. |
Дело N А40-229638/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.Л. Захарова
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 14 по г.Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023 по делу N А40-229638/23
по заявлению ООО "Джермэн Сид Альянс Русс"
к 1) ИФНС России N 14 по г.Москве, 2) УФНС России по г.Москве
о признании недействительными решений,
при участии:
от заявителя: |
Безбородов А.Ю. - по дов. от 02.10.2023; |
от заинтересованного лица: |
1) Жемчужникова О.Н. - по дов. от 05.09.2023; 2) Тумандейкин С.Г. - по дов. от 09.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДЖЕРМЭН СИД АЛЬЯНС РУСС" (далее также - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решений ИФНС России N 14 по г. Москве (далее также - Инспекция, налоговый орган) N 12 от 03.04.2023 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, N 2742 от 03.04.2023 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решения УФНС России по г. Москве (далее также - Управление) N 21-10/074927@ от 06.07.2023.
Решением суда первой инстанции от 12.12.2023 оспариваемые решения Инспекции признаны недействительными, в остальной части заявленных требований отказано.
Налоговый орган с указанным решением не согласился и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой по изложенным в жалобе основаниям просит решение в части признания недействительными решений ИФНС России N 14 по г. Москве отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении данных требований, ссылаясь на законность оспариваемых решений Инспекции.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке ст. 262 АПК РФ, заявитель просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц поддержали доводы апелляционной жалобы Инспекции, представитель заявителя - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом в отношении Общества проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее также - НДС) за 1 квартал 2022 года.
По результатам данной проверки Инспекцией вынесено решение N 12 от 03.04.2022, которым Обществу отказано в возмещении суммы НДС частично в размере 150 113 556 руб., а также решение N 2742 от 03.04.2022, которым уменьшена сумма налога, заявленная Обществом к возмещению на 150 113 556 руб.
Основанием для отказа в возмещении налога в указанном размере послужил вывод Инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на применение пониженной налоговой ставки в размере 10% в отношении семян различных сельскохозяйственных культур.
Не согласившись с указанными решениями Инспекции, Общество в порядке, установленном ст. 139 НК РФ, обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по г. Москве.
Решением Управления N 21-10/074927@ от 06.07.2023 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ДЖЕРМЭН СИД АЛЬЯНС РУСС" в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно положениям ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В ходе рассмотрения настоящего спора суд первой инстанции правомерно исходил из наличия установленной совокупности перечисленных обязательных условий.
Так, согласно подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом виде; мяса и мясопродуктов с исключениями; молока и молокопродуктов; яйца и яйцепродуктов; масла растительного (за исключением масла пальмового, маргарина, жиров специального назначения, в т.ч. жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов, улучшителей и заменителей масла какао, спредов, смесей топленых; сахара, включая сахар-сырец; соли; зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; маслосемян и продуктов их переработки (шротов, жмыхов; крупы; хлеба и хлебобулочных изделий, муки; макаронных изделий; рыбы живой (за исключением ценных пород), семги, нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира; море- и рыбопродуктов; продуктов детского и диабетического питания; овощей (включая картофель); фруктов и ягод (включая виноград).
При этом, как следует из последнего абзаца пункта 2 статьи 164 НК РФ, коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ в части реализации товаров на территории РФ указанные коды определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности К 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ОКПД 2).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее также - Перечень).
Из материалов дела следует, что Общество является крупным импортером в Россию семян продовольственных культур, необходимых для сельского хозяйства. В течение длительного времени Общество ввозит семена в Россию и впоследствии реализует их в пользу российских покупателей. Перед продажей семян они проходят процедуру протравливания для того, чтобы увеличить выживаемость семенного материала и растений при посеве, росте и дальнейшем сборе урожая.
Согласно имеющимся в материалах дела сертификатам соответствия на реализуемый товар продукции присвоен код ОКПД 2 01.11.93.110; 01.11.93.121 - "семена рапса", семена озимого рапса, семена ярового рапса (кользы) для посева.
Реализуемые Обществом семена относятся к одной из категорий продовольственных товаров, для которых НК РФ установлена пониженная ставка 10%, и соответствуют кодам видов продукции согласно Общероссийскому классификатору ОК 034-2014 (КПЕС 2008)/ОКПД 2 по перечню, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, по кодам 01.11.93.
Инспекция не оспаривает наличие у Общества необходимых сертификатов соответствия на реализуемую им продукцию с указанием в них необходимого кода видов продукции, дающего право на применение в отношении реализации этой продукции ставки НДС 10 %.
Вместе с тем в решении N 2742 от 03.04.2023 налоговый орган указывает, что реализуемый товар заявителя не может считаться продовольственным, поскольку не годен для использования в пищу.
Данная позиция налогового органа не соответствует требованиям действующего законодательства в установленной сфере, поскольку ни НК РФ, ни постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 не устанавливают каких-либо дополнительных условий для применения ставки НДС 10% при реализации товаров.
Для применения ставки НДС 10% налоговое законодательство не требует, чтобы соответствующие товары могли использоваться (употребляться) непосредственно в пищевых целях.
Кроме того, согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в письмах от 19.05.2021 N 03-07-07/38020, от 30.12.2020 N 03-07-07/116034, от 07.04.2020 N 03-07-07/27433, от 17.11.2016 N 03-07-07/67582, для применения пониженной ставки НДС в размере 10% достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ, со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического Союза.
На обращения Общества Минсельхоз России письмом от 05.09.2022 N 19/6211 сообщил, что код на семенной материал является субпозицией, входящей в перечень кодов, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908; Минфин России письмом от 16.09.2022 N 03-07-07/89907 также разъяснил, что организация вправе применять ставку НДС 10% при реализации продукции, указанной в Перечне. Перечень содержит код в соответствии с ОКПД 2 - 01.11.93 "семена рапса". Таким образом, при реализации рапса озимого и рапса ярового, которым присвоены коды ОКПД 2 01.11.93.110 - семена озимого рапса и 01.11.92.121 семена ярового рапса (кользы) для посева применяется ставка НДС 10%. Аналогичный ответ содержит и письмо УФНС России по г. Москве от 30.09.2022 N 16-17/116904 со ссылками на ст. 164 НК РФ и постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.
К применимому в данном случае Перечню для ОК 034-2014 (КПЕС 2008)/ОКПД 2 каких-либо примечаний не установлено.
Относительно ссылки Инспекции на п. 4 примечаний к Перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию РФ, то данный перечень применяется для случаев ввоза товаров на территорию России и в настоящей ситуации применению не подлежит.
Кроме того, как обоснованно отметил суд в своем решении, Инспекцией не принято во внимание указанное в данном пункте исключение (с 01.07. 2021 этот пункт излагается в иной редакции), в том числе код ТН ВЭД ЕАЭС -1209 для группы товаров "Семена, плоды и споры для посева", к которым относится и ряд семян, реализуемых Обществом, в связи с чем даже для импорта в Россию в целях посева может применяться ставка НДС 10%.
При этом необходимо указать, что термин "продовольственные товары", используемый в целях применения ставки НДС 10% (подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ), включает как продовольственные пищевые товары, так и продовольственные непищевые товары, которые в процессе роста и/или переработки преобразуются в дальнейшем в пищевую продукцию.
Следовательно, сам факт включения кода вида соответствующего товара в Перечень является достаточным основанием для применения налогоплательщиком ставки НДС 10% при реализации при условии наличия у налогоплательщика подтверждения соответствия товара указанному в постановлении Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 коду ОКПД 2.
Доводы Инспекции о том, что семена сельскохозяйственных культур прошли специальную химическую обработку и поэтому не могут считаться продовольственным товаром, также правомерно отклонены судом ввиду того, что нормами налогового законодательства такое ограничение для применения ставки НДС 10% не установлено.
При таких данных Общество документально, в соответствии с требованиями налогового законодательства и постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 подтвердило право на применение при реализации продовольственных товаров за 1 квартал 2022 г. ставки НДС 10%.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства в установленной сфере, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые в рамках настоящего дела решения Инспекции являются незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы Общества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные Обществом требования об оспаривании решений ИФНС России N 14 по г. Москве N 12 от 03.04.2023 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, N 2742 от 03.04.2023 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежат удовлетворению согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Что касается оспаривания Обществом решения УФНС России по г. Москве N 21-10/074927@ от 06.07.2023, то отказывая в удовлетворении данных требований ввиду отсутствия предусмотренных ст. 198 АПК РФ оснований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в рассматриваемой ситуации решение Управления не является новым по отношению к решению Инспекции, не создает для заявителя каких-либо ограничений либо запретов для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; установленная НК РФ процедура принятия решения Управлением не нарушена; факты, обосновывающие неправомерность принятого Управлением по результатам рассмотрения жалобы решения, Обществом не указаны.
Доводы, изложенные в обоснование позиции сторон при рассмотрении дела в первой инстанции, подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе и аналогичные ранее изложенным доводам Инспекции, не могут быть положены в основу вывода о необходимости отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Расходы по уплате государственной пошлины распределены в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023 по делу N А40-229638/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229638/2023
Истец: ООО "ДЖЕРМЭН СИД АЛЬЯНС РУСС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 14 ПО СЕВЕРНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ