Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2024 г. N Ф05-14235/24 по делу N А40-229638/2023

 

г. Москва

 

17 июля 2024 г.

Дело N А40-229638/2023

 

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2024 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2024 года.

 

Арбитражный суд Московского округа в составе:

Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.

судей: Анциферовой О.В., Каменской О.В.

при участии в заседании:

от заявителя: Безбородов А.Ю. по доверенности от 02.10.2023

от ИФНС России N 14 по г. Москве: Горшков В.В. по доверенности от 13.02.2024

от УФНС России по г. Москве: Концова М.В. по доверенности от 09.01.2024

рассмотрев 11 июля 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу

Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве

на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2024

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Джермэн Сид Альянс Русс"

к Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве, Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве

о признании недействительными решений,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Джермэн Сид Альянс Русс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 03.04.2023 N 12 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, от 03.04.2023 N 2742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решения Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление) от 06.07.2023 N 21-10/074927@.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023 признаны недействительными решения налогового органа от 03.04.2023 N 12 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, от 03.04.2023 N 2742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В остальной части отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2024, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с выводами судов, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и направить дело на новое рассмотрение.

Поступивший от заявителя отзыв на кассационную жалобу, судом приобщен в материалы дела в порядке статьи 279 АПК РФ.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель общества просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Как установлено судами из материалов дела, налоговым органом в отношении общества проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее также - НДС) за 1 квартал 2022 года.

По результатам данной проверки инспекцией вынесены оспариваемые обществом решения, которыми отказано в возмещении суммы НДС частично в размере 150 113 556 руб. и уменьшена сумма налога, заявленная обществом к возмещению на 150 113 556 руб.

Основанием для отказа в возмещении налога в указанном размере послужил вывод инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на применение пониженной налоговой ставки в размере 10% в отношении семян различных сельскохозяйственных культур.

Несогласие с позицией налогового органа послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Признавая заявление общества подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе сертификаты соответствия на реализуемый товар, руководствуясь положениями Налогового кодекса, Перечнем кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов при реализации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, учитывая письма Минфина России от 19.05.2021 N 03-07-07/38020, от 30.12.2020 N 03-07-07/116034, от 07.04.2020 N 03-07-07/27433, от 17.11.2016 N 03-07-07/67582, пришли к выводу о том, что обществом в соответствии с требованиями налогового законодательства документально подтверждено наличие у него права на применение пониженной налоговой ставки.

Суды исходили из того, что для применения ставки НДС в размере 10 процентов в отношении спорного товара, данное наименование товара должно быть указано в Перечне продовольственных товаров, наряду с кодом товара по ОКПД2; эти два условия являются обязательными при предоставлении льгот по уплате НДС.

Отклоняя доводы инспекции о том, что семена сельскохозяйственных культур прошли специальную химическую обработку и поэтому не могут считаться продовольственным товаром, суды исходили из того, что Налоговый кодекс и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 не устанавливают каких-либо дополнительных условий для применения ставки НДС 10% при реализации товаров и не требуют, чтобы соответствующие товары могли использоваться (употребляться) непосредственно в пищевых или кормовых целях.

Суд округа не может согласиться с данными выводами судов.

В кассационной жалобе инспекция указала, что по результатам камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что заявитель в рамках контракта от 05.10.2018 N GSA 2019, заключённого с материнской компанией "Джермэн Сид Альянс ГмбХ", ввозит на территорию Российской Федерации (импортирует) в том числе семена рапса для посева, уплачивая НДС на таможне по налоговой ставке 20%. После ввоза на территорию РФ упомянутый товар отправляется для подработки семян на предприятие ООО "СВ-Гарант", с которым обществом заключен договор о выполнении работ по подработке семян рапса от 26.10.2021 N261021.

В рамках данного договора действуют следующие термины:

· Подработка семян - очистка, протравливание и упаковка или протравливание и упаковка;

· Протравливание - обработка очищенных семян защитно-стимулирующими химическими препаратами (протравителями) и окрашивающим химическим препаратом (красителем).

После оказания услуг по подработке семян ООО "СВ-Гарант" передаёт в адрес общества сертификаты соответствия, протоколы испытаний системы "Россельхозцентр", выписанные испытательной лабораторией ООО "СВ-Гарант". В сертификате соответствия в графе "качество семян" указывается, что семена соответствуют ГОСТ Р 52325-2005 "Семяна сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия", категория РСт. Данный ГОСТ устанавливает сортовые и посевные качества. Согласно указанному ГОСТу категория РСт означает репродукционные семена, предназначенные для производства товарной продукции. В протоколах испытаний указано, что семена рапса протравливаются протравителями: Модесто, Круйзер КС. Также указана посевная годность - выше 90%.

Далее общество реализует данный товар на территории РФ в адрес различных покупателей. При реализации товара общество применяет налоговую ставку НДС в размере 10%.

Инспекцией установлено, что ввезенные и реализованные семена не могут считаться продовольственными, поскольку прошли специальную химическую обработку и не пригодны для использования в пищу. При реализации товара общество применяет налоговую ставку НДС в размере 10%.

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации в том числе следующих продовольственных товаров: зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов).

Коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической в деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (Постановление N 908).

Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 17.06.2022 N 307-ЭС22-8901 поддержал вывод нижестоящих судов о том, что само по себе присутствие в перечне кодов видов товаров, облагаемых по налоговой ставке НДС в размере 10%, кода товара, указанного в сертификате соответствия, не дает права налогоплательщику применять пониженную ставку НДС. Суды трех инстанций по делу, рассмотренному в Верховном Суде РФ, указали, что, исходя из положений статьи 164 НК РФ, для применения налоговой ставки НДС в размере 10%) необходимо соблюдение в совокупности двух условий:

· реализуемый товар по своему назначению и применению должен быть продовольственным;

· такой товар по коду видов продукции должен быть включен в перечень кодов продовольственной продукции, утвержденный Правительством РФ.

При этом специальных требований к документальному подтверждению вида товара и кода ОКПД 2 для подтверждения правомерности применения налоговой ставки НДС в размере 10% нормы главы 21 НК РФ не содержат.

Суды также пояснили, что семена, протравленные для посева, не могут быть отнесены именно к продовольственным товарам. Поэтому при их реализации налоговая ставка НДС в размер 10% не применяется. Согласно примечанию 4 к перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой ТН ВД ЕАЭС, облагаемых НДС по ставке 10% при ввозе на территорию РФ, коды, приведенные в этом перечне, применяются исключительно в отношении товаров, предназначенных для использования в пищевых и в кормовых целях.

Общество, поддерживая свои доводы, ссылается на письмо Минфина России от 16.09.2022 N 03-07-07/89907. Между тем из содержания писем Минфина России от 13.01.2023 N 03-07-14/1564, от 13.01.2023 N 03-07-07/2018, от 01.03.2023 N 03-07-07/16974 следует, что при применении налогоплательщиками подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ следует руководствоваться определением Верховного Суда РФ от 17.06.2022 N 307-ЭС22-8901.

В кассационной жалобе среди прочего инспекция указала следующее.

При рассмотрении настоящего дела заявитель неоднократно ссылался на законопроект N 451742-8, который якобы выражает "намерение законодателя уточнить норму НК РФ таким образом, чтобы она отражала изначальный смысл, заложенный законодателем в текущую версию норм НК РФ, а также устранить некорректное толкование Судами текущей версии статьи 164 НК РФ в части применения ставки НДС 10% к реализации семян для посева".

Вместе с тем, законодательная воля - это стремление законодательных органов установить правило, выразить вовне обязательную норму поведения, получившую воплощение в форме закона или иного нормативного правового акта. Толкование норм права представляет собой деятельность по разъяснению смысла законодательства. При этом официальное (легальное) толкование норм права основано на законе и является обязательным. Официальным (легальным) толкованием норм права являются, в том числе, судебные акты Верховного Суда РФ. Таким образом, внесение законопроекта в Государственную Думу группой депутатов, лоббирующих интересы определенного круга лиц, не является законодательной волей.

В настоящий момент воля законодателя изложена в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ (в действующей редакции) с учетом позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 307-ЭС22-8901.

Следует отметить, что в ответе Правового управления Государственной Думы от 23.10.2023 (размещено на официальном сайте sozd.duma.gov.ru) указано следующее:

"Проектом федерального закона предлагается установить ставку по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 10% вместо 20% при реализации семян сельскохозяйственных растений, предназначенных для выращивания сельскохозяйственных культур в целях производства пищевой продукции и продукции для кормовых целей.

Согласно статье 56 НК РФ преимущества, предоставляемые одним налогоплательщикам по сравнению с другими налогоплательщиками, которые выражаются в возможности не платить налог или платить его в меньшем размере, являются налоговыми льготами. Налоговая ставка по НДС в размере 10%, установленная пунктом 2 статьи 164 НК РФ, также признается налоговой льготой, поскольку налогоплательщики, реализующие перечисленную в указанном пункте продукцию, уплачивают НДС в меньшем размере. Таким образом, налогоплательщикам НДС, реализующим указанную продукцию, фактически предлагается предоставить освобождение от НДС в части уменьшения исчисленной суммы налога.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Проект федерального закона не соответствует требованиям статьи 105 Регламента Государственной Думы".

В заключении Правительства РФ от 25.01.2024 на проект федерального закона "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, В.Н. Плотниковым и другими (размещено на официальном сайте sozd.duma.gov.rul указано следующее:

"Законопроектом предлагается внести в пункт 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ изменение, предусматривающее применение пониженной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 % при реализации семян сельскохозяйственных растений, предназначенных для выращивания сельскохозяйственных культур в целях производства пищевой продукции и продукции для кормовых целей. При реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации налогообложение НДС производится по ставкам в размере 10% и 20%. Пониженная ставка НДС в размере 10% применяется отношении социально значимых товаров, в том числе ряда продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения. При ввозе указанных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, также применяется налоговая ставка в размере 10% (пункты 2, 3 и 5 статьи 164 Кодекса).

Таким образом, снижение ставни НДС с 20% до 10% в отношении операций по реализации семян сельскохозяйственных растений, предназначенных для выращивания сельскохозяйственных культур в целях производства пищевой продукции и продукции для кормовых целей, не окажет положительного влияния на конкурентоспособность отечественных семян, но создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других товаров, не употребляемых в пищу, облагаемых в настоящее время НДС по ставке в размере 20%. Реализация проектируемых положений приведет к увеличению выпадающих доходов федерального бюджета. При этом источники компенсации указанных выпадающих доходов законопроектом не определены.

Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту отсутствует аргументация в части придания с 1 октября 2019 г. в соответствии со статьей 2 законопроекта обратной силы проектируемым нормам статьи 164 Кодекса. Необходимость внесения соответствующих изменений обосновывается сложившейся судебной практикой. Однако следует отметить, что вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. N 611-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 105.26 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливающий ставку НДС в размере 10% в отношении обработанных протравителями (протравленных) семян подсолнечника и кукурузы. С учетом изложенного Правительство РФ законопроект не поддерживает."

Аналогичные выводы содержатся в заключении Счетной Палаты РФ от 26.02.2024 N ЗСП-15/03-01 на указанный проект федерального закона.

Следовательно, в настоящее время операции по реализации семян сельскохозяйственных растений, предназначенных для выращивания сельскохозяйственных культур, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ облагаются НДС по ставке в размере 20%.

Суд округа принимает доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, полагая их обоснованными.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 287 АПК РФ кассационный суд, учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, но судами неправильно применена норма права, то следует отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Джермэн Сид Альянс Русс" отказать.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2023 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2024 по делу N А40-229638/2023 отменить.

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Джермэн Сид Альянс Русс".

 

Председательствующий судья

А.А. Гречишкин

 

Судьи

О.В. Анциферова
О.В. Каменская

 

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не имеет права на применение ставки НДС 10% при реализации семян различных сельскохозяйственных культур, несмотря на то, что они включены в Перечень кодов видов товаров, облагаемых по налоговой ставке НДС 10%.

Суд, исследовав материалы дела, согласился с позицией налогового органа.

Установлено, что ввезенные и реализованные семена не могут считаться продовольственными, поскольку прошли специальную химическую обработку (протравлены для посева) и не пригодны для использования в пищу.

Для применения ставки НДС в размере 10% необходимо соблюдение в совокупности двух условий:

- реализуемый товар по своему назначению и применению должен быть продовольственным;

- такой товар по коду видов продукции должен быть включен в перечень кодов продовольственной продукции, утвержденный Правительством РФ.

Поскольку одно из этих условий не соблюдается, налогоплательщик не вправе использовать пониженную налоговую ставку.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2024 г. N Ф05-14235/24 по делу N А40-229638/2023