г. Санкт-Петербург |
|
12 ноября 2019 г. |
Дело N А26-4779/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н. А. Климцовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28874/2019) АО Специализированный Застройщик "Карелстроймеханизация" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.08.2019 по делу N А26-4779/2019 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению АО Специализированный Застройщик "Карелстроймеханизация"
к ГУ - РО ФСС РФ по Республике Карелия
о признании недействительными решений
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Акционерное общество "Специализированный застройщик "Карелстроймеханизация" (ОГРН 1021000508825, ИНН 1001000982; далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - фонд) о признании недействительными решений от 29.04.2019 N 565 н/с и от 29.04.2019 N 9 осс/взносы.
Решением суда от 14.08.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
В ходе проверки фондом установлено, что страхователем не включены в базу для начисления страховых взносов расходы на оплату медицинских услуг по договорам на оказание медицинских услуг на проведение обязательных медицинских осмотров (обследований) работников, психиатрического освидетельствования.
Результаты проверки отражены в акте от 15.03.2019 N 79н/с.
Решением от 29.04.2019 N 565 н/с общество привлечено к ответственности по статье 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в сумме 998 руб. 33 коп. Заявителю доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 в сумме 4 991 руб. 63 коп. и пени в сумме 741 руб. 91 коп.
Фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
В ходе проверки фондом установлено, что страхователем не включены в базу для начисления страховых взносов расходы на оплату медицинских услуг по договорам на оказание медицинских услуг работникам.
Результаты проверки отражены в акте от 15.03.2019 N 23осс/взносы.
Решением от 29.04.2019 N 9 осс/взносы общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в сумме 808 руб. 36 коп. Заявителю доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в сумме 4 041 руб. 81 коп. и пени в сумме 188 руб. 22 коп.
Не согласившись с законностью решений фонда, общество обратилось в суд с соответствующими заявлением в рамках дел N А26-4782/2019 и N А26-4779/2019.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 19.06.2019 по делу N А26-4779/2019 дела N А26-4779/2019 и N А26-4782/2019 объединены в одно производство с присвоением номера N А26-4779/2019.
Суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
На основании статьи 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 названной статьи Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения, как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (пункт 3 статьи 41 ТК РФ).
Правовая природа выплат в рамках социальных взаимоотношений является специальным видом выплаты, связанной исключительно с возможностями работодателя. Именно в этой связи данные выплаты не поименованы в качестве гарантированных выплат ни в трудовом, ни в страховом законодательстве и не установлены в каком-либо нормативном акте.
Таким образом, в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной, в том числе, в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, от 03.12.2013 N 10905/13, от 10.12.2013 N 11031/13, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 N 303-КГ17-6952, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2000 N 55 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации", законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
Затраты учреждения на медицинские услуги по проведению обязательных периодических медицинских осмотров работников и предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу, психиатрических освидетельствований в соответствии с положениями статьи 213 ТК РФ, являются производственными расходами учреждения, необходимыми для осуществления его деятельности, суммы таких расходов не являются объектом обложения страховыми взносами и соответственно в базу для начисления страховых взносов не включались.
Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан Приказ от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", согласно части 2 пункта 3 Приложения N 3 к которому обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), определен в приложении N 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н, согласно которому в целях проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров производственные факторы признаются вредными и (или) опасными либо по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки, либо считаются таковыми по уровню воздействия на человека вне зависимости от результатов аттестации или специальной оценки.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Психиатрические освидетельствования работников проводится с целью определения их пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695).
По своей сути предварительные, периодические осмотры, психиатрические освидетельствования являются допуском к профессиональной деятельности по конкретной должности, их непрохождение или нахождение у лица медицинских противопоказаний по состоянию здоровья к выполнению той или иной профессиональной деятельности влечет недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей (статья 212 ТК РФ).
В соответствии с данными положениями законодательства условиями коллективного договора общества от 30.03.2015 в разделе 7 "Условия работы. Охрана и безопасность труда" предусмотрено, что работодатель обязан организовать в установленные сроки проведение ежегодных медицинских профилактических осмотров работников предприятия, обязанных проходить периодический медицинский осмотр (рабочие, ИТР занятые на тяжелых и вредных работах, ИТР с правом управления служебными автомобилями) согласно приложению N 8.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Указанные социальные гарантии основаны на локальном правовом акте, на необходимости охраны труда сотрудников в особых условиях, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, они не являются стимулирующими, не относятся к оплате труда работников и подлежат квалификации как выплаты социального характера, следовательно, указанные расходы работодателя не являются объектом обложения страховыми взносами согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Указанный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.10.2019 N 306-ЭС19-9697.
При таких обстоятельствах, общество правомерно не включило в объект обложения страховыми взносами спорные расходы на оплату медицинских услуг по договорам на оказание медицинских услуг на проведение обязательных медицинских осмотров (обследований) работников, психиатрического освидетельствования.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные обществом требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.08.2019 по делу N А26-4779/2019 отменить.
Признать недействительными решения государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 29.04.2019 N 565 н/с и от 29.04.2019 N 9 осс/взносы.
Взыскать с государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в пользу акционерного общества "Специализированный застройщик "Карелстроймеханизация" (ОГРН 1021000508825, ИНН 1001000982) 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4779/2019
Истец: АО Специализированный Застройщик "Карелстроймеханизация"
Ответчик: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17223/19
12.11.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28874/19
14.08.2019 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-4779/19
19.06.2019 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-4782/19
16.05.2019 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-4779/19