г. Санкт-Петербург |
|
03 апреля 2024 г. |
Дело N А56-49991/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Пономаревой О.С., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Колосов М.А.
при участии:
от истца (заявителя): Шуйский К.В. по доверенности от 13.11.2021,
от заинтересованного лица: Лазарев М.С. по доверенности от 27.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-533/2024) ООО "УК Ариосто" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2023 по делу N А56-49991/2023, принятое
по заявлению ООО "УК Ариосто"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Ариосто" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 15.05.2023 N 12/86/23-К-р об устранении выявленных нарушений обязательных (лицензионных) требований и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом интересам.
Решением суда от 27 ноября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение от 27.11.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения о проведении документарной проверки N 12/86/23-К-р от 17.04.2023 в отношении Общества проведено контрольное надзорное мероприятие в виде внеплановой документарной проверки юридического лица, по результатам которой установлено, что Обществом допущено нарушение требований ч.7 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), выраженное в неверном начислении платы за содержание жилого помещения по лицевому счёту квартиры 480 в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, ул. Авиаконструкторов, д.54, стр.1 в отсутствие законных на то оснований, за период с января по март 2023 года.
Обществу выдано предписание N 12/86/23-К-р от 15.05.2023 для устранения выявленных нарушений требований части 7 статьи 156 ЖК РФ, согласно которому требуется произвести перерасчёт по лицевому счёту жилого помещения кв.480 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Авиаконструкторов, д.54, стр.1 по статье размер платы за содержание жилого помещения за период с 09.01.2023 по март 2023, а также за апрель 2023 исходя из размера платы, установленного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2022 N 220-р "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2023" на период с 01.01.2023 по 30.06.2023 представив подробный расчёт изменений, а также подробный расчёт размера платы за содержание и обслуживание лифтов с приложением технического паспорта на многоквартирным дом (далее - МКД) со сроком исполнения до 15.06.2023.
Не согласившись с Предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, указав на правомерность вынесенного предписания.
Выслушав представителей, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктами 3.1. и 3.2. Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849, Инспекции предоставлены полномочия по осуществлению контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.
Согласно части 8 статьи 20 ЖК РФ Инспекция при осуществлении государственного жилищного надзора может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно п.п. 4 пункта 1.1 части 1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, кроме того, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пунктом 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вопросы платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются разделом VII ЖК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
В соответствии с частью 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, и управляющей организацией, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт- Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Как верно указал суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, сведения о МКД по адресу: Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 54, стр. 1, размещены в разделе реестра лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, содержащем перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "УК Ариосто". Указанные сведения внесены в Реестр с 10.11.2022 по результатам рассмотрения заявления Общества о внесении изменений в Реестр на основании заключенного застройщиком МКД ООО "Арсенал-Каменка" договора управления МКД от 12.09.2022 с Обществом (распоряжение Инспекции от 09.11.2022 N 3710-рл).
Как следует из материалов дела, на период управления МКД Обществом в период сентябрь по апрель 2022 года и выставления платы за услуги по лицевому счёту жилого помещения кв.480 в соответствии с Приложением N 2 Договора N А54 от 12.09.2022 на управление МКД, действовало Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.11.2021 N 145 (далее - Распоряжение N 145).
По условиям договора N А54 от 12.09.2022, заключенного между Обществом и застройщиком МКД ООО "Арсенал-Каменка", размер платы за содержание жилого помещения, установленного в договоре застройщиком, действуют до момента принятия общим собранием решений о выборе способа управления МКД, об утверждении условий договора управления МКД, а также об утверждении размера платы за жилое помещение. Управления МКД, застройщиком установлен размер платы за содержание жилого помещения в размере 49,02 руб./кв.м, включая дополнительные услуги, например: "Видеонаблюдение" с размером платы 0,5 руб./кв.м, порядок предоставления, требования к качеству и допустимая продолжительность перерывов предоставления которой не определены жилищным законодательством и не предусмотрены нормативно-правовым актом органа местного самоуправления (приложению N2 Договора)
Согласно пункту 2 Распоряжения N 145, с 01.07.07.2022 по 31.12.2022 установлены размеры платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также для собственников помещений в многоквартирном доме, если на общем собрании не принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, согласно Приложению 2 к настоящему распоряжению, которым размер платы в период с 01.07.2022 по 31.12.2022 устанавливался за "содержание общего имущества в МКД" в размере -8,24 руб./м2, за "управление МКД" в размере - 3,95 руб./м2 и за "текущий ремонт" в размере - 6,40 руб./м2, а также "Техническое обслуживание лифтов" - в размере 7,39 руб./м2, размер платы по которой рассчитывается в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 11.07.1997 N 17-43 "Об утверждении норм времени и расценок на ремонт, модернизацию и техническое обслуживание лифтов".
Довод Общества о том, что размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов определяется по формуле, установленной распоряжением Комитета от 16.12.2020 N 250-р "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2021 год", подлет отклонению, поскольку договор управления МКД застройщиком заключен с Обществом 12.09.2022 и по состоянию на данную дату распоряжение Комитета от 16.12.2020 N 250-р утратил силу в связи с принятием Комитетом распоряжения от 29.11.2021 N 145-р "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2022 год".
Довод Общества о правомерности применения тарифов принятых застройщиком ООО "Арсенал-Каменка" на основании частей 2,3 статьи 162 ЖК РФ подлежит отклонению, поскольку в период произведения указанных начислений решения общих собраний собственников помещений МКД по вопросу утверждения размера платы за содержание жилого помещения принятых жителями МКД отсутствовали.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений ЖК РФ, следует, что разделом VII ЖК РФ определен императивный порядок установления платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также круг лиц, обладающих такими полномочиями.
В данном случае, застройщик многоквартирного дома и Общество в силу указанных норм таким правом не наделены. При отсутствии решения собственников жилых помещений размер платы устанавливается органом местного самоуправления, в Санкт-Петербурге - уполномоченным органом государственной власти. При этом ЖК РФ не предусматривает каких-либо изъятий в этой части по одностороннему и самостоятельному установлению, а также изменению управляющей организацией и застройщиком размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Инспекцией правомерно установлено нарушение Обществом требований ч.7 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно выдано оспариваемое предписание.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 ноября 2023 года по делу N А56-49991/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
О.С. Пономарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49991/2023
Истец: ООО "УК АРИОСТО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА