г. Москва |
|
02 апреля 2024 г. |
Дело N А40-118996/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Бондарева А.В., Савенкова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 декабря 2023 года
по делу N А40-118996/23, принятое судьей Н. А. Чекмаревой (64-952),
по иску ООО "Дитрон" (ИНН: 7703041050, ОГРН: 1037700209766)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ИНН: 7705031674, ОГРН: 1037739510423),
третье лицо: Правительство Москвы,
о признании права на применение льготной ставки арендной платы,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Хазов В.Б. по доверенности от 19.02.2024,
диплом 107724 0341938 от 18.07.2014;
от ответчика и третьего лица: Агатов А.А. по доверенностям от 29.11.2023, 11.12.2023, диплом 107724 0139741 от 10.02.2014;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДИТРОН" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на применение льготной ставки арендной платы в размере 5 500 рублей 00 копеек за 1 кв.м. за период с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 декабря 2023 года по делу N А40-118996/23 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал;
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, между Обществом с ограниченной ответственностью "ДИТРОН" (истец, арендатор) и Департаментом городского имущества города Москвы (ответчик, арендодатель) заключен договор аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы N 00-00621/01 от 26.09.2001 нежилого помещения площадью 185,20 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Б. Никитская, д. 24/1 стр. 6.
ООО "ДИТРОН" является субъектом малого предпринимательства.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что поскольку ООО "ДИТРОН" является субъектом малого предпринимательства, арендуя при этом нежилое помещение общей площадью 185,2 кв.м. и принимая во внимание, что срок действия имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы установлен с 01.01.2023, договор аренды заключен без проведения торгов, то в отношении ООО "ДИТРОН" должна применяться ставка арендной платы в размере 5 500 руб. за 1 кв.м., что не требует внесения каких-либо изменений в Договор аренды, так как действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
ООО "ДИТРОН" перечисляло арендные платежи, задолженность по арендным платежам отсутствовала, поскольку ООО "ДИТРОН" оплачивало арендные платежи исходя из льготной ставки 5 500 руб. за 1 кв.м. в год за 2023 год.
Таким образом, ООО "ДИТРОН" полагает, что обладает правом на применение льготной ставки исходя из размера 5 500 руб. в год за 1 кв.м. в период с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исковые требования признаны судом законными и обоснованными, с чем соглашается апелляционная коллегия.
Пунктом 1 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП (в редакции изменений от 16.12.2020 г., действующих до 31.12.2021 г.) постановлено установить с 1 января 2020 года субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, ставку арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м, в год.
При этом, пункт 1 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП не содержит обязанности обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства. Данная обязанность предусмотрена п. 1(1) Постановления N 800-ПП для СМП для целей установления арендной ставки в размере 3 500 руб. за кв.м.
Указанным Постановлением N 800-ПП также установлены требования, предъявляемые СМП, для получения мер имущественной поддержки в виде установления арендных ставок 4 750 руб. за кв.м., а именно: действующий договор аренды должен быть действующим и не заключенным на торгах или в соответствии с законом "О защите конкуренции"; площадь арендуемого помещения должна составлять не более 300 кв.м.; наличие статуса СМП.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума ВАС РФ N 73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды. Поскольку по условиям договора аренды и дополнительного соглашения размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП.
В п. 2.2 Постановления N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП ( в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2022 года N 2688-ПП) установлена с 1 января 2023 г. ставка арендной платы в размере 5500 рублей за кв.м в год субъектам малого предпринимательства, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "ДИТРОН" имеет право на применение к договору аренды льготной ставки арендной платы в порядке, установленном в п. 1 Постановления N 800-ПП, в размере 5500 рублей за кв. м. в год без обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки.
Довод Департамента о том, что льготная ставка в размере 5 500,00 руб. за кв. м в год предоставляется только тем субъектам малого предпринимательства, которые арендуют объект по договору, срок действия которого еще не истек, не согласуется с буквальным содержанием п. 1 Постановления N 800, согласно которому критерием для предоставления названной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Более того, указанный довод ответчика не соответствует установленным п. ч. 3 ст. 6 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена, обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Арендные правоотношения истца и ответчика не прекращались, договор расторгнут не был и является действующим.
В связи с тем, что действующая редакция постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800 не содержит требований о представлении в межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятии комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, последняя должна применяться арендодателем автоматически.
Довод ответчика о том, Общество обратилось в Департамент лишь 26.05.2023, вопрос использования помещения по целевому назначению, а также наличие либо отсутствие в помещениях субарендаторов в заявленный период не исследовался и не проверялся, судом отклоняется, поскольку не является основанием для лишения ответчика права на льготную ставку арендной платы.
Доводы ответчика о наличии задолженности судом отклоняются, как необоснованные и документально не подтвержденные, поскольку ответчик при расчете задолженности неправомерно исходил из рыночной стоимости размера арендной платы, тогда как истец в силу закона имел право на льготный размер арендной платы.
Принимая во внимание, что в настоящее время срок действия имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы установлен с 01.01.2017 г. до 31.12.2023 г., истец является субъектом малого предпринимательства, арендуемые им помещения менее 300 кв.м., а договор арены заключен без проведения торгов - в отношении ООО "ДИТРОН" может применяться ставка арендной платы на 2023 год в размере 5 500 руб. за кв.м, в год, в связи с чем, требование истца о признании права на применение льготной ставки арендной платы является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2023 года по делу N А40-118996/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118996/2023
Истец: ООО "ДИТРОН"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ