город Ростов-на-Дону |
|
03 апреля 2024 г. |
дело N А32-20282/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Абраменко Р.А., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Петросьян Н.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2023 по делу N А32-20282/2023
по иску Администрации муниципального образования город Новороссийск
(ОГРН: 1032309077635, ИНН: 2315061988)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Холдинговая Компания "Юг-Агро" (ОГРН: 1022301436860, ИНН: 2310074221),
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Пром", общества с ограниченной ответственностью "Новтрансавто",
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - истец; администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края к обществу с ограниченной ответственностью "Холдинговая Компания "Юг-Агро" (далее - ответчик; общество) со следующими требованиями:
- обязать ответчика использовать земельный участок с кадастровым номером 7:0208011:3 в соответствии с видом его разрешенного использования, указанного в сведениях ЕГРН - "Склад";
- запретить ответчику использовать земельный участок с кадастровым номером 23:47:0208011:3 для размещения и хранения контейнеров на открытом воздухе;
- в случае неисполнения ответчиком решения суда в 30-тидневный срок, взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 10 000, 00 рублей, за каждый день просрочки исполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Пром", общество с ограниченной ответственностью "Новтрансавто".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2023 в иске отказано. Решение мотивировано тем, что истец избрал ненадлежащий способ защиты права.
Администрация муниципального образования город Новороссийск обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2023 отменить, удовлетворить исковые требования.
В апелляционной жалобе администрация указала, что от Управления Росреестра по Краснодарскому краю Новороссийского отдела государственного земельного надзора получено постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 12.04.2023 в связи с внесением изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 (ред. от 10 марта 2023 года) "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", вследствие чего продлен мораторий на проведение плановых проверок соблюдения земельного законодательства по материалам контрольных (надзорных) мероприятий. В силу Закона проверки соблюдения земельного законодательства, инспектором государственного земельного контроля не проводятся, предписания не выдаются, организации к административной ответственности не привлекаются. В адрес ответчика направлена копия акта проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, осуществляемого без взаимодействия с контролируемыми лицами содержащая сведения о выявленных нарушениях земельного законодательства. В свою очередь ответчиком мер по прекращению нарушений не принято, что посулило основанием для обращения в арбитражный суд. Как указал истец, использование земельного участка в несоответствии с видом его разрешенного использования, затрагивает его интересы и обращение в суд является единственным способом восстановления нарушенного права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" администрацией МО г. Новороссийск (контрольно-ревизионным управлением), на основании задания N 22-МЗК-БД от 21.03.2023 произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208011:3 по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Сухумское шоссе, 90, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под цехом подсобного производства предприятия по выпуску асфальтобетона и других строительных материалов, принадлежащего на праве собственности ООО "Холдинговая компания "Юг-Агро".
В результате осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0208011:3, площадью 33778 кв.м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под цехом подсобного производства предприятия по выпуску асфальтобетона и других строительных материалов", по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск. Сухумское шоссе, 90, принадлежащем на праве собственности ООО "Холдинговая компания "Юг-Агро", организовано складирование и размещение грузовых морских контейнеров.
Установленный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает организацию складирования и размещения грузовых морских контейнеров.
Согласно правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск (утв. Решением Думы от 23.12.2014 N 439, с изменениями от 20.12.2022 N 327) земельный участок с кадастровым номером 23:47:0208011:3 расположен в зоне предприятий, производств и объектов 2 класса опасности С33-500 м. - П-2.
Согласно Генеральному плану городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденного решением городской Думы от 22.11.2011 N 158 (в редакции от 24.11.2020 N 44) земельный участок с кадастровым номером 23:47:0208011:3 расположен в границах населенного пункта и отнесен к категории земли населенных пунктов.
Однако до настоящего времени нарушения использования спорного земельного участка не устранены, в связи с чем администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ право пользования, владения и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (подпункт 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
К вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа (пункт 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункт 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года No131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 72 ЗК РФ органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона об организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Так, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за использованием земель осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Исходя из п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно выписке из ЕГРН от 19.06.2023 собственником спорного земельного участка является ООО "Холдинговая компания "Юг-Агро" (регистрационная запись от 11.04.2008 N 23-23-47/010/2008-060).
Согласно выписке из ЕГРН от 19.06.2023 земельный участок с кадастровым номером 23:47:0208011:3, принадлежащий на праве собственности ответчику, относятся к категории земель - земли населенных пунктов.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяи?ственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет, что градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 36 ГрК РФ).
В силу п. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образовании?; 4) видов территориальных зон; 5) требовании? охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территории?, иных природных объектов.
Согласно подпунктов 1 - 3 пункта 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 ГрК РФ).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требовании? градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2 статьи 42 ЗК РФ).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, обращаясь с ходатайством об уточнении требований, истец пояснил, что для земельного участка с кадастровым номером 23:47:0208011:3 установлен вид разрешенного использования "Склад" (код 6.9), вместе с тем установленный вид разрешенного использования не соответствует фактическому использованию земельного участка.
Согласно Классификатору земельный участок с видом разрешенного использования "склады" (код 6.9) помимо размещения грузов на земельном участке предусматривает размещение сооружений имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов, а именно: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады.
Истец указал, что при проведении выездного обследования установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0208011:3 организовано складирование морских контейнеров на открытом воздухе, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка "складские площадки" (код 6.9.1) "Временное хранение, распределение и перевалка грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе".
В настоящее время виды разрешенного использования земельных участков в соответствии с действующей редакцией Классификатора: "склады" (код 6.9) и "складские площадки" (код 6.9.1) являются самостоятельными видами разрешенного использования земельных участков.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденным решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.2014 года N 439 земельные участки категории земель - земли населенных пунктов и находящиеся в зоне предприятий (П-1; П-2; П-3; П-4; П-5) на территории муниципального образования город Новороссийск не имеют вида разрешенного использования - "складские площадки" (код 6.9.1), соответственно размещение контейнеров на открытом воздухе на территории муниципального образования не предусмотрено.
При этом, судом первой инстанции также правомерно установлено, что доказательств нарушения при размещении контейнеров на земельном участке требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не представлено.
Также суд первой инстанции обоснованно указал, что использование находящегося в частной собственности земельного участка не по целевому назначению влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Нормами гражданского, земельного законодательства не предусмотрено право муниципального образования в лице администрации требовать от собственников земельных участков использовать эти участки определенным образом, в том числе, ограничивать использование земельных участков, обязывать осуществлять использование земельных участков определенным образом.
Приведенные истцом доводы обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве надлежащего правового обоснования, позволяющего истцу, реализующему публичные функции, предъявлять вещно-правовые требования к собственнику земельного участка.
Кроме того, исходя из положений части 8 статьи 36 Грк РФ и части 4 статьи 85 ЗК РФ земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2017 N 308-ЭС16-20610.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ).
С учетом изложенного, повторно оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода о том, что истец избрал ненадлежащий способ защиты права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2023 по делу N А32-20282/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20282/2023
Истец: Администрация МО г. Новороссийск, Администрация муниципального образования город Новороссийск
Ответчик: ООО "Холдинговая Компания "Юг-Авто", ООО Холдинговая компания Юг-Агро
Третье лицо: ООО "АЛЬЯНС-ПРОМ", ООО "НОВТРАНСАВТО"