г. Саратов |
|
02 апреля 2024 г. |
Дело N А12-24384/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Заграничного И. М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сариевой Г. У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Жемчужина" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 января 2024 года по делу N А12-24384/2023
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда (ИНН 3444069673, ОГРН 1023403430082)
к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Жемчужина" (ИНН 3459076761, ОГРН 1183443011916),
о понуждении к исполнению требований предписаний,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда (далее - Департамент, истец) к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Жемчужина" (далее - ООО "УК "Жемчужина", ответчик) с исковым заявлением об обязании в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу обеспечить безопасность проживания граждан квартиры N 7 многоквартирного дома N 11 по ул. Лодыгина, привести в надлежащее техническое состояние перекрытия в квартире N 7 указанного дома.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.01.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.01.2024 отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
На основании решения Волгоградской городской Думы от 27.07.2022 N 70/1045 "О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 28.05.2014 N 13/393 "Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда" Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением Администрации Волгограда, уполномоченным на реализацию полномочий Администрации Волгограда в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, осуществление муниципального жилищного контроля, а также переданных законом Волгоградской области государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) в части осуществления надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, осуществлению регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно постановлению главы Волгограда от 22.07.2022 N 245-п "О внесении изменения в постановление главы Волгограда от 25.09.2018 N 6-п "Об утверждении структуры аппарата главы Волгограда", постановлению администрации Волгограда от 22.07.2022 N 865 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 07.12.2016 N 152 "О структуре и штатной численности департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда", в структуру аппарата главы Волгограда внесены изменения, в соответствии с которыми управление "Жилищная инспекция Волгограда" (далее - Управление) вошло в структуру Департамента.
На основании пункта 1.1 Положения об Управлении, утвержденного распоряжением Департамента от 01.08.2022 N 125-р, Управление является функциональным структурным подразделением Департамента, уполномоченным осуществлять функции по муниципальному жилищному контролю, региональному государственному жилищному контролю (надзору) и региональному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно пунктам 2.1.2.2, 2.1.3 Положения об Управлении, в рамках осуществления отдельных государственных полномочий Управление осуществляет региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории городского округа город-герой Волгоград в части соблюдения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также исполнение (неисполнение) предписаний Управления об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Осуществляет контроль за устранением выявленных нарушений, обращается в органы судебной власти с заявлениями о понуждении к исполнению предписаний, выданных в рамках муниципального жилищного контроля, регионального государственного жилищного контроля (надзора), регионального государственного лицензионного контроля.
С целью рассмотрения обращения заявителя, содержащего информацию о нарушении лицензиатом лицензионных требований, в части технического состояния перекрытия в квартире N 7 многоквартирного дома N 11 по ул. Лодыгина, должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении лица, осуществляющего деятельность по управлению названным домом - ООО "УК "Жемчужина".
В ходе проведения мероприятий по контролю были выявлены нарушения обязательных требований (акт проверки от 12.11.2021 N 3125-р), а именно: по результатам обследования перекрытий в квартире N 7 многоквартирного дома N 11 по ул. Лодыгина установлено, что техническое состояние перекрытия (железобетонное) в душевой комнате, а также в помещении кухни (деревянное перекрытие) названной квартиры - ненадлежащее. Выявлены многочисленные разрушения тела плиты с оголением и значительным коррозированием арматуры в ванной комнате, повреждение штукатурного слоя с оголением обрешетки перекрытия в помещении кухни.
В связи с чем, обществу, как лицу, осуществляющему управление вышеуказанным многоквартирным домом, выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований от 12.11.2021 N 3125-р со сроком выполнения до 31.12.2021 и требованиями: обеспечить безопасность проживания граждан квартиры N 7 многоквартирного дома N 11 по ул. Лодыгина, привести в надлежащее техническое состояние перекрытия в квартире N 7 указанного дома.
Вместе с тем, при проверке исполнения ООО УК "Жемчужина" требований данного предписания Управлением было установлено, что предписание не исполнено, предписанные мероприятия не выполнены.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.01.2022 N 78-р.
Обществу выдано повторное предписание от 28.01.2022 N 78-р-2/п со сроком выполнения до 04.04.2022 и требованиями аналогичными предписанию управления от 12.11.2021 N 3125-р.
При проверке исполнения названным юридическим лицом требований повторного предписания от 28.01.20222 N 78-р-2/п по истечении срока его исполнения, также был установлен факт его невыполнения. В очередной раз по результатам обследования перекрытий в квартире N 7 многоквартирного дома N 11 по ул. Лодыгина выявлено ненадлежащее техническое состояние перекрытия (железобетонное) в душевой комнате, а также в помещении кухни (деревянное перекрытие) названной квартиры. Установлены многочисленные разрушения тела плиты с оголением и значительным коррозированием арматуры в ванной комнате, повреждение штукатурного слоя с оголением обрешетки перекрытия в помещении кухни (акт проверки от 29.07.2022 N 549-р).
В связи с чем, ООО "УК "Жемчужина" было выдано очередное предписание от 29.07.2022 N 549-р/п со сроком выполнения до 15.09.2022 и требованиями, аналогичными первоначальному предписанию от 12.11.2021 N 3125-р и повторному предписанию от 28.01.2022 N 78-р-2/п.
Законность предписаний Управления N 78-р-2/п от 28.01.2022 и N 549-р/п от 29.07.2022 являлась предметом рассмотрения в арбитражном суде. Решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-21578/2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и делу N А12-26532/2022, указанные предписания признаны законными.
В ходе проведения мероприятий по контролю был установлен факт неисполнения обществом требований предписания от 29.07.2022 N 549-р/п.
Результаты проверки отражены в акте внепланового инспекционного визита от 26.12.2022 N 31-ив.
ООО "УК "Жемчужина" было выдано очередное предписание от 26.12.2022 N 31-ив/п со сроком выполнения до 01.02.2023 и требованиями: обеспечить безопасность проживания граждан квартиры N 7 многоквартирного дома N 11 по ул. Лодыгина, привести в надлежащее техническое состояние перекрытия в квартире N 7 указанного дома.
При проверке исполнения обществом требований данного предписания Управлением было установлено, что предписание не исполнено - предписанные мероприятия не выполнены.
Результаты проверки отражены в акте внепланового инспекционного визита от 15.02.2023 N 1-ив.
Обществу снова было выдано предписание от 15.02.2023 N 1-ив/п со сроком выполнения до 15.04.2023 и требованиями, аналогичными ранее выданным предписаниям.
По факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица органа, осуществляющего региональный государственный лицензионный контроль, в отношении ООО УК "Жемчужина" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 102 Краснооктябрьского судебного района г. Волгограда Волгоградской области от 10.04.2023 по делу N 5- 10269/2023 директор общества признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
При проверке исполнения ООО УК "Жемчужина" требований очередного предписания от 15.02.2023 N 1-ив/п, по истечению срока его исполнения, также установлен факт его невыполнения.
Результаты проверки отражены в акте внепланового инспекционного визита от 08.06.2023 N 39-ив.
В адрес общества было вынесено очередное предписание от 08.06.2023 N 39-ив/п со сроком выполнения до 10.07.2023.
По результатам выездного обследования, целью которого являлась оценка соблюдения Обществом предписания от 08.06.2023 N 39-ив/п со сроком выполнения до 10.07.2023, установлено ненадлежащее техническое состояние перекрытия (железобетонное) в душевой комнате, а также в помещении кухни (деревянное перекрытие) квартиры N 7 многоквартирного дома N 11 по ул. Лодыгина. Выявлены многочисленные разрушения тела плиты с оголением и значительным коррозированием арматуры в ванной комнате, повреждение штукатурного слоя с оголением обрешетки перекрытия в помещении кухни (акт обследования от 28.09.2023 N б/н).
Неоднократное неисполнение ответчиком выданных Управлением предписаний об устранении выявленных вышеуказанных нарушений, послужило основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством обязательных требований посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В соответствии с частью 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ установлено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно пункту 8 статьи 20 ЖК РФ при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных, в том числе, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в статью 20 ЖК РФ внесены изменения.
Согласно пункту 6 части 12 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, о понуждении к исполнению предписания.
Кроме того, Законом N 170-ФЗ так же внесены изменения в пункт 4 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", согласно которому в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан, в том числе, принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ указывает на то, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае ответчиком до настоящего времени требования вышеуказанных предписаний Управления не выполнены, выявленные нарушения не устранены.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Непринятие ответчиком мер по выполнению требований Управления, указанных в предписаниях, уже в течение длительного времени нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в многоквартирном доме N 11 по ул. Лодыгина г. Волгограда.
Как верно отметил суд первой инстанции, несвоевременное проведение необходимых работ в многоквартирном доме ведет к повышенному преждевременному физическому износу жилого здания, к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости как отдельных строительных конструкций и оснований, так и строения в целом, что впоследствии может стать причиной обрушений, то есть привести не только к причинению вреда имуществу, проживающих в доме граждан, но и к гибели людей.
Отклоняя доводы ответчика, отраженные также в апелляционной жалобе заявителя, о неисполнимости выданных Управлением предписаний, судом первой инстанции верно отмечено, что указание в предписаниях на необходимость выполнения работ по приведению в надлежащее техническое состояние перекрытия квартиры N 7 спорного дома, которые должно выполнить общество с целью устранения выявленных нарушений, не означает, что данные предписания не отвечают критерию исполнимости, поскольку решение вопроса о порядке и способах его исполнения, исходя из содержащихся в предписаниях формулировок, относится к компетенции ответчика.
Предоставление нарушителю права выбора способа устранения допущенных нарушений, не противоречит действующему законодательству.
Содержащиеся в предписании требования направлены на устранение выявленных нарушений и соблюдение Обществом требований действующего законодательства, неисполнимость предписания не доказана.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел требования истца подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, и, отклоняя доводы заявителя жалобы, отмечает следующее.
Общество, осуществляя управление МКД, должно соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и содержания общего имущества дома в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, поддержания общего имущества дома в надлежащем и технически исправном состоянии.
Факт несоблюдения ответчиком обязательных требований при содержании общего имущества МКД (ненадлежащее техническое состояние перекрытия (железобетонное) в душевой комнате, а также в помещении кухни (деревянное перекрытие); многочисленные разрушения тела плиты с оголением и значительным коррозированием арматуры в ванной комнате, повреждение штукатурного слоя с оголением обрешетки перекрытия в помещении кухни) подтвержден материалами дела, и ответчиком, по существу, не оспаривается.
Приведенные заявителем жалобы доводы о признании МКД аварийным и подлежащим реконструкции само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность ответчика по содержанию этого дома в необходимых объемах, до отселения проживающих в нем лиц.
Несмотря на то, что постановлением Администрации Волгограда N 20 от 14.01.2022 г. МКД признан аварийным и подлежащим реконструкции, на момент проведения Управлением проверки жильцы не расселены.
При этом выявленные нарушения представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку создают угрозу безопасности жизни и здоровью людей.
В целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей дома) Общество обязано принять меры по устранению выявленных повреждений в рамках аварийно-восстановительных работ либо осуществить текущий ремонт, выполняемый для поддержания технических характеристик дома.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", и являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований.
Управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Добровольно принимая на себя обязанность по управлению аварийным жилым фондом, управляющая организация принимает на себя все связанные с этим риски, обязана обеспечить безопасность жильцов вплоть до их расселения и несет предусмотренные законом виды ответственности.
В рассматриваемом случае меры по устранению выявленных в результате проверки нарушений при содержании общего имущества многоквартирных домов направлены на обеспечение комфортного проживания, вплоть до расселения, от выполнения которых управляющая компания не вправе уклоняться.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы обжалуемого судебного акта, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решений суда первой инстанции, не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 января 2024 года по делу N А12-24384/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК "Жемчужина" (ИНН 3459076761, ОГРН 1183443011916) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-24384/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА"
Ответчик: ООО УК "ЖЕМЧУЖИНА"