г. Хабаровск |
|
05 ноября 2019 г. |
А73-7682/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток" (ОГРН 1022701128317, ИНН 2722010548): Артюхина С.В., представитель по доверенности от 01.01.2019 N 07-01/1496,
от общества с ограниченной ответственностью "Городские Инженерные Сети" (ОГРН 1172724017817, ИНН 2723195429): Горемыкин Д.В., представитель по доверенности от 06.05.2019, генеральный директор Курышев А.В. на основании приказа от 27.11.2017 N 3,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, ИНН 2721023142): представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток"
на решение от 28.08.2019
по делу N А73-7682/2019
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Малашкиным Д.Л.
по иску акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток" к обществу с ограниченной ответственностью "Городские Инженерные Сети"
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
об обязании заключить соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении от 26.02.2019 N ХБ 20-2-16/35
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Городские Инженерные Сети"
к акционерному обществу "Газпром газораспределение Дальний Восток"
о понуждении заключить соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении от 29.03.2019 N 2-АДО,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Дальний Восток" (далее - АО "Газпром газораспределение Дальний Восток") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Городские Инженерные Сети" (далее - ООО "Городские Инженерные Сети") с иском об обязании заключить соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении от 26.02.2019 N ХБ 20-2-16/35 на условиях оферты, направленной 27.02.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России).
В свою очередь ООО "Городские Инженерные Сети" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с встречным иском к АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" о понуждении заключить соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении от 29.03.2019 N 2-АДО в редакции ООО "Городские Инженерные Сети", принятым судом к рассмотрению на основании пункта 3 части 3 статьи 132 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.08.2019 в удовлетворении первоначального иска отказано. Встречный иск удовлетворен.
АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" обратилось с апелляционной жалобой, с учетом дополнительных пояснений, просит решение от 28.08.2019 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении встречного иска и удовлетворении первоначального иска. В обоснование жалобы, ссылаясь на письмо УФАС России от 27.10.2017 N КА 77263/17, указывает, что услуги, оказываемые газораспределительной организацией по соглашению, предусмотренному пунктом 7 Правил, предоставляются на возмездной основе. Ссылаясь на письмо УФАС России от 30.03.2018 N АГ/22050/2018, указывает, что для потребителя услуг по договору на ТО ВДГО и ВКГО услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию включены в расчет платы по ТО ВДГО и ВКГО, следовательно, выставление отдельной платы по аварийно-диспетчерскому обеспечению ВДГО и ВКГО не предусмотрено действующим законодательством. Считает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка письмам УФАС России от 27.10.2017 N КА 77263/17, от 30.03.2018 N АГ/22050/2018. Полагает, что соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении является смешанным договором возмездного оказания услуг и договором подряда. Считает, что к правоотношениям сторон не подлежит применению правовая позиция, приведенная в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2018 N АКПИ18-1084.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Городские Инженерные Сети" просит оставить решение от 28.08.2019 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Хабаровское УФАС России в отзыве на апелляционную жалобу сообщило, что в его адрес поступило заявление ООО "Городские Инженерные Сети" на действия АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" по расторжению соглашения от 29.03.2018 N 1-АДО и направлению в адрес ООО "Городские Инженерные Сети" соглашения от 26.02.2019 N ХБ20-02-16/35. Указало, что рассмотрение указанного заявления напрямую зависит от обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представители ООО "Городские Инженерные Сети" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо извещалось о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представитель в суд не прибыл.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из реестра уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, размещенном на официальном сайте комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края https://krgk.khabkrai.ru, ООО "Городские Инженерные Сети" осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" является газораспределительной организацией, осуществляющей транспортировку газа до многоквартирных домов, техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в которых осуществляет ООО "Городские Инженерные Сети".
Между ООО "Городские Инженерные Сети" (специализированная организация) и АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" (ГРО) заключено на безвозмездной основе сроком на один год соглашение от 29.03.2018 N 1-АДО об аварийно-диспетчерском обеспечении, согласно которому специализированная организация поручает, а ГРО принимает на себя обязательства по аварийно-диспетчерскому обеспечению находящегося на техническом обслуживании специализированной организации ВДГО (ВКГО), заказчика (-ов), указанного (-ых) в приложении N 1 к настоящему соглашению (пункт 2.1 соглашения от 29.03.2018 N 1-АДО).
По истечению срока действия соглашения от 29.03.2018 N 1-АДО АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" направило в адрес ГРО письмо от 01.02.2019 N ХБ04-08/621 о его расторжении и заключении нового соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении на возмездной основе, предложив письмом от 21.02.2019 проект нового соглашения.
В ответ на предложение ГРО ООО "Городские Инженерные Сети", в свою очередь, в письме от 27.02.2019 N ХБ04-08/1243 отказалось от подписания проекта соглашения, предложенного специализированной организацией по причине его несоответствия законодательству Российской Федерации, предложило свою редакцию соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении от 26.02.2019 N ХБ 20-2-16/35, предусматривающего оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению на возмездной основе.
Как следует из пунктов 2.1, 5.1 проекта соглашения от 26.02.2019 N ХБ 20-2-16/35, ООО "Городские Инженерные Сети" оплачивает газораспределительной организации услуги по аварийно-диспетчерскому обеспечению исходя из расчета стоимости услуг, являющегося приложением N 1 к названному соглашению.
Пунктом 5.4 проекта соглашения от 26.02.2019 N ХБ 20-2-16/35 предусмотрено, что стоимость услуг в месяц составляет 4 343 358,44 руб., в том числе НДС - 723 893,07 руб.
Оплата выполненных работ (услуг) по аварийно-диспетчерскому обеспечению производится специализированной организацией ежемесячно на основании пакета документов, включающего счет на оплату, акт выполнения работ (оказания услуг) и счет-фактуру (п. 5.5 проекта соглашения от 26.02.2019 N ХБ 20-2-16/35).
ООО "Городские Инженерные Сети" в письме от 12.03.2019 N 24 отказалось от подписания соглашения от 26.02.2019 N ХБ 20-2-16/35 на предлагаемых условиях.
АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", ссылаясь на то, что отсутствие заключенного сторонами соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения является нарушением требований Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), ставит под угрозу жизнь и безопасность неограниченного круга лиц, лишает жителей домов, техническое обслуживание газового оборудования в которых осуществляет ООО "Городские Инженерные Сети", права на своевременное и качественное устранение последствий возможных аварий и аварийных ситуаций, и, что заключение соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении для ООО "Городские Инженерные Сети" является обязательным, обратилось в арбитражный суд с первоначальным иском.
В свою очередь, ООО "Городские Инженерные Сети", не соглашаясь с редакцией соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения, предложенной АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", обратилось в арбитражный суд со встречным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами материального права.
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 4 статьи 445 ГК РФ предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 49), требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 421, абзац 1 п. 1 ст. 445 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п. 1 ст. 426 ГК РФ).
На основании статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ) к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относится утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, положения об охранных зонах трубопроводов, положения о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, порядка доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядка использования газа в качестве топлива, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечня потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению.
Правила N 410 устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; предусматривают оказание комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерскому обеспечению; техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замене оборудования.
Пунктом 2 Правил N 410 предусмотрено, что аварийно-диспетчерское обеспечение - комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Специализированная организация - организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Под внутридомовым газовым оборудованием (ВДГО) понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (отпусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (аб. 5 п. 2 Правил N 410).
Внутриквартирное газовое оборудование (ВКГО) - газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа (аб. 7 п. 2 Правил N 410).
Процесс газоснабжения характеризуется связью между внутридомовым газовым оборудованием и газораспределительными сетями.
В пункте 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрено, что газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме: в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме; с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме; в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования.
Раздел II Правил N 410 регулирует вопросы организации безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в пункте 7 которого определен порядок организации аварийно-диспетчерского обеспечения.
Пунктом 4 Правил N 410 предусмотрено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.
При этом работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (п. 6 Правил N 410).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 410, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 09.09.2017 N 1091, аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 настоящих Правил (аб. 1 п. 7 Правил N 410).
Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами (аб. 3 п. 7 Правил N 410).
Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (аб. 4 п. 7 Правил N 410).
На основании абзаца 6 пункта 7 Правил N 410 газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения.
Подпунктом "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, предусмотрено, что газораспределительной организацией является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Из положений абзацев 4 и 6 пункта 7 Правил N 410 следует, что соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается, специализированной организацией, не имеющей в своем составе аварийно-диспетчерской службы, при безусловном наличии такой службы у газораспределительной организации. Именно поэтому газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации в заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения.
Данное правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательством о газоснабжении, учитывает специфику процесса газоснабжения и не может рассматриваться как ограничивающее конкуренцию в сфере услуг по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (решение Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2018 N АКПИ18-1084).
Исходя из буквального толкования пункта 7 Правил N 410, у газораспределительной организации отсутствует исключительное право требовать заключения соглашения со специализированной организацией, между тем, последняя при отсутствии у нее соответствующей службы вправе заключить такое соглашение с газораспределительной организацией, имеющей аварийно-диспетчерскую службу.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ имеющимся в материалах дела доказательствам, суд первой инстанции установил, что ООО "Городские Инженерные Сети" является специализированной организацией по оказанию услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах в г. Хабаровске и не имеет собственную аварийно-диспетчерскую службу, что не оспаривается.
Оценив соглашение по аварийно-диспетчерскому обеспечению от 26.02.2019 N ХБ 20-2-16/35, суд первой инстанции установил, что его предметом является принятие АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" на себя по поручению ООО "Городские Инженерные Сети" как специализированной организации обязательства по аварийно-диспетчерскому обеспечению находящегося на техническом обслуживании специализированной организации внутридомового газового оборудования заказчиков.
Исходя из анализа условий соглашения от 26.02.2019 N ХБ 20-2-16/35, в том числе пунктов 2.1, 5.1, 5.4, 5.5 соглашения, суд первой инстанции установил, что названным соглашением предусмотрено, что услуги по аварийно-диспетчерскому обеспечению носят возмездный характер, их стоимость в месяц составляет 4 343 358,44 руб., в том числе НДС - 723 893,07 руб.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции на основании положений абзацев 4 и 6 пункта 7 Правил N 410, установил, что газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации в заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения.
В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, что заключение договора (соглашения) является обязательным для АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" при наличии соответствующего требования со стороны специализированной организации.
Разрешая встречные исковые требования, суд первой инстанции установил, что во встречном иске ООО "Городские Инженерные Сети" со своей стороны инициировало обращение к ГРО о заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения, предложив проект соглашения от 29.03.2019 N 2-АДО.
Исходя из анализа проекта соглашения от 29.03.2019 N 2-АДО, суд первой инстанции установил, что услуги по аварийно-диспетчерскому обеспечению носят безвозмездный характер.
В силу подпункта "б" пункта 3 Правил N 410 плата за аварийно-диспетчерское обеспечение должна быть включена в тариф на услуги газораспределительных организаций по транспортировке газа. Соответствующие изменения должны были быть внесены в "Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Положение).
Вместе с тем, изменения в указанное Положение, в части включения платы за аварийно-диспетчерское обеспечение в тариф на транспортировку газа, не внесены.
Пунктом 7 Правил N 410 определен порядок организации аварийно-диспетчерского обеспечения, которое является комплексом мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, и направлено на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Каких-либо выплат в пользу газораспределительной организации положения Правил N 410 не предусматривают, несмотря на указание о заключении соответствующего соглашения между специализированной организацией, не являющейся газораспределительной организацией, с самой газораспределительной организацией, что соответствует правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2018 N АКПИ18-1084.
На основании приведенных норм права, с учетом правовой позиции высшей судебной инстанции, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового и внутриквартирного газового оборудования должно носить безвозмездный характер.
В связи с изложенным отклоняется довод апелляционной жалобы относительно того, что к правоотношениям сторон не подлежит применению правовая позиция, приведенная в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2018 N АКПИ18-1084.
При таких обстоятельствах судом обоснованно отказано в удовлетворении первоначального иска и удовлетворен встречный иск о понуждении заключить соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении от 29.03.2019 N 2-АДО в редакции ООО "Городские Инженерные Сети".
Исходя из оценки приобщенных в дело доказательств, Шестой арбитражный апелляционный суд полагает обоснованными указанные выводы суда.
Проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для ее удовлетворения, доводы апелляционной жалобы с учетом правовой позиции вышестоящей инстанции подлежат отклонению.
Ссылки АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" на письма УФАС России от 27.10.2017 N КА 77263/17, от 30.03.2018 N АГ/22050/2018, носящие рекомендательный характер, подлежат отклонению, поскольку письма не являются нормативными актами.
Подлежит отклонению довод жалобы о том, что соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении является смешанным договором возмездного оказания услуг и договором подряда, поскольку особенностью договора оказания услуг и договора подряда является возмездный характер правоотношений.
В том время как соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении является соглашением о взаимодействии сторон на безвозмездной основе в целях предупреждения и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, направленное на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда.
По приведенным основаниям доводы апелляционной жалобы отклонены. Неправильное применение судом первой инстанции норм материального права или нарушение норм процессуального права не установлено.
Судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, отнесены на истца в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.08.2019 по делу N А73-7682/2019 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7682/2019
Истец: АО "Газпром газораспределление Дальний Восток"
Ответчик: ООО "Городские Инженерные Сети"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскомй краю
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-500/2022
20.03.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-228/2022
28.12.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-823/20
26.11.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6142/2021
02.09.2021 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7682/19
26.05.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6752/19
05.11.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6353/19
28.08.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7682/19